Как определить, правильно ли развивается малыш?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Малыш не только с каждым годом, но и с каждым месяцем приобретает все больше навыков самостоятельности. И, наверное, каждую маму беспокоит вопрос о том, правильно ли он развивается? Ведь крайне важно, чтобы развитие малыша происходило постепенно и соответственно его возрасту.

Речевое развитие малыша

Речевое развитие малыша

Развитие речи ребёнка происходит постепенно — с первого месяца и примерно до четырех лет. С первых месяцев жизни здоровый малыш выражает свои чувства при помощи крика, позже он начинает «гулить», то есть повторять за взрослыми либо самостоятельно произносить некоторые звуки.

К пяти месяцам ребёнок лепечет — копирует произносимые взрослыми звуки, которые похожи на слова, но состоят из одинаковых слогов, а уже с полугода он начинает осваивать небольшие слова — мама, папа, баба, ту-ту.

В полтора года малыш уже способен произносить предложения, состоящие из двух слов — мама дай, ляли нет. После двух с половиной лет словарный запас ребёнка активно растет. Он уже задает вопросы, например: «что это?»

К трем годам и далее малыш учится изменять слова по падежам, родам и числам, и примерно в это же время он придумывает собственные слова, используя основы родной речи. В это же время ребёнок учится разговаривать во время игры.

У девочек речевое развитие происходит быстрее. Их запас слов, обозначающий предметы, увеличивается быстрее. Девочки позже начинают произносить фразы, но зато пытаются делать это правильно, «как взрослые».

У мальчиков речь развивается несколько дольше. У них в первую очередь формируется запас слов, обозначающих действия, к тому же мальчики часто говорят «на своем языке».

Речевое развитие малыша правильное, если:

  • он охотно разговаривает с родными и близкими, однако в то же время избегает общения с незнакомыми людьми;
  • ребёнок с удовольствием повторяет услышанные слова и предложения;
  • малыш обращается к взрослым за помощью, выражая свою просьбу словами;
  • вслушивается в собственную речь и старается самостоятельно исправлять ошибки.

Родителям стоит насторожиться, если:

  • ребёнок с неохотой повторяет за родителями слова и предложения;
  • на просьбу сказать что-либо реагирует молчанием или уходом;
  • пытается решать проблемы, не обращаясь к взрослым за помощью;
  • говорит на «своем языке», понятном только ему;
  • развитие речи ребёнка заметно отстает от разговорных способностей его сверстников.

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Здоровый малыш: развитие привычек самообслуживания

Здоровый малыш: развитие привычек самообслуживания

В процессе развития у здорового малыша появляются новые привычки. Например, к трем годам он уже может самостоятельно снять с себя рубашку, к пяти — приготовить на завтрак печенье с молоком. Очень важно, чтобы малыш умел о себе позаботиться.

Первые привычки самостоятельности наблюдаются у детей очень рано. В возрасте около года они начинают понимать, для чего нужны определенные предметы и учатся ими пользоваться. Например, расческой они расчесывают волосы или разговаривают по игрушечному телефону. После года дети узнают себя в зеркальном отражении, а в два года учатся самостоятельно держать чашку и пить из нее.

Учиться пользоваться ложкой малыш, как правило, пытается в возрасте полутора лет, а в четыре года развитие малыша достигает такого уровня, что он уже использует столовые приборы, как взрослый. По этой причине в таком возрасте уже можно заниматься эстетическим развитием малыша, обучая его основным правилам этикета.

Самостоятельно снимать одежду дети учатся в период от одного года до двух. К двум годам ребёнок уже умеет сам надевать свободные предметы гардероба (носки), еще через некоторое время — футболку и маечку, а спустя год либо два он уже полностью может одеваться сам. В начале четвертого года малыш, может быть, научится самостоятельно снимать обувь.

Чистить и полоскать зубы здоровый малыш начинает в возрасте от трех до четырех лет. Но до семилетнего возраста этот процесс приходится контролировать взрослым. Навыки самостоятельно мыть, вытирать руки и пользоваться туалетом дети осваивают в период от двух до трех лет. Два основных признака того, что малыш готов к самостоятельному использованию горшка — умение снимать, а также надевать штанишки, и понимание того, что ему нужно в туалет.

