«Жизнь с чистого листа», с понедельника, с 1-го января — и чтобы сразу радикально: отказаться от всего вредного и начать употреблять все полезное… В подавляющем большинстве случаев списки задач «с первого дня будущего года» остаются нереализованными. Родные и друзья далеко не всегда готовы поддержать полезные устремления, а битва с самим собой в одиночку — занятие грустное и малоэффективное. Намного проще, когда борьба идет плечом к плечу с единомышленниками, а цели — высоки и благородны. Можно даже бросить пить — прямо с 1 января, как это делают участники набирающей популярность кампании «Сухой январь». MedAboutMe разбирался в «месячниках» по борьбе с алкоголем: кто их организует и насколько они эффективны.
Кампании по воздержанию от алкоголя
Для России в ее «советском» обличии и в постсоветском варианте привычно понятие «сухой закон». Это когда государство берет алкоголь в законодательные тиски и ограничивает его распространение различными способами. Населению становится сложнее много пить, в целом наблюдается оздоровление нации, но через некоторое время вопросы экономической выгоды снова перевешивают социальные плюсы — и весы начинают склоняться в другую сторону. «Сухой закон» постепенно отменяется, а производители алкоголя активно продвигают свой продукт всеми возможными способами. И так происходит до следующего момента, когда медики, а потом и чиновники забьют тревогу.
Но в последние годы в мире набирают популярность кампании по отказу от алкоголя в добровольном порядке. Никаких законов и принуждений — просто присоединяйся к стремительно растущему сообществу трезвенников. Такие кампании обычно являются временными, что и позволяет называть их соответственно, например: «Сухой январь» (Dry January).
Добровольные движения по отказу от алкоголя существовали давно. Протестанты XIX-начала XX века пропагандировали пожизненную трезвость и лоббировали правительства своих стран, чтобы ограничить продажу спиртного. Постепенно роль организаторов подобных движений перешла к людям, страдающим от алкоголизма, или их близким. Со временем к ним присоединились члены медицинского сообщества, стали появляться группы самопомощи, требовавшие абсолютной трезвости от своих членов. Наконец, умеренно пьющее общество тоже признало существование проблемы алкоголизма — и это стало толчком к проведению временных кампаний, призванных ограничить потребление спиртного, но не запрещающих его окончательно.
Первый "Сухой январь" (Sober January) провело финское правительство в 1942 году в период военных действий. Организатором первого "Сухого января" наших дней в 2013 году стала британская общественная благотворительная организация Alcohol Concern. Сегодня она проводит "месячники трезвости" совместно с министерством общественного здравоохранения Великобритании.
Месячники трезвости
Январь выбран за максимальную концентрацию праздничных дней в предыдущем декабре, который завершается всемирным празднованием Нового года. А вот в Австралии, которая расположена на другой стороне земного шара, «зимняя» кампания по борьбе с алкоголем проводится в июле — и называется «Сухой июль» (Dry July). Попутно в рамках этой же кампании собираются деньги на лечение онкологических пациентов. Там же, в Австралии, была развернута кампания FebFast — по отказу от алкоголя и сахара в феврале. Еще одна благотворительная кампания — Ocsober: весь октябрь без спиртного плюс помощь детям (сбор средств на лекарства). В короткое время аналогичные движения появились в Финляндии, Великобритании, Ирландии и в других странах.
Все подобные проекты нацелены на большинство населения (80%), которое пьет — и иногда немало пьет (18%), но пока не является алкоголиками в медицинском понимании этого слова. Основная масса таких пьющих граждан представляет собой людей в возрасте от 30 до 40 лет. «Месячник борьбы с алкоголем» отличает не только ограничение по времени, но и зачастую его связь с благотворительностью. Людей призывают быть не только здоровее, но и думать о здоровье других.
«Сухой январь» и здоровье
Месячный отказ от алкоголя для подавляющего большинства пьющего населения, безусловно, полезен. За это время приходит в себя печень, стабилизируется или снижается (в зависимости от рациона) вес, улучшается сон. И что самое важное, в следующие полгода 67% участников «сухих кампаний» пьют заметно меньше, чем раньше. А значит, больше шансов, что они сохранят свое здоровье , а также здоровье окружающих.
Последний факт объясняется «эффектом ореола». Потребление алкоголя в большинстве случаев является социальной деятельностью и объединяет значительное количество людей. Достаточно разорвать одно звено в цепочке, чтобы снизить вероятность алкоголизации и других потенциальных участников застолья. И это не считая успеха в реализации благотворительных целей.
Опрос людей, участвовавших в кампании «Сухой январь» 2015 года, показал, что месяц трезвого образа жизни приводит к следующим результатам для участников кампании:
- 82% испытали чувство достижения поставленной цели;
- 79% отметили, что неплохо сэкономили за этот период;
- 62% отметили улучшение сна;
- еще 62% сказали, что стали более энергичны, чем раньше;
- 49% похудели.
У умеренно пьющих людей больше шансов на то, что человек действительно сможет продержаться без алкоголя весь месяц. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что только 64% участников кампании доходит до ее завершения (и это 67% мужчин и 63% — женщин). Но даже те из них, кто не продержался все дни «Сухого января» без спиртного, отмечают положительное влияние трезвого образа жизни на здоровье.
Самый главный эффект «сухих месяцев» — это нормализация здорового образа жизни без алкоголя, демонстрация того, что жизнь может быть активной и интересной даже без традиционного бокала вина на протяжении 28, 30 или 31 дня. А это наводит участников проекта на мысль о сокращении потребления спиртного и в обычные дни.
Может ли быть вредным отказ от алкоголя?
Не все ученые считают «Сухой январь» и подобные ему кампании хорошей идеей. Ян Гамильтон (Ian Hamilton) из Йоркского университета негативно отзывается о принципе «все или ничего», особенно в период после бурного отмечания новогодних праздников. Резкий отказ от спиртного для людей, которые пили много, может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому, по его мнению, полезнее не отказываться от алкоголя вовсе, но придерживаться безопасных для здоровья рекомендованных доз. Гамильтон также считает, что некоторые люди после 31 дня воздержания могут наброситься на спиртное с удвоенной силой, считая, что заслужили его своим трезвым образом жизни (эти его опасения оправданы только для 11% участников «месячника трезвости», если верить наблюдениям британских исследователей).
Следует также понимать, что кампании по отказу от алкоголя работают не для всех. Например, люди, страдающие от алкоголизма, не в состоянии полноценно участвовать в таких кампаниях. Для них пристрастие к спиртному — болезнь, поэтому они нуждаются в медикаментозной и психологической поддержке, чтобы пережить период полного отказа от алкоголя.
- В России «Сухой январь» сложно реализовать по одной простой причине: наши национальные праздники не заканчиваются с празднованием Нового года. Поэтому начинать процесс отрезвления с 1 января проблематично. Да и это сильно зависит от окружения. Если близкие и друзья готовы принять участие во всемирном движении борьбы за трезвость, то препятствий нет.
- «Сухой январь», равно как и другие подобные кампании — это полезная для здоровья и психики затея, если речь идет об умеренно пьющем человеке. Особенно, если он собирается трезветь не в одиночестве или в тусовке выпивающих друзей, а вместе с единомышленниками, которые по достоинству оценят его стремление к здоровому образу жизни.
- Для людей, чьи объёмы потребления алкоголя значительно превышают понятие «умеренного потребления», полезна будет консультация у врача. Не всегда резкий отказ от алкоголя может быть полезнее для здоровья, чем постепенное сокращение его объёмов.