Каждый ребёнок нуждается в воспитании. Какие конкретно цели развития и воспитания детей преследуют педагоги и родители?
Цели
Вот основные цели:
- Общие — формирование у ребёнка таких качеств, которые присущи тому обществу, где он живет.
- Индивидуальные — воспитание конкретного ребёнка, учитывая его особенности, характер, темперамент.
- Перспективные — это цели, которые планируются на несколько лет и направлены на формирование качеств личности, которые необходимы человеку в конкретном коллективе.
- Среднесрочные — формулируются обычно на год и связаны с решением задач, которые возникают при воспитании ребёнка в конкретном возрасте (например, в течение года научить ребёнка читать в возрасте 6 или 7 лет).
- Текущие — это краткосрочные цели на неделю или месяц. Они направлены на развитие ребёнка, исходя из его уровня воспитанности.
Конечно, цели и задачи тесно связаны между собой. Выполнение определенных задач позволяет добиться необходимых целей.
Основные задачи
К общим задачам относятся:
- Формирование навыков и знаний, которые необходимых любому человеку.
- Развитие способностей, причем опираясь на индивидуальные характеристики ребёнка.
- Развитие самостоятельности.
- Развитие интереса к познанию, саморазвитию.
К конкретным задачам относится физическое, нравственное, трудовое, интеллектуально-познавательное и эстетическое воспитание.
- Физическое воспитание — это не только укрепление здоровья у ребёнка, но и формирование навыков здорового образа жизни. Человек должен с детства усвоить, что надо правильно питаться, соблюдать режим дня и заниматься спортом.
- Что касается трудового воспитания, конечно, ребёнок должен овладеть определенными навыками и умениями. Это основная задача. А кроме того, воспитание уважительного отношения к чужому труда, развитие изобретательности, технического мышления.
- Интеллектуально-познавательное воспитание подразумевает развитие речи, логики, мышления, умения учиться и узнавать новое, формирование у ребёнка познавательных интересов в разных сферах жизни.
- Формирование нравственных ценностей, суждений, навыков и привычек — это задачи нравственного воспитания. Ребёнок должен различать понятия добра и зла, быть доброжелательным, сострадательным.
- Эстетическое воспитание необходимо для того, чтобы ребёнок научился видеть вокруг прекрасное. Восхищаться не только красивой картиной или музыкой, но и природой, например. Кроме того, задачи эстетического воспитания — это формирование эстетических знаний и стремления самому быть прекрасным в мыслях, чувствах, поступках.
Очень важно, чтобы ребёнок развивался гармонично во всех сферах. Если делать упор только на интеллектуально-познавательное воспитании и забывать о физическом, ребёнок будет слабым и в будущем может легко приобщиться к вредным привычкам. Если заниматься лишь эстетическим воспитанием, ребёнок будет оторван от быта, повседневной жизни, не сумеет быть самостоятельным. А воспитание нравственное без интеллектуального и трудового приведет к тому, что ребёнок не будет уметь учиться, ему будет сложно приобретать новые навыки.