Во времена детства современных родителей практически никто не выражал сомнений в том, что все дети должны посещать детские дошкольные учреждения. Родители отправлялись на работу, а ребёнок в это время находился под присмотром воспитательницы. Много лет спустя некоторые взрослые начали признаваться в том, что не считают то время самым счастливым и считают детский сад чуть ли не «тюрьмой». Подобную социализацию они считают недопустимой для своих детей. Сегодня не только родители, но многие педагоги и психологи считают, что нервная система некоторых малышей просто не приспособлена для стандартных дошкольных учреждений.
Современные дети и детский сад
Когда-то в большинстве семей проблема адаптации ребёнка к детскому саду даже не обсуждалась. Ему полагалось вместе со взрослыми вставать в 7 часов утра, надевать неудобную одежду и идти в садик. Там он проводит весь день в обществе 30 сверстников и воспитательницы. А некоторые дети проводили в дошкольных учреждениях всю рабочую неделю, и видели родителей только в выходные дни. Круглосуточные садики или «пятидневки» были гораздо большим испытанием для детской психики, чем обычные.
У сегодняшних родителей появилась возможность выбора. Вместо государственного сада, где в группе 30 постоянно болеющих детей, ребёнок может посещать частный с небольшими группами и индивидуальным подходом к каждому. Некоторые матери остаются с ребёнком дома до школы или нанимают няню. Но для этого семья должна иметь достаточно высокий доход. Для небогатых семей, где оба родителя вынуждены работать, единственным выходом остается государственный детский сад.
И сегодня, и 30 лет назад адаптация к новым порядкам проходила безболезненно далеко не у всех детей. Многие часто плакали, когда мама уходила на работу, страдали от грубого обращения воспитателей или обид сверстников. Любовь малыша к тихим играм и времени в одиночестве — вариант нормы. Кроме того, нервная система некоторых дошкольников более чувствительна, они не могут долго находиться без мамы. Именно такие малыши и получают репутацию «несадовских», то есть, не способных адаптироваться к дошкольному учреждению в принципе.
Почему некоторые дети плохо адаптируются к детскому саду?
Специалисты по детской психологии считают, что в среднем на адаптацию к детскому дошкольному учреждению у ребёнка уходит 2-3 недели. Если и по истечении этого срока малыш продолжает плакать, оставаясь в детском саду, или постоянно болеет, то необходимо искать причину. Это может происходить из-за невнимательности воспитателя, конфликтов со сверстниками или из-за тревожности мамы, которая передается и ребёнку.
Некоторые родители совершают грубые ошибки при адаптации ребёнка к садику. Например, начинают рассказывать о собственном негативном опыте — как невкусно кормили и как издевались воспитатели. Они не всегда делают это специально, иногда получается случайно. Случается, что мамин уход воспринимается ребёнком слишком болезненно из-за своей внезапности. Также не совсем правильно оставлять малыша сразу же на весь день. Гораздо лучше было бы дать ему некоторое время на адаптацию в течение 1 или 2 часов, желательно в присутствии мамы или другого значимого взрослого.
Существуют ли «несадовские» дети в принципе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые родители и психологи считают, что проблемы с адаптацией могут быть связаны с воспитателем. Как и многие другие работники, имеющие дело с большим количеством людей, воспитатели подвержены эмоциональному и профессиональному выгоранию. Поэтому не все из них могут практиковать индивидуальных подход к каждому малышу.
Нежелание ребёнка посещать садик может выражаться в слезах или частых болезнях. Нервное напряжение способствует снижению иммунитета, и малыш начинает болеть часто и подолгу. В некоторые случаях детские психологи рекомендуют родителям подождать некоторое время и затем повторно отдать ребёнка в садик.
Существуют дошкольники с типом нервной системы, для которого просто недопустимо длительное нахождение в детском коллективе, то есть, как раз «несадовские». Таким малышам необходим индивидуальный подход воспитателя, частный сад или няня. Практика показывает, что адаптация к школе у таких детей проходит ничуть не хуже, чем у «садовских».
Советы родителям по адаптации детей к детскому саду
Первый из советов родителям, чей ребёнок испытывает сложности с адаптацией к садику — провести беседу с воспитателем. Ведь воспитатель является еще одним значимым взрослым в жизни ребёнка, заменяющим ему родителей в течение рабочего дня. Поэтому установление контакта с ним может стать серьезным шагом к установлению доверительных отношений с родителями и ребёнком.
В разговоре с воспитателем родителям необходимо рассказать об индивидуальных особенностях ребёнка, его предпочтениях, любимых играх и увлечениях. Но если воспитатель не способен пойти навстречу, то следует задуматься о смене детского дошкольного учреждения на альтернативное.
Важные советы родителям также включают себя позитивный настрой по отношению к садику. Даже если воспоминания о собственном детстве не самые приятные, родителям лучше не демонстрировать их. Иначе ребёнок начнет бояться садика, и его адаптация окажется неудачной. Следует чаще рассказывать малышу, что у него появятся новые друзья и интересные занятия.
Существует и определенный тип малышей, которые не могут обходиться без мамы. Как правило, они менее расположены к коллективным играм и более тревожны. Советы родителям таких дошкольников включают в себя необходимость беседы с воспитателем садика или поиск альтернативного варианта — частного дошкольного учреждения, помощи бабушки или няни.
Каждый ребёнок обладает определенным типом нервной системы, так же, как и взрослый человек. Одни малыши посещают садик с удовольствием, другие начинают болеть и каждое утреннее пробуждение для них — это серьезное испытание. Сегодня существует разные подходы к воспитанию дошкольников с определенным типом нервной системы.
При выборе детского дошкольного учреждения родители должны учитывать разные обстоятельства. Исходя из конкретной ситуации, следует выбрать именно тот метод социализации ребёнка, который больше отвечает его потребностям и особенностям психики.