Задержка психического развития, или сокращенно ЗПР — это патологическое состояние, при котором психическое развитие ребёнка отстает от сроков условно установленной нормы. Говоря конкретней, такие дети менее развиты в интеллектуальном плане, эмоционально-волевой сфере, нежели их сверстники. Как показывает статистика, данная патология выявляется примерно у 15% малышей. При своевременном обнаружении проблемы и начале лечения, как правило, имеющиеся расстройства удается полностью скорректировать. Ниже мы рассмотрим ЗПР у детей с точки зрения симптомов и лечения.
Как проявляется задержка психического развития у ребёнка?
В первую очередь при ЗПР наблюдаются нарушения со стороны интеллектуальной сферы.
Такие дети испытывают трудности с восприятием внешних объектов, событий. Им тяжело сформировать целостные образы, соотнести полученную зрительную информацию со слуховой, и наоборот.
Отмечаются неустойчивость, поверхностность внимания. Ребёнок с задержкой психического развития не может сосредоточиться на каком-либо одном деле, легко отвлекается, переключается на другие вещи.
Данное нарушение характеризуется сниженной способностью к запоминанию новой информации, выстраиванию причинно-следственные связей, формулировке выводов.
В обязательном порядке наблюдаются речевые нарушения. В 2021 году ученые из Московского государственного университета пищевых производств опубликовали работу, в которой было установлено, что у детей с задержкой психического развития выявляется скудный, недифференцированный словарный запас.
При таком патологическом состоянии малыши искажают звуки, порой не могут выстроить полноценное предложение. У них часто отмечаются нарушения со стороны письменной речи.
Кроме этого, ЗПР сопровождается эмоциональными расстройствами. Ребёнок с данной патологией имеет нестабильное эмоциональное состояние, его настроение быстро меняется, иногда даже независимо от внешних факторов. Также характерны повышенная внушаемость, приступы раздражительности и агрессии, чрезмерная тревожность.
Процесс игры при задержке психического развития стереотипен и однообразен, в нем отсутствует сюжет, четкие игровые правила.
Дополнительно могут наблюдаться некоторые проблемы с координацией, непроизвольные двигательные акты.
Стоит помнить, что задержка психического развития не является самостоятельным диагнозом, а описывает темповые характеристики развития дошкольника или младшего школьника без учета этиологии и патогенеза.
Методы лечения задержки психического развития
Лечение ЗПР должно быть комплексным. Детям рекомендуется посещать специализированные группы или дошкольные образовательные учреждения, в зависимости от выраженности задержки может потребоваться обучение в коррекционных классах, так как данное заболевание подразумевает необходимость в особом подходе к обучению.
В обязательном порядке проводится психотерапевтическое лечение, схема которого выбирается индивидуально для каждого конкретного ребёнка. Могут назначаться индивидуальные или семейные беседы с психологом, психотерапевтические методики с использованием игр, творчества и так далее.
Для устранения речевых нарушений показаны индивидуальные или групповые логопедические занятия.
Дополнительно в рамках комплексной терапии могут рекомендоваться:
- лечебная гимнастика;
- сеансы массажа;
- физиотерапевтические процедуры и прочее.