Кошки, собаки, хомячки и волнистые попугайчики всегда привлекали внимание детей. Даже сегодня, несмотря на обилие развлечений и визуального контента, дети все равно просят родителей завести домашнее животное. Многие взрослые, как и прежде, скептически воспринимают идею появления дома четвероногого или летающего питомца. Ведь вместе с положительными эмоциями приходит необходимость заботиться и нести ответственность за жизнь и здоровье живого существа.
Роль домашних животных в развитии детей
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста общение с животными — это еще один способ познания окружающего мира. Привлекательный внешний вид, забавные привычки и особенности поведения дарят положительные эмоции не только ребёнку, но и взрослому. Поэтому неудивительно, что многие дети рано или поздно начинают просить родителей купить собаку, котенка или хомячка.
В целом, домашние животные оказывают положительное воздействие на развитие ребёнка. Общаясь с ними, он учится заботиться о существе, которое нуждается в защите человека. Животное в доме — это не только приятные эмоции, получаемые от привлекательного внешнего вида, игр или привычек, но и необходимость кормить, выгуливать и лечить. Тем не менее, многие взрослые опасаются того, что дети будут воспринимать питомца, как игрушку, которая быстро надоест и не осознают ответственности.
Следующий положительный аспект наличия животных в доме — это возможность более успешной социальной адаптации ребёнка. Развитие ребёнка неразрывно связано с необходимостью общаться с новыми людьми. Поэтому собака может помочь ему завести друзей или подружиться с одноклассниками, у которых тоже есть четвероногий друг. Известно, что общение с домашними животными способствует раскрепощению у тех людей, чья социальная адаптация протекает сложнее.
Животные способствуют повышению уровня интеллектуального и физического развития ребёнка. Например, некоторые породы собак требуют активности и необходимости длительных прогулок на свежем воздухе. Наблюдая за привычками и реакциями животных, ребёнок многое узнает об окружающем мире и ближе познакомиться с природой.
Стереотипы о месте домашних животных в развитии ребёнка
Несмотря на положительные эмоции, которые получает ребёнок от общения с животными, далеко не каждая семья может позволить себе завести питомца. Их содержание требует значительных финансовых вложений и ответственности. Многим родителям известны случаи, когда животное оказывалось полностью на их попечении, а ребёнок отказывался от выполнения обязанностей под предлогом занятости.
Ощутимым минусом присутствия животного в доме многие родители считают его потенциальную опасность для ребёнка. Они боятся, что животное может поцарапать, укусить или вызвать аллергию. Некоторые предпочитают избавиться от животного, как только в доме рождается ребёнок, мотивируя это невозможностью совмещать заботу о животном и о младенце и страхом аллергии у малыша.
Однако возможных укусов и ранений можно избежать, если соблюдать правила общения животного и маленького ребёнка. Малышам до 1 года лучше соблюдать дистанцию, а после 1 года — общаться с животным под контролем родителей. Кроме того, во избежание заражения опасным заболеванием все животные должны быть привиты.
Другая опасность от общения с домашними животными, по мнению многих взрослых, заключается в аллергии. Поэтому некоторые семьи спешат отдать животное, когда появляется новорожденный ребёнок. На самом деле аллергия на животное возникает далеко не всегда. Чтобы проверить реакцию ребёнка дошкольного возраста на животных, можно сходить в гости к друзьям, у которых уже есть животное или посетить выставку кошек или собак. Кроме того, некоторые породы кошек не вызывают аллергии.
Если ребёнок хочет завести домашнее животное, то родителям необходимо познакомить его с особенностями ухода и содержания. Для этого можно посмотреть обучающее видео, прочесть книгу или понаблюдать за особенностями содержания питомцев у друзей и знакомых. Некоторые особенности поведения животных могут вызывать негативную реакцию у взрослых, например, склонность грызть предметы или обдирать когтями обои.
Приятные эмоции, которые взрослые и дети получают от общения с животными
Чтобы общение с животным приносило радость ребёнку и его родителям, необходимо завести питомца в соответствии с возрастом ребёнка и соблюдать правила взаимодействия с ним. Например, для малыша 3-4 лет можно завести рыбок, кролика или морскую свинку и научить ухаживать и кормить. А вот с необходимостью выгуливать собаку крупной породы ребёнок в этом возрасте еще не справится.
В 5-6 лет физические возможности ребёнка расширяются, и он вполне может заботиться о животных под контролем взрослых — насыпать корм, чистить клетку, наливать воду. Для 7-8 летнего ребёнка можно завести кошку или некрупную собаку, уход за которыми должен осуществляться под контролем взрослых. Подросток или студент может осуществлять полноценный уход за крупной собакой.
При заведении животного необходимо учитывать несколько факторов. Первый — это жилье. Если семья проживает в коттедже или частном доме, то возможности для содержания значительно расширяются. Но для малогабаритной квартиры крупная собака будет не самым лучшим вариантом. Второй фактор — это желание всех членов семьи. Если у кого-то из них уже есть аллергия на шерсть, то от идеи завести собаку или кошку придется отказаться. Человек может не любить тот или иной вид животных и вправе ограничивать взаимодействие с ними.
Гармоничное общение животных и ребёнка возможно при осознании уровня ответственности за живое существо и способности взрослых научить его правилам обращения с ним. В этом случае наличие питомца способно существенно расширить кругозор ребёнка и привить ему навыки заботы и ответственного отношения к тем, кто нуждается в защите со стороны человека. Постоянная забота о животном способна развивать эмпатию, положительно воздействовать на эстетический вкус и коммуникативные способности.