Дети с особенностями психофизического развития составляют чрезвычайно неоднородную группу. Они могут иметь нарушения слуха, зрения, речи, работы опорно-двигательного аппарата, что создаёт проблемы для социализации в обществе. Важным условием социализации ребёнка является творчество, которое призвано помочь ему поверить в себя, раскрыть свой талант, подготовить его к самостоятельной жизни.
Логоритмические упражнения
Логопеды уверены, что движение и речь находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, а точнее моторный и речевой ритмы. Выполняя с детьми специальные упражнения, в которых сочетаются музыка, движения и слова, можно развить у них чувство ритма и такта, внимание, память, а также научить их говорить спокойно и размеренно, что очень важно при заикании, других речевых проблемах.
К лучшим творческим занятиям вместе с детьми относят упражнения, где нужно одновременно выполнять движения руками и ногами под музыку, например, подпрыгнуть и развести ноги в стороны, совершив хлопок ладонями.
Развитие мелкой моторики и координации движения рук
Учёные уже давно доказали связь между уровнем мелкой моторики и интеллектом. Поэтому так важно развивать её у детей с задержкой психоречевого развития, аутизмом. Есть масса игр, заданий и приспособлений для развития мелкой моторики. К ним относят конструкторы, кубики, пирамидки. Очень полезно детям играть в мозаику.
Родители могут внести свою лепту в процесс психофизического развития ребёнка, набив мешочки из разной ткани природными наполнителями — камешками, крупами, солью, чтобы малыш мог изучать незнакомые ему текстуры.
Подражательные игры
Любые двигательные упражнения находят большой эмоциональный отклик у детей. Они с удовольствием повторяют за взрослыми самые разные движения, подражают животным и любимым сказочным персонажам.
Можно устроить для ребёнка урок пантомимы, показав ему мимикой и жестами какое-то животное и попросить угадать, кто это. Потом поменяться местами, чтобы уже малыш показывал, а родитель — отгадывал. Можно поиграть в игру «покажи эмоцию». Изобразив, например, радость на лице, попросить ребёнка повторить эмоцию, постепенно усложняя задание и предлагая более трудные к выполнению варианты — изумление, испуг, интерес.
Музыкально-дидактические игры
Музыка оказывает положительное влияние на детей с особенностями психофизического развития. Это в особенности касается детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития, слабовидящих малышей. Отставая в одном, они демонстрируют хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению. В процессе работы у них укрепляются кисти рук, развивается мелкая моторика, улучшается сенсомоторная функция.
Начинать занятия можно с приобретения металлофона, упражняя ребёнка в восприятии звуков, различию их по высоте. Можно подобрать песни, соответствующие имеющимся у ребёнка игрушкам, и использовать в играх для закрепления произведения.
Рисунки, лепка, аппликации
Все эти виды творческой деятельности можно использовать для коррекции имеющихся нарушений. Они развивают зрительное восприятие, память, образное мышление, внося свой вклад в процесс успешного обучения новым навыкам.
Подбирать тематику занятий следует с учётом интересов ребёнка, возможностей для самовыражения. Кому-то проще будет рисовать пальчиковыми красками, а вместо глины использовать пластилин. Конечно, двигаться необходимо от более простого к сложному, помогая ребёнку реализовать свои творческие идеи.
Использованы фотоматериалы Unsplash