Еще 25-30 лет назад вопрос о возможности отдавать или не отдавать ребёнка в детский сад не обсуждался. Воспитание в коллективе было само собой разумеющимся. Не у всех бабушек и дедушек была возможность находиться с внуками постоянно, услугами нянь пользовалось ограниченное число семей. Но посещение детского сада не всегда было в радость — многие до сих пор помнят неприятные ситуации насилия над личностью — как воспитатели заставляли есть, грубили и порой оскорбляли. Конечно, они не хотят повторения подобных ситуаций для своих детей.
Зачем отдавать ребёнка в детский сад?
Сегодня отдать ребёнка в детский сад или ясли в России — довольно непростая задача. Очередь в государственное дошкольное учреждение может растянуться на несколько лет, а частные не каждой семье по карману. В одних случаях довольно остро стоит вопрос о дополнительном доходе для семьи, которым может стать зарплата матери. Встречается и другая ситуация, когда мать не видит себя только в постоянной заботе о ребёнке, и работа дает ей возможность не ограничивать свой мир не только воспитанием детей.
Современные семьи уже не придерживаются одной общепринятой воспитательной концепции. Поэтому, если ребёнку плохо в детском саду, и каждое его посещение сопровождается слезами и тревожными ощущениями, то ищутся альтернативные варианты — помощь родственников, няня или частное дошкольное учреждение с небольшими группами или специальными программами. Если у матери есть желание и возможность оставаться с детьми дома, то она посвящает себя им.
При отсутствии проблем с адаптацией, когда дошкольник попадает в удачный коллектив и к хорошему педагогу, посещение детского сада приносит радость. Но в большинстве случаев родителям требуются некоторые усилия, чтобы она прошла как можно более гладко.
Что нужно сделать для успешной адаптации детей в детском саду?
В случаях, когда пребывание в дошкольном учреждении — не прихоть, а насущная необходимость, следует заранее готовить ребёнка и давать ему как можно больше самостоятельности. Прежде всего, нужно помочь ему в овладении следующими важными навыками:
- умение самостоятельно одеваться. В первую очередь, дети в детском саду надевают ботинки и куртки сами. Для этого нужно приобрести удобную одежду и обувь, которую проще застегивать. Начинать тренировки лучше дома;
- умение рано вставать. Разумеется, процедура не из приятных, особенно при коротком световом дне. Но, порядок есть порядок, и необходимо научиться просыпаться рано, примерно в 7 утра, соблюдая четкий режим, приближенный к тому, который будет в дошкольном учреждении;
- умение привыкать к другим людям. Чем теснее связь ребёнка с мамой, тем труднее для обоих. Поэтому, чтобы пребывание без нее не было пугающим, необходимо оставлять его с другими членами семьи, друзьями или няней. Ведь дети в детском саду подолгу находятся без мамы, и к этому тоже придется адаптироваться. Более того, сейчас мама может какое-то время ненадолго посещать садик вместе с ним.
Задача родителей, главным образом, матери, преподнести повседневную жизнь в дошкольном учреждении как можно более позитивно — рассказать о новых друзьях, знаниях и навыках. Вряд ли хорошим решением будет рассказ о том, что детям в детском саду грубят воспитатели или насильно заставляют есть невкусную еду. Впрочем, если у родителей в детстве был отрицательный опыт, то создать положительный образ детского учреждения будет непросто.
Тревожность — не лучший помощник в деле адаптации. Ребёнок может и не попасть в ту неприятную ситуацию, в которой в детстве оказывались мама или папа. Но чувство недоверия к сверстникам и воспитателям негативно отразится на его психическом и физическом здоровье.
Чего не следует делать:
- резко исчезать в первые дни пребывания в садике. Так ребёнку будет труднее адаптироваться к незнакомой обстановке;
- сразу оставлять на полный день. В первые две недели лучше приходить вместе с ним на 1-2 часа, постепенно увеличивая время в дошкольном учреждении;
- ругать малыша за капризы и изменение поведения. Новая обстановка — это всегда стресс, даже для взрослого человека. Неудивительно, что первое время дошкольник будет плакать;
- торопить ребёнка при сборах в садик.
Так же, как и взрослые, все дети обладают разным темпераментом. Болезненная адаптация к коллективу и новой обстановке может свидетельствовать о том, что конкретному малышу рано посещать дошкольное учреждение, либо о проблемах в семье, которые негативно отражаются на его душевном состоянии.
Плюсы и минусы воспитания детей в коллективе
Когда-то воспитание детей в детских дошкольных учреждениях, даже с круглосуточным пребыванием, не подвергалось сомнению. Сегодня в семьях с более высоким доходом с ними остается мать или няня. Для тех, кто все же выбирает для ребёнка коллектив, существуют частные садики с тщательно отобранными воспитателями и программой. Так он общается со сверстниками из одного социального слоя.
Взаимодействие со сверстниками в группе учит малыша навыкам общения с другими людьми. Как бы ни было хорошо дома, с мамой и няней, рано или поздно он начинает испытывать потребность в играх с ровесниками. В детском дошкольном учреждении он развивает свою самостоятельность и таланты — посещает кружки или участвует в праздничных мероприятиях.
Однако, некоторые родители опасаются, что коллективное воспитание детей уничтожит индивидуальность. В данной ситуации лучше всего выбрать частное или специализированное дошкольной учреждение, которое позволит развивать талант ребёнка.
Но в целом, общение в коллективе полезно для дошкольников. Познавая мир других людей, они познают и себя. И пребывание в садике — одна из хороших возможностей взаимодействия со сверстниками и приобретения важных социальных навыков. Если модель социализации, актуальная для предыдущих поколений, перестает работать, то есть возможность выбрать другую, которая будет способствовать более гармоничному развитию малыша.