Ценность качественного образования несомненна для современного человека. Родители понимают это, и заботятся о том, чтобы их дети с раннего возраста получали доступ к различным образовательным ресурсам. Однако трудности в обучении возникают, несмотря на все старания взрослых, ребёнок нашего времени подвержен стрессу больше, чем его мама с папой в детском возрасте. Почему так происходит, и как это исправить?
Дети начинают учиться
Различные методики раннего развития сейчас очень популярны среди родителей. Малыш может начать заниматься даже до того, как ему исполнится один годик, и он научится разговаривать. Каждая имеет свою специфику, однако в основе раннего развития всегда лежит игра — процесс, являющийся преобладающим в раннем детском возрасте. Игра дана ребёнку как способ адаптироваться к окружающему миру и изучить основную информацию о нем. Такие механизмы обучения когда-то положили в основу своих наработок все великие педагоги прошлых веков.
Идея прекрасна, но, как это часто бывает, плохо все, что не в меру. Раннее развитие — это обучение в игре, а не обучение, заменяющее игру. И главный принцип, о котором нельзя забывать — это добровольный выбор вида деятельности. Не стоит принуждать ребёнка даже к самому полезному и интересному занятию, если он снова и снова от него отказывается. Если родители думают, что так они тренируют дисциплину и ответственность у малыша, то это ошибочные убеждения. Эмоционально-волевая сфера и способность сосредотачиваться созревают не быстро. Если перегрузить нервную систему ребёнка деятельностью, время для которой еще не пришло, это чревато негативными процессами в будущем.
Довольно типичная картина: малыш с удовольствием листает книжки в два года, учится читать в четыре, но уже на подготовке к школе возникают проблемы — отказывается выполнять задания учителя, не хочет штриховать картинки. Это сказывается былое перенапряжение. В раннем возрасте ребёнок успел устать от процессов. Требующих большой концентрации внимания, теперь они вызывают у него отторжение. Родителям стоит притормозить в этом случае обучающие программы и дать ребёнку просто отдохнуть. С восстановлением ресурсов нервной системы придет и желание учиться и стараться за тетрадками.
Школа и поддержка родителей
Это вообще очень важный момент — понимание родителей, чем интенсивность образования отличается от его качества. Много занятий вовсе не всегда есть хорошо, отличные оценки не главный показатель хорошего уровня образования, получаемого ребёнком. Дети часто бывают успешны в учебе на ранних стадиях — и за школьной партой, и в дополнительных кружках, — но потом способность (да и желание) учиться будто выключается нажатием на кнопку. Вчерашний отличник снова приносит двойку, и на поверку выясняется, что в самом деле он не может усвоить в сущности совсем несложных вещей.
Здесь важно не принимать скоропалительных решений и не спешить делать резкие движения. Это не ребёнок «испортился», просто сейчас такой период в его жизни, когда учиться по-прежнему хорошо он не может. Что случилось? А вот с этим и нужно разобраться, чтобы принять нужные меры. Возможно, у школьника возник конфликт с кем-то из одноклассников или учителей. Может быть, сказался переход на новую систему обучения (так бывает при замене учебника или при переходе из младшей школы в среднюю). Очень часто можно услышать в качестве причины «просто это переходный возраст». Пубертатный период, несомненно, на многое влияет в жизни ребёнка, но это не повод списывать на него трудности, а причина, требующая особого внимания со стороны взрослых.
В любом случае, родители должны быть на стороне ребёнка, а не спешить обвинять его в лени и неорганизованности. Решить проблемы проще при поддержке семьи. Когда дети чувствуют, что они не одиноки перед своими препятствиями, что есть, кому довериться, это помогает мобилизовать свои внутренние ресурсы. А значит, появится больше возможностей и с учебой разобраться. Возможно, понадобится консультация психолога, школьного или семейного. А может быть, ребёнку требуется помощь логопеда.
Логопед: не только звуки
По какой-то причине многие люди уверены, что логопед — это специалист, занимающийся только произношением звуков. На самом деле логопедия занимается самыми разными нарушениями речи, и письменной в том числе. Сложности с чтением, частые повторяющиеся специфические ошибки у школьника — все это повод проконсультироваться с логопедом или дефектологом.
При этом может быть неважно, насколько чисто ребёнок говорит, как успешно он учит стихи, и насколько велики были его успехи в обучении до этого времени. Каждый этап обучения имеет свои особенности. В более ранний период у детей просто не было возможности столкнуться с процессом. Чтобы понять, испытывает ли он затруднения в это области. Предположим, он рано научился читать, но никто не требовал от него роста скорости и техники чтения в пять лет. А к концу первого класса это уже потребуется. Малыш мог с удовольствием рисовать, но он сам выбирал сюжет и время. Ему неоткуда было узнать, что штриховать кружочки по заданию учителя будет сложно.
Если ребёнку нужны особые условия
Если логопед и психолог обнаружат серьезные проблемы (например, у ребёнка будет диагностирована дисграфия или дислексия и т. п.), школьнику будут рекомендованы особые условия обучения. Современная система образования предлагает множество вариантов обучения для ученика, но не всегда родители знают о них. А ведь именно от их активности зависит, получит ли ребёнок необходимые ему ресурсы.
Во многих школах сейчас есть штатные психологи и логопеды, и занятия с ними могут дополнить программу или просто помочь ребёнку освоить ее. Если таких специалистов в штате школы нет, администрация может помочь родителям получить необходимые занятия в других учебных заведениях. Для плохо усваивающих программу детей могут быть предложены адаптированные условия — например, больше времени во время тестовых заданий, более щадящий режим выставления оценок. Эти рекомендации психолог напишет в экспертном заключении после обследования ребёнка.
Но иногда родители сами отказываются от помощи логопеда и психолога, опасаясь, что подобный опыт негативно скажется на образовательном процессе в будущем. «А вдруг ребёнок потом не сможет поступить в престижный вуз»! Это очень большая ошибка, уходящая корнями в глубокое прошлое. Наоборот, если не преодолеть трудности на старте, проблемы в образовании будут только усугубляться, и тогда в самом деле ребёнок рискует не попасть ни в какое высшее учебное заведение по причине академической неуспеваемости.