Рано или поздно ребёнок сталкивается первый раз в своей жизни с посещением детского дошкольного или школьного учреждения, где он знакомится с обществом и ему предстоит находиться среди большого количества сверстников, таких же, как и он.
Поступление ребёнка в то или иное детское учреждение всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой, обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения. Здесь он впервые знакомится с новым режимом, с новыми лицами, учится слушать взрослых, привыкает к другому интерьеру и у него формируется усидчивость. Поэтому, новая среда является для каждого ребёнка стрессовой и в таких случаях ребёнку нужно помогать и не быть сверхтребовательным.
Психологический фон ребёнка
В первое время после поступления в сад у детей с лабильным психоэмоциональным фоном могут отмечаться такие нарушения как: потеря аппетита, плохой сон, отказ от игр со сверстниками, плач и болезненное посещение детского сада. Так или иначе, процесс адаптации идет у любого ребёнка: в среднем, он составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Именно в детских дошкольных учреждениях ребёнок впервые часто встречается с респираторными инфекциями, и в этот период оценивается, насколько хорошо подготовлена иммунная система ребёнка.
Как подготовить ребёнка к детскому саду?
Для облегчения адаптации ребёнка к детскому саду надо заблаговременно подготовить его к этому этапу жизни. Необходимо тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, проводить осмотры в декретированные сроки, следить за тем, насколько ребёнок «охвачен» профилактическими прививками, смотреть за рационом питания и соблюдать правильный режим дня. Если ребёнок достаточно закаленный, физически развит хорошо, питается полноценной разнообразной пищей, проводится витаминопрофилактика, то процесс адаптации проходит довольно гладко. Стоит напомнить, что перед поступлением в любое детское дошкольное и школьное учреждение ребёнок должен пройти диспансеризацию: осмотр узких специалистов, педиатра и оценка лабораторных анализов. После чего врач дает заключение о состоянии здоровья и дает определенные рекомендации по наблюдению за ребёнком.
Что должен уметь ребёнок перед поступлением в детский сад?
В детское дошкольное учреждение детей берут с навыками самообслуживания: он должен самостоятельно ходить в туалет или на горшок, уметь чистить зубы, одеваться, раздеваться с помощью взрослого, пить из чашки, пользоваться столовыми приборами. Если у ребёнка плохо сформированы данные навыки, то в саду он постепенно к этому привыкает с помощью работников сада. Ребёнку, у которого отсутствуют самые элементарные навыки самообслуживания, будет крайне тяжело находиться в данной среде, в таких случаях его могут определить в специализированное детское учреждение или в группу кратковременного пребывания.
В некоторых семьях дети воспитываются больше «по-домашнему», они, как правило, малоконтактны, принимают только определенную пищу, сильно привязаны к членам семьи и требуют особенного внимания. Такие дети болезненно воспринимают нахождение в коллективе, им трудно привыкать к новой среде, и в таком случае процесс адаптации может длиться несколько месяцев. Как правило, в данных ситуациях предлагаются группы кратковременного пребывания, чтоб ребёнок мог постепенно освоиться в новой среде.
О том, что период адаптации ребёнка к саду закончился успешно, можно утверждать по следующим признакам:
- у него хорошее настроение
- ребёнок с охотой посещает детское учреждение
- питается в саду полноценно
- спит спокойно
Интересы ребёнка в детском саду
Как только ребёнок привыкает к детскому саду, у него начинается интересная жизнь. Он получает много полезной и интересной информации. Педагоги отмечают, что дети, в свое время посещавшие детские дошкольные учреждения, легко усваивают материал в школе и более контактны с окружением. Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции.
Особую категорию составляют дети с нарушением функций нервной системы, они часто плачут, беспокойно спят, у них возможны заикание, тики. Однако и таким детям не чуждо нахождение в детских садах, хоть и неполный день. За такими детьми устанавливают еще большее наблюдение и проявляют больше терпения. Такие дети, могут например, отказаться от еды, быть плаксивыми, проявлять агрессию. В таких случаях за ребёнком наблюдает педагог и врачи. Благодаря активной работе и терпения ребёнок быстро догоняет сверстников и благополучно посещает детское учреждение.
Детям идет на пользу, если они какое- то время могут свободно играть. На их развитии положительно сказывается возможность выражать свои мысли, принимать определенные решения и даже совершать ошибки. Поэтому, важно давать ребёнку свободно поиграть и контактировать в окружении других детей.