Не все дети одинаково быстро овладевают навыком чтения. Некоторым этот процесс дается нелегко, и задача родителей — помочь ребёнку благополучно справиться со всеми трудностями. От того, насколько быстро ребёнок научится читать, зависит его успеваемость по остальным школьным предметам. Навык чтения является базой всего дальнейшего образования. У детей с развитой техникой чтения возникает меньше проблем с усвоением материала. Такие ученики чувствуют себя увереннее, испытывают больший интерес к учебе и легче справляются с домашними заданиями. Как же помочь первокласснику сформировать навык чтения и успешно пройти все контрольные проверки?
Причины, по которым дети могут испытывать трудности с чтением
Проблемы, которые возникают при обучении ребёнка чтению, могут объясняться следующими причинами:
- Недостаточно развитая рабочая память.
Этот тип памяти обеспечивает сохранение информации, с которой осуществляется работа в настоящий момент. Рабочая память плохо развита, если ребёнок, заканчивая читать предложение, уже не помнит, о чем говорилось в его начале. Это довольно распространенная проблема, часто встречающаяся у детей младшего школьного возраста. Один из приемов, который заставляет рабочую память функционировать лучше, — группировка объектов. Сюда относится всем известный способ запоминания телефонного номера. Длинный номер нужно разбить на группы из 2-3 цифр — такая последовательность запоминается гораздо проще.
- Переключение зрительного внимания.
При чтении у детей взгляд часто возвращается к ранее прочитанным строкам, и это заметно тормозит весь процесс. Зафиксировать взгляд ребёнка на текущей строке помогает линейка, которая прикладывается под читаемую строку и смещается вниз по мере продвижения по тексту. Решить проблему зрительного отступления помогают таблицы Шульте. К ним лучше обратиться еще до начала обучения чтению.
- Бедный словарный запас.
Это еще одна причина, по которой первоклассник может испытывать трудности с чтением. Работать над обогащением словаря малыша нужно еще в дошкольном возрасте. Если это не было сделано своевременно, придется быстро наверстывать упущенное уже в школе.
- Низкий интерес к чтению.
Всем известно: чем скучнее и неприятнее занятие, тем труднее добиться в нем успеха. И чтение здесь не исключение. У современных детей нередко отсутствует интерес к чтению. Общению с книгой они предпочитают сидение перед телевизором или компьютером. Привить любовь к чтению — обязанность родителей. С ребёнком нужно много читать еще в дошкольном возрасте, беседовать, обсуждать прочитанное и всячески поощрять интерес к книгам.
- Дислексия.
Так называется нарушение способности к овладению навыком чтения и письма. Оно имеет наследственную природу. Диагностировать заболевание должен специалист.
Низкая скорость чтения — это не единственная проблема. При проверке навыка чтения выявляются и другие недочеты, среди которых — монотонность чтения, перестановка и искажение читаемых слов, отсутствие смысловых пауз, непонимание прочитанного. Дети, с которыми родители выполняют специальные упражнения для улучшения техники чтения, гораздо легче и быстрее справляются с этими проблемами.
Упражнения для улучшения чтения
Для улучшения навыка чтения применяются разные методы. Несколько полезных упражнений:
- На раннем этапе обучения чтению необходимо приобрести детские книги с разбивкой слов по слогам и регулярно читать их вместе с ребёнком. Читая по слогам, дошкольник вырабатывает правильную ритмику произношения предложений и учится верно ставить ударения в словах. Он легче воспринимает прочитанное и лучше вникает в суть повествования.
- Улучшить дикцию помогут скороговорки.
- Занимаясь чтением с ребёнком, можно зачитывать предложения по очереди: одно предложение — взрослый, другое — малыш. Полезно внести нотку соревновательности: кто сделает больше ошибок в чтении — тот проиграл. Конечно, ошибки взрослого должен фиксировать и исправлять малыш.
- Можно найти мультфильмы с субтитрами и озвучивать происходящее на экране вместе с ребёнком — каждый читает за своего героя.
- Повысить скорость чтения помогает такое упражнение: нужно три раза прочитать половину текста, затем отдохнуть и вернуться к чтению, начав читать тот же самый текст с самого начала. Первая, уже знакомая ребёнку, половина будет прочитана бегло. И высокий темп чтения сохранится еще некоторое время, даже когда малыш будет читать незнакомую часть текста. Упражняться таким образом желательно ежедневно.
- Для совершенствования навыка чтения применяются упражнения с таблицами Шульте. Они помогают улучшить скорость усвоения новой информации и развивают способность концентрировать внимание.
- И наконец, можно читать на скорость: дать ребёнку на чтение минуту, после чего посчитать количество прочитанных слов. Перечитать текст 2-3 раза. Сравнить результаты.
Заниматься нужно ежедневно, причем лучше посвящать чтению по 10-15 минут несколько раз в день, чем заниматься целый час без остановки. Это менее утомительно для ребёнка.
Игры, которые помогают ребёнку улучшить технику чтения
Малыш может не соглашаться читать, капризничая и заявляя, что ему трудно и неинтересно. В этом случае можно активно задействовать в процессе обучения всевозможные словесные игры, например, такие:
- По 10 слов на каждую букву алфавита. Нужно выбрать вместе с ребёнком букву алфавита и назвать 10 животных, растений или имен, начинающихся с этой буквы. Ребёнку разрешается пользоваться книжками в качестве подсказки. В поиске подходящих слов он будет невольно прочитывать строки.
- Общение при помощи записок. Можно ввести в привычку оставлять для ребёнка записки перед уходом из дома. В них можно писать все что угодно, главное, чтобы домочадцы не помогали малышу — он должен читать самостоятельно.
- Поиск клада. Игру в записки можно продолжить, организовав поиск сокровищ. Нужно подготовить для ребёнка записки с указаниями, по какому маршруту двигаться, и разложить их по дому в нужной последовательности. В конце ребёнка должен ждать небольшой приятный сюрприз.
Наконец, для развития мышления, речи, памяти можно использовать всем известную игру в слова: каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего.