Зачем ребенку нужно ползать и почему он не хочет это делать?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Родители пристально следят за развитием своего крохи в первые месяцы жизни. Они знают, что одним из базовых навыков детей является ползание. Оно укрепляет все мышцы тела, развивает координацию и пространственное мышление, что позволяет постепенно переходить к навыкам сидения и стояния, а затем и делать первые самостоятельные шажки. Однако, нередко родители сталкиваются с нежеланием ползать или формированием у детей своеобразной формы этого навыка (ползает задом или боком). Опасно ли это? Может ли ребёнок, не ползая, сразу сесть и пойти? Насколько важен такой навык?

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Важность навыка: развитие ребёнка

Важность навыка: развитие ребёнка

Развитие ребёнка происходит по определенным законам, и навык ползания в нем — один из ключевых этапов. От того, насколько активно и правильно пройдет освоение данного навыка, во многом зависят темпы дальнейшего психомоторного развития ребёнка. Поэтому, через ползание, каким бы стилем и методом оно не осуществлялось, должны проходить все дети на первом году жизни. Физиологи и неврологи говорят о том, что навык ползания является более значимым в полноценном и гармоничном развитии нервной системы и высшей нервной деятельности, чем даже навыки сидения, стояния и затем первые шаги детей. Почему так? Во-первых, дети осознают понятие пространства и его правильные соотношения, кроме того, именно на этом этапе наиболее видны многие из нарушений в развитии ребёнка, которые именно сейчас можно скорректировать.

Зачем нужно ползание мозгу и телу?

Зачем нужно ползание мозгу и телу?

По мере того, как развитие ребёнка доходит до стадии ползания, укрепляется тело и развивается нервная система, формируются ее базовые связи. Так, по мере освоения навыка в области мозга сначала формируются, а потом прочно закрепляются связи между полушариями мозга (двигательной корой) и телом, его мышцами, связками и костями. По мере оттачивания навыка включается в работу и мозжечок, что развивает координацию и точность, формируются произвольные и осознанные движения. Первоначально дети осваивают методику движения в горизонтальном положении, что потом, уже по аналогии, существенно облегчает им освоение навыков уже в вертикальном положении. Есть данные о том, что те дети, что рано начали ползать, показывают высокие результаты развития одновременно обоих полушарий мозга, не имеется выраженного преобладания влияний левого или правого, это дает более гармоничное и всестороннее развитие. То есть, в дальнейшем такие малыши могут быть склонны как точным наукам, так и к гуманитарным, у них полноценно и равномерно тренируется тело, нормализуется мышечный тонус и правильно развивается скелет.

Когда малышу пора ползать?

Малыш начинает ползать примерно с 6-7 месяцев, осваивая навык быстро и активно к периоду 8-9 месяцев. Это говорит о полноценном и правильном развитии тела и нервной системы, полноценного их взаимодействия. За счет ползания тело получает оптимальную нагрузку, а в процессе освоения и оттачивания навыка равномерно нагружаются все скелетные мышцы, начиная от шеи, заканчивая пяточками. Малыш в процессе активного ползания выравнивает мышечный тонус, тренирует суставы и связки, нагружает скелет, что приводит к активизации метаболизма минералов, кости становятся крепче. Активная тактильная стимуляция и поступающие импульсы от двигательной сферы, новые зрительные и тактильные ощущения посылаются в кору мозга, помогая нервной системе полноценно развиваться, получать верную информацию о пространстве и окружающем мире, его свойствах.

Новые движения и действия приносят малышу массу положительных эмоций, что существенно влияет не только на саму нервную систему, но и на иммунитет, кроветворение и работу внутренних органов. Активно расходуя энергию во время ползания, такие дети лучше кушают и спят, они менее беспокойны. Известен тот факт, что дети, которые в силу определенных обстоятельств или дефицита занятий с родителями мало двигаются, имеют снижение иммунитета, более частые и длительные простуды.

Проблема родителей: не может и не хочет ползать?

Проблема родителей: не может и не хочет ползать?

Нередко родители обращаются к специалистам с проблемой — все сверстники малыша уже активно ползают, в то время как их кроха ленится это делать. При этом, при обследовании развитие ребёнка вполне нормальное, но попыток ползания он не делает или они слабые и вялые, не приносящие результатов. Почему так происходит? По мнению педиатров и неврологов, есть несколько видов причин, которые могут помешать крохе вовремя освоить необходимый навык.

Во-первых, это проблемы скелета или мышечного корсета (гипотонус мышц, рахит, расстройства нервной системы). В таком случае врач и родители отмечают вялость и слабость малыша, и необходимо применение лечебных и корректирующих мероприятий. Могут также помешать правильному освоению навыка дефекты или травмы конечностей, аномалии суставов (дисплазия тазобедренного, например). Нередко, впервые попробовав ползти, малыш получает ушиб, что может вызывать у него страх перед болезненностью.

Во-вторых, могут нарушить своевременное освоение навыка длительные иммобилизации (неподвижность). Родители тех детей, которые имели гипс или носили корсеты из-за проблем скелета, отмечают более позднее освоение ползания. По мере того, как мышцы и скелет наберутся силы, малыш нагонит сверстников в развитии. Кстати, тугое пеленание с рождения имеет аналогичные эффекты, об этом стоит помнить!

В-третьих, хуже ползают дети-пухлячки, так как избыточный вес гораздо сложнее передвинуть. Кости и мышцы крохи не готовы к ношению такого груза, поэтому, эти дети более медлительны.

Может, но не хочет ползать!

Если физически ребёнок вполне развит, он может быть не готов к ползанию в плане эмоциональном. Существенно тормозят формирование навыков новомодные ходунки, прыгунки и манежи, качалки и прочие фиксирующие и ограничивающие гаджеты. Они меняют в голове пространственные принципы ориентации. Манежи и люльки ограничивают пространство и формируют боязнь выхода за его рамки. Некоторые дети от природы ленивы и спокойны, поэтому они мало проявляют интереса к новому, предпочитая пользоваться уже имеющимися навыками. В этом случае на помощь должны прийти родители, которые должны заинтересовать малыша, простимулировать его к ползанию.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 25.11.2016 18:03, обновлено 17.04.2020 19:02
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Подготовка к освоению навыков малыша: советы родителям
Нередко в вопросах освоения навыков ползания, сидения и первых шажочков родители проявляют недюжинную прыть, которая зачастую приводит к проблемам.
Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка
Какие существуют методики развития речи детей? Как заниматься с ребенком, чтобы развить у него красивую речь? Читайте полезные советы в нашей статье.
Развитие навыков общения у детей
Как развить в ребенке общительность? Как помочь детям дошкольного возраста чувствовать себя уверенно с незнакомыми людьми? Читайте в нашей статье.
Освоение навыков: нужны ли ходунки и прыгунки?
Детские устройства для сидения, прыжков и ходьбы – полезны ли они? Не нанесет ли вреда применение прыгунков или ходунков?
Развитие моторики у детей раннего возраста
Не знаете, как эффективно развить моторику рук у малыша? Комплекс увлекательных упражнений для самых маленьких поспособствует развитию вашего ребёнка.
Развитие коммуникативных навыков у детей
Коммуникативные способности играют важную роль в повседневной жизни. Каким должно быть развитие ребенка дошкольного возраста в плане общения?