Исследователи полагают, что вирус натуральной оспы стал причиной гибели Индской цивилизации — одной из древнейших, наряду с такими известными, как Шумерская и Древнеегипетская. Возможно, впервые оспа появилась в долине Инда, и там же обрела свои качества смертельной вирусной инфекции. О вирусе черной оспы, симптомах болезни поведает портал MedAboutMe.
Вирус черной оспы
Высокогонтагиозная инфекция, вызываемая двумя видами вирусов (Variola major и Variola minor) рода ортопоксирусов (Orthopoxvirus) из семейства поксвирусов (Poxviridae), имела высокий процент смертности. Больные, выжившие после заражения, получали на всю оставшуюся жизнь многочисленные метки на лице — рубцы и шрамы после язв.
По предположениям ученых, вирус натуральной оспы, как и генетически «родственный» ему вирус оспы верблюдов, произошел от некоего предка-ортопоксвируса (это мог быть вирус грызунов), но в ходе эволюции каждый «пошел» своим путем. Оспа способна сохраняться и распространяться только в условиях высокой плотности человеческой популяции — а таковая стала возникать при развитии земледелия и перехода людей к оседлости. Возможно, ортопокосвирус, присущий только животным, получил способность инфицировать человеческую особь, а впоследствии, адаптируясь к человеческому организму, мутировать в новые вариации вируса.
Латинское название variola дал болезни французский епископ Средневековья Марий из Аванша, описывавший жуткую эпидемию оспы, разразившуюся в землях Старого света. Болезнь уносила тысячи людей, и избавления от нее не было.
Натуральная оспа — заболевание антропонозное (то есть циркулирует только в человеческой популяции) и очень опасное. Вирус ее весьма живуч в окружающей среде и комфортно существует в состоянии длительной заморозки, содержится в чешуйках и корочках из оспин зараженных. Без иммунитета (на основе вакцины или после перенесенного заболевания) человек обретает невероятную устойчивость к воздействию вирусов оспы, тем более, что передается она воздушно-капельным путем либо при контакте с зараженной кожей инфицированных трансплацентарно. Даже трупы умерших являются крайне заразными.
Симптомы болезни
Период инкубации составляет не более двух недель. Симптомы болезни носят манифестный характер: температура, выраженный озноб, сопровождаемые острыми болями в крестце, конечностях, пояснице. Человека мучит сильная жажда, рвота, головокружение, присутствуют головная боль. Порой первая стадия инфекции выражается в смягченном варианте.
Ко второму-третьему дню на коже возникает сыпь и держится в зависимости от характера проявлений: Пятнистая сыпь (кореподобная, эритематозная, розеолезная) — несколько часов, геморрагическая (на корпусе появляется так называемый треугольник Симона, когда высыпания расположены от грудной клетки до бедер) — дольше.
К четвертому дню клиническая картина бледнеет, но взамен ей приходят характерные оспины по всему телу. Вначале они выглядят как пятна, папулы, затем пузырьки, пустулы, образуются корочки, через время они спадают, и остается на их месте рубец. Оспины наблюдаются даже на слизистых, на внутренних органах (мочеиспускательном канале, конъюнктиве, прямой кишке и т. д.), но постепенно обретают вид эрозий.
Самочувствие зараженных ухудшается на 8-9 дни заболевания. Пузырьковые высыпания гноятся, наступает период энцефалопатии токсической разновидности (когда отмечается бред, возбуждение, нарушенное сознание, а у детишек также наблюдаются судороги). Корки на протяжении одной-двух недель подсыхают, затем отпадают, оставляя после себя рубцы в большом количестве.
Оспа может принимать разные вариации, среди которых наиболее тяжелые — гемморагическая форма с пустулезными проявлениями (Variola haemorrhagica pustulesa), пурпурная оспа (Purpura variolosae) с мощными подкожными кровоизлияниями, и гнойно-сливная (Variola confluens). Кончина в критически тяжелых случаях происходит до проявления сыпи.
У людей с иммунизацией от оспы, симптомы болезни выражены много мягче: с длинным инкубационным периодом в 15-17 суток, некоторым недомоганием и слабой интоксикацией, сыпь не такая обильная, без образований пустул и рубцов. Может быть легкая форма в виде сыпи (не обильная) либо с недолгой лихорадкой.
Среди осложнений оспы лидируют пневмония, менингоэнцефалит, энцефалит, кератит, сепсис.
Вакцина против натуральной оспы
С давних времен замечены заболевания, подобные оспе, у домашних животных (лошадей, коров и буйволов). Люди, постоянно контактировавшие с заболевшими животными, если и заражались сами, то переносили болезнь легко, отделываясь только кожными проявлениями. И в дальнейшем такие люди становились практически неуязвимыми даже в условиях повальной болезни натуральной оспы со смертельными исходами.
Английский врач Э. Дженнер, проследив такую закономерность, в 1796 г. провел рискованный опыт: ввел инфекционный образец, взятый из пустул заболевшего человека, восьмилетнему пациенту. Мальчик не только выжил, но и приобрел пожизненный иммунитет против натуральной оспы, а вакцина Дженнера получила большое распространение в качестве первых опытов иммунизации человека.
В конце XIX в. русский врач В. Губерт представил такой метод профилактики как вакцина в несколько курсов. Ученый придумал целую схему повторных прививок в течение нескольких дней вне зависимости от того, заражен ли человек или еще нет. Такая системность введения вакцины давала хорошие плоды: у зараженных заболевание проходило в смягченном виде. Но почему-то большой популярности такой метод не снискал.
Даже в ХХ столетии, в эпоху вакцинации, вирус натуральной оспы стал причиной смертей порядка 500 млн человек, пока советские врачи не выступили с инициативой начать кампанию по борьбе с этим заболеванием: вакцинацию в планетарном масштабе. В 1980 г. Ассамблея ВОЗ официально заявила о ликвидации оспы.
Что касается сегодняшних реалий, то вирус оспы повсеместно уничтожен, но остались его образцы. Штаммы вируса черной оспы хранятся в двух лабораториях самых крупных стран планеты — в России и в США, несмотря на призывы экспертов уничтожить их и не подвергать человечество потенциальной опасности заражения. Кроме того, нельзя исключать вариант, что лабораторные образцы ждут своего часа, чтобы вновь выйти на мировую арену в качестве биологического оружия.