Общение с помощью речи является важнейшей частью развития детей. И поскольку слух играет в этом основную роль, надо проверять слух ребёнка прямо с рождения. Большинство новорожденных слышат хорошо, но каждый год рождается около 6000 детей со слухом, выходящим за рамки типичного диапазона.
В России аудиологический скрининг новорожденных осуществляется с 1996 г. согласно Приказу №108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни», а с 2008 года все роддома оснащены необходимым оборудованием. В дальнейшем слух проверяют в периоды диспансеризации и по жалобам родителей. Но поскольку острота слуха может меняться незаметно, специалисты рекомендуют ежегодные проверки в возрасте 4-6 лет, а затем дополнительные в 8 и 10 лет. Дети старше 10 и подростки должны пройти не менее 3 проверок, чтобы обнаружить любые изменения.
Вот что должны знать родители о проверках слуха, тестах на слух и мерах, необходимых для поддержки развития речи.
Каковы сроки проведения скрининга слуха у новорожденных?
Первая проверка слуха у ребёнка будет проведена в течение 3-4 дней после рождения до того, как вы отправитесь домой. Исключение — если малыш родился маловесным или с заболеванием, которое помешало провести аудиологический скрининг. В этом случае роддом передаёт информацию в поликлинику по месту жительства семьи, и скрининг проводят в течение первого месяца.
Дополнительный, диагностический скрининг слуха проводят детям, у которых при первом обследовании были выявлены нарушения диапазона слуха, и делают это в специализированных центрах в возрасте до 3-х месяцев по направлению педиатра. Всё это отражено в законодательных актах РФ.
Какую пользу принесет проверка слуха ребёнку?
Крайне важно иметь чёткую и точную информацию о слухе вашего малыша, поскольку некоторые нарушения без лечения или коррекции могут привести к таким проблемам, как:
- Сложности с пониманием других людей.
- Задержка речевых и языковых навыков.
- Трудности при обучении в школе.
- Проблемы с заведением друзей и установлением отношений с другими людьми
- Низкая самооценка и другие проблемы: российские ученые из НИИ психического здоровья выявили, что у детей с нарушениями слуха или зрения депрессивные состояния встречаются намного чаще, чем у здоровых
Я знаю, что ребёнок меня слышит. Так нужно ли обследовать слух?
Вы можете задаться вопросом о необходимости формального скрининга, поскольку ваш младенец может вздрагивать, моргать или поворачивать голову в ответ на разные звуки. Многие новорожденные реагируют таким образом, но при этом испытывают трудности с освоением устной речи из-за нарушений слуха.
При потере слуха 1 степени (20-40 дБ) взрослый может не испытывать проблем в восприятии речи, а вот ребёнок не услышит её тихие компоненты — глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки.
Поскольку ребёнок учится говорить, слушая и обрабатывая то, что он слышит, незамеченные проблемы со слухом могут повлиять на раннее обучение и развитие языка, что закладывает основу для успеха в школе и жизни.
Учёные из СПб НИИ уха, горла, носа и речи указывают, что по данным исследования больше четверти (28%) детей из логопедических детских садов с дизартрией, нарушениями речи имеют слуховую дисфункцию. Снижение слуха 1-3 степени диагностируется у 70% детей с болезнью Дауна и у 20% детей с расстройством аутистического спектра. Патологии слуха выявляются также у 80% детей с врождённой расщелиной верхнего нёба.
Как работают аудиологические скрининги у новорожденных и малышей?
Скрининг слуха у новорожденных безболезненн и занимает около 5-10 минут. Скрининг может проводиться, когда ребёнок спит или лежит неподвижно.
Для скрининга новорожденных обычно используются два метода:
- Автоматизированный скрининг слуховой реакции ствола мозга (AABR) измеряет, насколько хорошо слуховой нерв и мозг ребёнка реагируют на звук. Мягкие наушники используются для передачи щелчков или тонов в уши, в то время как датчики, размещенные на голове малыша, измеряют реакцию. Этот скрининговый тест используется для новорожденных и младенцев до 6 месяцев и должен проводиться, когда дети спят.
- Отоакустическая эмиссия. Скрининг отоакустической эмиссии (ОАЭ) измеряет звуковые волны, производимые во внутреннем ухе. Маленький зонд помещается прямо в ушной канал, где он измеряет реакцию уха (эхо) при щелчках или тонах, воспроизводимых в ушах. Этот тест можно использовать для новорожденных, но он также подходит для детей постарше. Дети могут бодрствовать, но должны быть тихими и не двигаться. Именно этот метод применяют в роддомах РФ.