Главное в развитии малыша — поощрение. Что бы он ни сделал, хорошо либо не очень — его нужно похвалить. Не стоит спешить помогать малышу, но и заставлять его тоже не следует. Важно, чтобы ребёнок научился самостоятельно справляться со своими задачами. Главное в обучении — терпение. Не нужно торопиться переделать, если ребёнок что-то сделал неправильно — он должен сам приобретать опыт в выполнении разных заданий. Иногда можно ему подсказать, но только тогда, когда он этого попросит.

Помощь родителей в развитии творческих способностей малыша

Помощь родителей в развитии творческих способностей малыша

Дошкольный возраст — прекрасное время для творческого развития. Главное — не упустить момент. Например, пик развития художественных способностей приходится на возраст от трех до четырех лет. В это время желательно всячески поддерживать стремление ребёнка к рисованию. Иногда родителям не очень хочется давать малышу фломастеры и краски из опасения, что он все вокруг испачкает. Но при таком поведении родителей ребёнок не сможет научиться рисовать. Поэтому психологи рекомендуют дать волю детскому творчеству, предварительно подготовив для ребёнка поле деятельности.

Никогда не нужно навязывать малышу свою точку зрения и говорить: «вот так было бы лучше». Это может привести к тому, что он перестанет проявлять какую бы то ни было инициативу.

Чрезмерная серьезность и консервативность родителей — плохие помощники в развитии творческих наклонностей детей. Взрослым стоит научиться веселиться, шалить и играть с малышом в его игры. Иногда можно нарушить правила, существующие во взрослом мире, и ради своего ребёнка на некоторое время вернуться в детство. Такое общение не только сблизит детей и взрослых, но и поможет в их творческом развитии. Нужно сочинять с малышом сказки, придумывать новых героев, то есть всячески поддерживать творческую инициативу своего ребёнка.

И главное — нельзя наказывать за любые эксперименты. Все занятия с малышом должны проводиться в атмосфере любви и понимания. Малыш должен понимать, что если вдруг что-то у него не получится, то его не только не накажут, но и придут на помощь.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Сыворотки для лица: 8 правил использования

Сыворотками для лица нужно пользоваться, соблюдая важные правила. Только тогда косметика принесет коже пользу.

Врач-проктолог: оперироваться можно и нужно в то время года, когда возникла необходимость

Почему важно не откладывать решение об операции вне зависимости от сезона, настроения и других факторов: объясняет врач

Как сегодня фарминдустрия обеспечивает национальную лекарственную безопасность: отвечают эксперты

Как обеспечить фармакологию активными фармацевтическими субстанциями?

Аденома простаты без операции

Высокая вероятность хирургического вмешательства при аденоме простаты страшит многих мужчин. Однако не всегда этот диагноз – показатель для операции.

Центр управления здоровьем: современный подход

Как в современном центре здоровья с новейшим европейским оборудованием и технологиями, раскрывают физический и ментальный потенциалы человека и восстанавливают ресурсы организма для повышения качества жизни.

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?
Опубликовано 26.02.2017 14:42, обновлено 17.04.2020 18:56
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Малыш должен двигаться
Новорожденный ребенок практически не может передвигаться. Но придет время, и его мышцы привыкнут к многочисленным движениям, необходимым в жизни.
Агрессия малышей: чем вызваны драки у самых маленьких
Почему дети в 2-3 года кусаются, дерутся и пинаются? Как научить их другим методам выражения злости и что делать, когда агрессия направлена на своего малыша?
Малыш вместе с мамой на кухне
Кухня – прекрасное место для развития ребенка. Малышу можно предложить множество интересных и полезных дел.
Как научить малыша «постоять за себя», не обижая друзей
Пассивные, агрессивные и ассертивные техники поведения: что лучше для ребенка, как выработать нужные навыки и научить малыша постоять за себя?
Аппликации из цветной бумаги с малышом
Аппликации из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей. Начать заниматься творчеством с малышом можно уже в раннем возрасте.
Малыш и слинг – как помочь привыкнуть?
Мамы все чаще возвращаются с традиционному способу ношения детей в слинге. Но не всегда дети готовы сразу принять это. Как им помочь?