Завтра, три дня назад, через пять минут. Детям в силу своего возраста очень сложно разобраться в этих понятиях. Как организовать занятия для детей, которые научат их ориентироваться во временных промежутках, расскажем в этой статье.
Понятие времени для ребёнка двухлетнего возраста
Время — это достаточно сложное понятие, которое дети осваивают постепенно. Чтобы малышам было легче разобраться в часах, днях и месяцах, обучение должно проходить в несколько этапов. Первый — это возраст до двух лет.
Как правило, двухлетний малыш не слишком обращает внимание на течение времени. Дело в том, что пока это понятие для него вообще не существует. Тем не менее, родители уже могут давать малышу определенные ориентиры. Жизнь маленького ребёнка — это, по большей части, удовлетворение его физиологических потребностей. Поэтому при более-менее регулярном соблюдении распорядка дня он на уровне подсознания запоминает, когда его кормят, купают, выводят на прогулку, укладывают спать. Таким образом дети получают свое первое и пока еще очень туманное представление о времени.
А уже ближе ко второму дню рождения малыши понимают смысл таких понятий, как «скоро», «долго», «подожди немного».
Время для трехлетнего малыша
В этом возрасте дети осваивают две временные категории — недавнее прошлое и ближайшее будущее. Кроме того, они уже прекрасно понимают, что такое — «до» и что такое — «после», когда родители дают им подробные инструкции: «Сначала ты наденешь свитер, а потом куртку» или: «Сначала мы пойдем в зоопарк, а потом в магазин».
Дети от четырех до пяти
В четырехлетнем возрасте многие дети начинают всерьез интересоваться продолжительностью самых разных событий, однако чаще всего их волнуют вопросы типа: «Сколько еще ждать»? «Когда мы пойдем домой (или куда-то еще)»? «Когда он придет»?
В этом возрасте детей привлекают стрелки и циферблаты. Некоторые малыши надевают на руку игрушечные часы, чтобы быть, как папа или мама. Однако все понятия о временных промежутках дети пока еще интерпретируют на свой лад: «Я с горки катался часов сто», «Я могу прыгать миллион тысяч раз». Они уже достаточно активно используют в своей речи такие понятия, как «вчера», «завтра», «сегодня», «скоро», «долго», «до», «после», «день», «ночь». Но еще не могут определить, сколько продолжаются утро, вечер, мгновение, час, неделя.
Если мама говорит ребёнку: «Мы идем гулять через полчаса», она прикидывает, что за это время успеет выгрузить и развесить белье из стиральной машинки и привести себя в порядок. А вот малыш выделяет из этой фразы только одну мысль: «Скоро мы пойдем гулять». Нужно помнить об этом, чтобы лишний раз не ругать ребёнка. Пока без помощи родителей и их чуткого руководства он не сможет собраться на прогулку в точности к назначенному времени. Малышу гораздо проще разобраться, что имеют ввиду родители, когда они не просто называют день недели или конкретное время предстоящего события, а делают привязку к регулярным рутинным событиям: «Мы пойдем в парк, когда папа вернется из магазина».
Это не говорит о том, что не следует использовать в разговоре точные обозначения времени. Напротив, это нужно делать, чтобы ребёнок постепенно улавливал их смысл.
Занятия для детей после пяти лет
После пяти лет дети начинают разбираться в днях недели и месяцах. Если организовать занятия для детей на эту тему, они научатся разбираться и в датах.
Когда мама говорит ребёнку, что к бабушке они поедут через три дня, он достаточно хорошо понимает, сколько ему еще придется ждать.
Ребёнку 6 лет
Примерно в шесть лет ребёнок уже осознанно оперирует днями недели и четко запоминает их последовательность. Ближе к восьми малыш уже почти уверенно пользуется механическими часами с тремя стрелками, выставляя нужное время и понимают смысл определений: «послезавтра», «накануне», «пять дней назад».
Уроки времени для малышей: советы родителям
Существует очень много увлекательных занятий для детей, в процессе которых они учатся осознавать течение времени. И если не превращать их в скучную зубрежку, а преподносить информацию в форме интересной игры, такие уроки принесут больше пользы. Предлагаем несколько вариантов занятий:
- День и ночь
Примерно до четырех лет дети часто путаются в понятиях: «завтрак», «обед» и «ужин». Особенно если малыши спят в дневное время. Чтобы лучше и быстрее усвоить эти элементарные определения, рекомендуется сделать наглядный плакат с картинками. Информация запомнится лучше, если героем сюжета станет герой любимого мультика или сам ребёнок.
Если был выбран последний вариант, нужно сфотографировать малыша в те моменты, когда он просыпается, чистит зубы, завтракает, играет, обедает, полдничает, и так далее (героя мультика придется нарисовать) и сделать коллаж из фотографий или рисунков. Обращайтесь к нему каждый раз, когда появляется необходимость комментировать распорядок дня в режиме реального времени.
- Времена года
Запомнить времена года поможет тематическая композиция. Для этого в начале каждого сезона родители вместе с малышом отбирают экспонаты (цветы, листья, снежки), которые потом можно будет выполнить из пластилина, цветной бумаги или какого-то другого материала. Готовые экспонаты размещают в любом месте — на полке, в красиво оформленной коробке, на подносе или настенном панно.
- Время
С часами, минутами и секундами лучше знакомить ребёнка в процессе игры. Для этого нужно искать простые примеры из совместного опыта, которые помогут лучше прочувствовать временные промежутки. Например, одной секунды хватит на то, чтобы спрыгнуть с дивана или хлопнуть в ладоши. За одну минуту можно рассказать небольшое стихотворение. А за час можно сходить в магазин за йогуртом или добраться до папиной работы.
- Прошлое и настоящее
Чтобы разобраться в этих понятиях, рекомендуется взять лист ватмана и разделить его на две колонки. Левую подписываем «прошлое», а правую — «настоящее». Осталось предложить малышу заполнить ватман фотографиями и рисунками, а потом следить за его действиями. Например, фотографию с сегодняшней прогулки ребёнок помешает в колонку «настоящее», а на другой день она уже должна перекочевать в «прошлое».