09.04.2021 514

Как помочь ребенку научиться читать?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Диденко Владимир Андреевич

Это взрослым с высоты своего опыта кажется, что чтение – процесс простой. Выучи буквы, сложи их в слоги, затем в слово. Мы забываем, насколько это трудозатратно для мозга – освоить декодировку (а чтение – это именно декодирование значков). И кажется, что учить читать ребенка надо как можно раньше – и за книжкой сам посидит, и на площадке можно похвастаться. А когда на самом деле пора учить детей чтению и как это правильно сделать?

С какого возраста дети учатся читать?

Навыки чтения у ребенка развиваются в удобном для него темпе. Одни дети учатся раньше и легче, чем другие. Вот как обычно выглядит процесс освоения чтения в разном возрасте:

  • К 2 годам дети часто начинают повторять слова из любимой книги. Они также начинают отвечать на вопросы о том, что они видят на странице.
  • В годам к четырем дети обычно начинают узнавать примерно половину букв алфавита, если с ними порой заниматься. Они также начинают замечать рифмующиеся слова .
  • Затем дети обычно начинают сопоставлять буквы со звуками. Они также начинают узнавать некоторые слова «в лицо», не произнося их наизусть.

В последний год перед школой большинство детей могут озвучивать и распознавать написанные слова, а также читать и понимать предложения. Большинство людей считают это умением читать. Хотя это только первый этап сложного процесса.

Это интересно!

Маленький Миша из деревни Винницкой области оказался в группе известнейших малышей-рекордсменов по чтению. Мальчик в год и 3 месяца сам изучил алфавит, в год и 6 начал читать газеты, а в два года обучил читать неграмотную прабабушку 85 лет, которая приехала помогать смотреть за ребенком!

А когда можно учить читать?

А когда можно учить читать?

Начинать учить ребенка читать можно хоть с грудничкового возраста. На визуальной памяти, например, построена методика Домана (о ней будет дальше). Только вот восприятие у малыша будет не того типа, которого хотелось бы добиться при декодировании текста в звуки.

  • 1-2 года

Ребенок лет до двух будет видеть буквы как какие-то картинки, которые почему-то так называются. Кроме того, с ними не выйдет поиграть, как с машинкой. В методиках Монтессори и Зайцева этот момент низкой мотивации изящно обошли: там буквы «игровые». Но в любом случае в этом возрасте основное, что хочет малыш – исследовать окружающий мир. И буквы к нему не относятся – на вкус их не попробуешь.

Можно ли изучать алфавит в 1-2 года? Это не вредно, а даже полезно – расширяет память, улучшает артикуляцию. Правда, к чтению это отношения пока не имеет.

  • 3-4 года

К трем-четырем годам уже можно изучать буквы с более практической целью. Это поможет развивать первые навыки, необходимые для чтения, а некоторые малыши после разучивания алфавита вполне могут продвинуться дальше и самостоятельно взять в руки книжку.

  • 5-6 лет

В этом возрасте знакомство с буквами точно пора не просто начинать, а делать это активно. Как правило, в детском саду дети уже изучают большинство букв, а то и слоговое чтение.

Так что оптимально начинать учить ребенка буквам и слогам в 3-4 года. Однако все дети разные, кто-то зачитает еще до четырех, а кто-то дозреет к семи. Индивидуальное развитие – это нормально.

Личный опыт
Инна, Москва, журналист

Мой сын начал «почитывать» в 2 года 10 месяцев – вдруг взял и прочитал фразу «У папы пони». Потом все как-то затихло, а в четыре мы поймали его за беглым чтением новой книжки. До этого его чтение в семье считалось отличной памятью на тексты, ну запомнил и повторяет, что услышал. А тут попался незнакомый комикс.

Я могла бы гордиться своими «педагогическими способностями», вот только сына никто не учил читать. Мы мучились со старшей дочерью – у нее были и развивающие занятия, и домашние задания, плакаты с буквами и кубики Зайцева с пеленок, но к школе осилили только слоги. А сын просто крутился рядом.

Признаки готовности к чтению

Просто возраста недостаточно. Не бывает так, что в полночь ребенку исполнилось три года, и он уже способен воспринимать буквы и видеть связь со звуками. Чтение – процесс высших мозговых функций, и мозг должен в буквальном смысле до него дорасти.

Как понять, что можно начинать учить ребенка читать?

  • У него довольно хорошо развита речь: фразы полные, с прилагательными и наречиями, он умеет рассказывать о том, что видит.
  • Нет проблем со звукопроизношением: это важно для появления связи звук-буква. Если есть дефекты, нужно не буквы учить, а сначала идти к логопеду. Он же подскажет, не нужна ли особая методика обучения.
  • Ребенок понимает, где верх, где низ, где правая сторона, где левая (может путать, но само понятие направления есть).

Однако даже если все три пункта выполнены, не надо усаживать малыша за букварь. Вообще сажать учиться точно не стоит – все должно быть в игровой форме и по 5-10 минут в день, а лучше вообще н