Жадина-говядина: почему малыши жадничают?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Малыш не желает ни с кем делиться игрушками, с криками отбирает назад лопатку и ведерко, не реагируя на объяснения и упреки? В период 2-3-летнего возраста практически все дети — жадины, заставляющие родителей чувствовать неловкость перед окружающими и сомневаться, правильно ли они воспитывают ребёнка. Разбираемся в причинах явления и обсуждаем, стоит ли учить кроху делиться с друзьями.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Почему дети жадничают?

Почему дети жадничают?

Около 2-3 лет дети начинают осознавать, что такое собственность. «Моя кроватка, моя чашка, мои носки и моя машинка» составляют часть мира, принадлежащего только данному конкретному ребёнку. И никакие сказки, рассказы и увещевания о необходимости делиться, о всех возможных бонусах этого процесса и социально приемлемом поведении на него не действуют. «Маша со мной делится? Ну а я не буду, это все мое!»

Родители нередко огорчаются при подобном поведении, и зря. В этот возрастной период малыш не может еще отделить свою машинку от своей руки или ноги, границы еще не сформировались. Рука, нога, волосы, машинка, ложка — это все часть его мира, причем неотъемлемая пока часть. Нелепо было бы просить «поделиться пальчиком с Машей, она поиграет и отдаст», верно? Для лучшего понимания стоит представить, что кто-то хочет взять личную зубную щетку, ну попользуется и отдаст, что тут такого?

Именно так дети зачастую воспринимают попытки заставить их отдать что-то на время, поменяться или подарить, и яростно протестуют, даже если их вещи просто исчезают из поля зрения. Со стороны такое поведение выглядит не очень милым, но это абсолютная норма взросления.

В этом возрасте, от кризиса 2 до кризиса трех лет у ребёнка формируется понятие Я, он сам начинает осознавать себя, как личность. Пока что — вместе с вещами, потому что процесс происходит «от обратного»: вот есть единство мамы и малыша, вот это — мама и мамины вещи, а это малыш и его вещи, так разделяется единый мир и появляется автономия.

Позднее дети начинают понимать, где проходят границы его личности, а также, что вещь, игрушка, заимствованная кем-то на время, не меняет собственника. Лопаточка по-прежнему Вовина, а Маша и правда «поиграет и отдаст». Период «жадины-говядины» надо просто пережить, понимая, что это не капризы, эгоизм или плохое воспитание, а попытки ощущать себя целостно, со всеми своими машинками, пальчиками и прочими атрибутами маленького мира.

Как помочь малышу перестать жадничать?

Как помочь малышу перестать жадничать?

Период развития — это, конечно, хорошо. Но родители хотели бы адаптировать ребёнка к реальности, где в детских коллективах принято делиться и обмениваться мелочами. Поэтому можно уже начинать объяснять ребёнку общечеловеческие ценности доступным ему языком: почему расстроился его друг, почему ему самому не дали игрушку (а в этом возрасте, не смотря на аспекты развития, дети отлично понимают, где «свое», но совсем не понимают про «чужое» и импульсивно желают завладеть понравившейся вещью, и прямо сейчас).

Стремясь завладеть чужой собственностью, дети не осознают чувств другого малыша и не расстраиваются от громкого рева обиженного друга — они просто не способны пока на эмпатию. Вот этот аспект надо объяснять, и постепенно маленький экспроприатор начнет понимать, что у других тоже есть свои важные вещи, части их миров.

Что еще можно сделать, чтобы снизить чувство собственности?

  • Во-первых, нельзя заставлять делиться. Ни в коем случае нельзя отбирать что-то личное и передавать другому ребёнку, ругать за неспособность «дать поиграть». Но можно и нужно спрашивать, можно ли Маше взять ведерочко, и обязательно объяснять, что Маша немного поиграет и вернет лопатку. Лопатка — Вовина, и Маша это знает. Находиться рядом, комментировать процесс полезно как условному Вове, так и Маше: Вова будет чувствовать себя более уверенным, зная, что у родителей все под контролем, а Маша будет усваивать правила обращения с чужой собственностью.
  • Во-вторых, даже в 2 года уже может работать временный обмен игрушками. «Давай, Машина кукла прокатится в твоей машине, ей понравится. А твой солдат может пока погостить в Машином домике». Обмен снижает остроту болезненности от временного расставания и рассеивает концентрацию внимания за своими вещами.
  • В-третьих, при посещении гостей, так же, как и при походах на детские площадки, стоит не забывать брать с собой игрушки, чтобы поменяться, поделиться или, в случае приступа особо сильной жадности у хозяина, малышу было чем играть. Дети в таком возрасте не понимают, что все, что они принесли, они заберут обратно, и могут протестовать, не желая что-то брать с собой при посещении другого дома. Такие очевидные вещи также надо объяснять.
  • В-четвертых, нельзя стыдить и ругать за нежелание делиться или сравнивать с другими. Надо помогать защищать свою собственность, но и не давить на них в угоду другому ребёнку. Испытывая неловкость у песочницы, надо помнить, что ребёнку сейчас действительно трудно расставаться с частью своего мира. Но это пройдет.

Ребёнок-альтруист: надо ли беспокоиться родителям?

Ребёнок-альтруист: надо ли беспокоиться родителям?

Есть на свете и другие дети. Они, кажется, совершенно не беспокоятся, когда Маша забирает все их формочки, а Петя укатывает машинки. Таких малышей любят на детских площадках и ставят всем в пример, однако родители нередко испытывают не гордость, а смутное или явное беспокойство (а также раздражение при попытках собрать все формочки обратно и необходимость постоянно покупать новые).

Растет ли малыш бесхарактерным, не умеющим постоять за себя, не ценящим вещи? Как правило, нет. В нормальной семье в этом возрасте для подобного поведения может быть только одно объяснение — ребёнок интуитивно осознал иной способ выстраивания и утверждения своего Я, своих личностных характеристик.

Чаще всего в основе этого способа — одобрение, которое они получают от родителей. Уверенность в том, что «я самый любимый, самый умный, самый добрый» наполняет ребёнка, подкрепляет его поведение, одобряемое взрослыми. Однако в подобном непроизвольном выборе есть свои опасности: невозможность ценить материальные ценности («ведь мама, папа, бабушка считают, что я самый щедрый») не дает возможность малышу обучиться отстаивать свои интересы, особенно, когда мамы и папы нет рядом.

Оптимально обучать малыша-жадину находить равновесие между собственническими чувствами и жаждой владения чужими игрушками, поддерживать желание делиться у маленького альтруиста и помогать ему защищать то, что действительно важно и ценно. И верить: этот этап закончится, и в песочнице воцарится мир и взаимопонимание, даже если лопаточек не хватит на всех.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 08.04.2017 11:08, обновлено 17.04.2020 18:54
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Как научить малыша делиться?
Если малыш не всегда хочет делиться своими личными вещами, в этом нет ничего страшного. Психологи это относят к возрастным особенностям ребенка.
Жадность у ребенка – как побороть?
«Жадина-говядина, соленый огурец…» – детская дразнилка, от которой мало приятного, если жадничает твой ребенок. Как в этом случае поступать родителям?
Как определить, правильно ли развивается малыш?
В каком возрасте малыш должен уметь говорить, держать ложку или одеваться? Помощь родителей в развитии навыков ребенка.