Нет людей, которые не мечтают. В голове появляются события, которые еще не случились. Так проявляет себя воображение: в психологии его характеризуют как психический процесс создания образов. Благодаря этому свойству человеческой психики появляются бессмертные творения — картины, фильмы, книги, новые изобретения. А также менее продолжительные, но еще более ценные индивидуальные фантазии.
Виды воображения
Мысленные образы возникают в сознании неодинаково. В связи с этим различают несколько видов воображения.
-
Активное. Отличается сознательным представлением образа в мыслях. Если вы мысленно вызвали объект на основе уже имеющихся знаний — это воссоздающее активное мышление. Например, инженер по готовой схеме представляет прибор, который следует собрать.
А когда писатель пишет роман, придумывая образы в голове, работает творческое активное мышление.
-
Пассивное. Этот вид воображения характеризуется возникновением образов, которым не суждено стать реальными. Человек мечтает о собственном острове в океане, но знает, что этого никогда не случится. Такое пассивное воображение называют преднамеренным.
Иногда нереальные образы появляются сами собой. Например, когда человек засыпает, или ему уже снится сон. Таким образом проявляется непреднамеренное пассивное воображение.
Роль воображения в жизни детей
Самые большие фантазеры — это дети. Их любимое занятие — игра. Книга перед сном превращается в увлекательное путешествие в голове ребёнка. Листочки деревьев преобразуются в деньги, а пара стульев — в корабль. Рисунок пестрит удивительными образами драконов и инопланетян.
С помощью игр дети познают мир и учатся общаться. Также детское воображение имеет ряд функций.
- Помощь в стрессовых ситуациях. Дети мгновенно меняют слезы на смех. В их голове возникают интересные идеи, и неприятность тут же забывается.
- Выявление скрытых страхов: рассказ о ночном чудище показывает страх темноты.
- Проявление проблем общения со сверстниками. Если появился воображаемый друг, это может быть маркером нехватки социального общения у ребёнка.
- Исправление неприятной ситуации. В процессе игры или с помощью рисунка ребёнок показывает противоположный результат событий.
- Обучение ответственности и навыкам. В игре дочки-матери дети берут ответственность за ребёнка, играют роль родителя. Ухаживая за пластмассовой или плюшевой зверушкой, ребёнок заботится о вымышленном питомце.
- Источник творчества. Рассказы, рисунки — все это вдохновляет малыша и развивает.
Яркое воображение ребёнка поможет стать индивидуальностью и не быть похожим на других. Но воображение может стать опасным. Ребёнок должен четко понимать, где вымышленный, а где реальный мир.
По мере взросления воображение угасает. Ведь мы уже точно знаем, что на листики нам ничего не продадут, а на стульях нужно сидеть, а не плавать.
Чем меньше у человека воображения, тем меньше он мечтает, тем скучнее может быть его жизнь.
Способы развития
Развивать фантазию никогда не поздно. Можно попробовать следующие варианты:
- Играть. Учитесь у детей, играйте с ними. Представьте воображаемый мир и наслаждайтесь запуском ракеты или плаванием на стульях.
- Творите. Найдите для себя творческое занятие. Рисуйте, лепите, пишите сказки и рассказывайте их детям.
- Гуляйте. Наблюдайте за людьми и попытайтесь представить их характер, привычки и угадать профессию.
- Мечтайте. Визуализируйте свои желания, вдруг они начнут сбываться.
- Учитесь креативности. Ищите нестандартные выходы из стандартных ситуаций.
Развитое воображение поможет найти общий язык с другими людьми, научит понимать их чувства и эмоции. А семейные игры помогут сблизиться с детьми.