Тональная аудиометрия для дошкольников и детей старшего возраста
Начиная с 4 лет дети могут проходить тональную аудиометрию (PTA). Для этого скрининга детей просят поднять левую или правую руку, когда они слышат звуки с этой стороны тела. Прибор проверяет каждое ухо на разных частотах, поскольку изменения слуха могут затрагивать только одно ухо.
Если после скрининга PTA появятся опасения по поводу слуха ребёнка, дополнительные тесты помогут подтвердить любые изменения. Дети, которым трудно сидеть на месте или поднимать руки, могут пройти скрининг другими методами.
Наибольшую эффективность показывают объективные методы — регистрация ОАЭ и слуховых вызванных потенциалов мозга. Чувствительность и специфичность составляет 98-99% и 95-96% соответственно. Разница вызвана тем, что при использовании ОАЭ дети со слуховой нейропатией успешно проходят обследование и диагностируются как здоровые.
Что делать, если результаты проверки слуха новорожденного вызывают опасения?
Если результаты скринингового теста ребёнка выходят за рамки типичного диапазона, назначают повторный скрининг. Если повторный скрининг показывает проблемы, делают диагностическое обследование у специалиста по слуху с помощью регистрации ВОАЭ, коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и других методов, и не позднее, чем в 3 месяца.
У детей с нормальными результатами скрининга в роддоме проверку на звуки проводят педиатры в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью опроса родителей и оценки реакции на звук (звукреактотест). При отсутствии реакции ребёнка направляют на консультацию в сурдологический центр.
Если мой ребёнок глухой или слабослышащий, что произойдет дальше?
Исследования показывают, что глухие или слабослышащие дети имеют наилучшие шансы на развитие языка, когда вмешательство начинается в возрасте 6 месяцев и раньше. Чем больше языка ребёнок усваивает дома, в детском саду или в обществе, тем легче ему будет развивать свои собственные речевые навыки.
Поскольку у некоторых детей вместе с нарушениями слуха могут быть комплексные проблемы со зрением, стоит также пройти обследование у детского офтальмолога (глазного врача). Некоторым детям также полезно пройти генетическое консультирование, чтобы выяснить, есть ли наследственная причина изменений слуха.
Если у моего новорожденного хороший слух, нужно ли будет проходить обследование позже?
Всем детям необходимо регулярно проходить проверку слуха, поскольку слух может существенно меняться по мере взросления ребенка.
Распространёнными причинами изменений слуха у детей являются:
- Частые ушные инфекции.
- Корь или менингит.
- Травмы головы.
- Воздействие громких шумов, особенно в наушниках.
- Пассивное курение.
Новорожденные, которые проводят длительное время в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОИТН), также могут подвергаться более высокому риску изменений слуха в дальнейшей жизни.
Если у членов вашей семьи наблюдаются нарушения слуха или существуют экологические факторы, которые могут повлиять на слух ребёнка, рекомендуется посещать отоларинголога или аудиолога чаще. Помните, что изменения слуха могут быть очень постепенными, поэтому их трудно заметить.
Нарушения слуха: признаки, на которые следует обратить внимание
Родители и другие члены семьи часто первыми замечают изменения в слухе ребёнка. Даже если проверка слуха новорожденного не выявила никаких проблем, обратитесь к педиатру, если вы заметили, что ваш малыш:
- Не пугается громких звуков.
- Не поворачивается на звуки.
- Медленно начинает говорить или его трудно понять.
- К 12—15 месяцам не может произнести отдельные слова, например, «папа» или «мама».
- Медленно садится и не ходит без поддержки.
- Имеет проблемы с удержанием головы в устойчивом положении.
- Не замечает вас, пока не увидит.
- Больше внимания уделяет вибрирующим шумам, чем другим звукам.
- Не проявляет никакого удовольствия или интереса, когда вы ему читаете.
- Не всегда отвечает, когда его зовут, особенно из другой комнаты.
- Кажется, что слышит некоторые звуки, но пропускает другие.
- Хочет, чтобы музыка или телевизор были громче, чем у других членов семьи.
Подробнее о настораживающих признаках и причинах отвести ребёнка к врачу читайте в статье «7 мифов о нарушении слуха у детей: проверьте себя!».
Использованы фотоматериалы Unsplash