Дошкольный возраст в возрастной психологии определяется как период с 3 до 7 лет. В это время темп развития ребенка уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако этот период также имеет важное значение для физического и психического развития ребенка. В большинстве своем дошкольники посещают различные образовательные учреждения, однако нередки случаи, когда малыши обучаются на дому.

Дети дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста уже заметно отличаются между собой, так как в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в тех или иных ситуациях. Поведение ребенка уже не является импульсивным и зависит не столько от ситуации, в которой требуются действия, сколько от его собственных представлений о мире. Нравственные формы поведения усваиваются активнее, происходит формирование волевой регуляции поведения, что дает возможность обучения в образовательных учреждениях.

Особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни малыша. В это время ребенок переходит от совместной позиции с родителями к отдельному «Я», однако во многих ситуациях он все еще не может обойтись без помощи взрослого человека. В свою очередь родители все еще видят в своем ребенке беспомощного малыша, которого нужно максимально оградить от опасностей окружающего мира. Но таким лишением самостоятельности они могут дополнительно спровоцировать конфликты с ним как раз из-за ограничения свободы.

Направленность интересов ребенка младшего дошкольного возраста меняется заметно. Если раньше его интересовали окружающие предметы, то теперь он хочет, как можно больше узнать о взаимодействии людей. Он наблюдает за взрослыми и сверстниками, принимая некоторые их действия в качестве образца для собственной деятельности. В конечном итоге это проецируется на появление ролевой игры как отражения человеческих взаимоотношений и социальных контактов.

Очень важным моментом в развитии детей младшего дошкольного возраста является появление способности устанавливать сложные причинно-следственные связи. Теперь ребенок не просто овладевает новыми способами действия – он знает не только, что и как делать, но и к чему приведет выполненное им действие.

Средний дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребенка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе.

Происходит активное развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий – конструирования, изобразительной деятельности. В этом плане большую роль играет развитие восприятия, которое в норме становится способным выделить в исследуемом предмете отдельные части и установить связь между ними.

Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем». Готовность вести диалог с ребенком, обсудить даже простые вещи серьезно и на равных направит познавательную активность ребенка в нужное русло, а также обеспечит более тесный эмоциональный контакт со взрослым.

Старший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст – период развития ребенка с 5 до 7 лет. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребенок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае – к ребенку старшего дошкольного возраста.

К 7 годам ребенок обладает достаточно адекватной самооценкой, однако она может отличаться и быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с неоправданно высокой самооценкой как правило более раскованные, мало восприимчивы к своим неудачам и не осознают их, резко реагируют на отсутствие похвалы и на критику. Напротив, дети с заниженной самооценкой являются крайне неуверенными в себе, не общительны, не любят проявлять инициативу.

Развитие детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем.

Физическое развитие

Рост малыша за дошкольный период увеличивается существенно – на 20 или даже 25 сантиметров. К 6-7 годам ребенок весит в два раза больше по сравнению с тем, сколько он весил в год. Помимо роста и веса, важным показателем является соотношение между окружностью головы и окружностью груди; с возрастом пропорции ребенка меняются, и разница между данными показателями в норме должна становиться больше. К 7 годам окружность груди должна равняться половине роста ребенка, в том числе по причине того, что происходит увеличение размера легких.

Показатели увеличения роста и массы тела во многом зависят от генетики и других факторов, поэтому родителям, которые переживают, что их ребенок плохо растет, нужно обратить внимание, сохраняет ли он свою активность. Если дошкольник активен, о нарушениях речи не идет.

В центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, за счет чего дети дошкольники часто неусидчивы и не могут долго заниматься однообразным делом. Развивается и сердечно-сосудистая система; увеличивается масса сердца, в то время, как частота сердечных сокращений становится меньше.

Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки. Однако важно учитывать, что слишком сложные задания могут легко вызвать утомление у ребенка, поэтому любая нагрузка должна быть строго дозированной. К перегрузкам в дошкольном возрасте не готовы ни центральная нервная система, ни сердце, ни легкие, так как все эти системы еще сформированы не до конца. Кроме того, окостенение хрящевой ткани также не завершено, поэтому силовые виды спорта дошкольникам противопоказаны – они могут привести к травме.

Психологические особенности дошкольного возраста

Психологические особенности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте развитие психики ребенка приводит к существенному желанию самостоятельности, включения во взрослую жизнь. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Начало формирования мировоззрения на основе попытки ребенка устроить в единую систему все наблюдаемые предметы и явления, а также их взаимосвязи.
  2. Этические и моральные оценки, которые определяют, как будет относиться ребенок к тому или иному человеку.
  3. Мотивация действий, основанная на понимании взаимоотношений между людьми.
  4. Произвольность поведения, возникающая на основе образов, первоначально существующих в конкретном виде, а уже затем переходящая в обобщенный.
  5. Зарождение самосознания и самооценки, определение собственной позиции в отношении со взрослыми.

В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, поэтому не исключены определенные проблемы. В частности это касается двух возрастных кризисов, ведь дошкольное развитие начинается с одного из них и заканчивается вторым. Рассмотрим данные кризисы подробнее.

Кризис 3 лет

Главная причина кризиса трех лет заключается в том, что примерно в три года психика ребенка созревает до той степени, что он осознает себя не частью своих родителей, а отдельной личностью, у которой есть собственная воля – и ее необходимо проявить. В то же самое время возможности ребенка все еще существенно ограничены, поэтому получается у него далеко не все, но и тогда маленький упрямец не спешит принимать помощь от родителей.

К основным проявлениям кризиса трех лет относят:

  • Негативизм

Стремление сделать все с точностью до наоборот, даже если это противоречит желаниям ребенка и его возможностям.

  • Упрямство.

Не нужно путать это с настойчивостью – в случае упрямства ребенок хочет получить что-то просто по той причине, что это он так сказал, а на самом деле вещь ему не нужна.

  • Строптивость.

Это специфическая форма протеста, которая отличается от негативизма тем, что направлена не на конкретного человека (я не пойду на прогулку, потому что меня зовет мама), а является безличной (я не хочу чистить зубы потому что не хочу).

  • Самостоятельность, граничащая со своеволием.

Это те самые моменты, когда ребенок активно настаивает, что должен выполнить определенное действие сам, даже если он пока не может это сделать.

Помимо основных симптомов у разных детей могут проявляться агрессия, ревность, обесценивание ранее важных людей и предметов. Родителям в любом случае необходимо не пытаться давить на ребенка, а сохранять спокойствие, демонстрировать малышу положительное отношение и обеспечивать атмосферу спокойствия. Предоставить ребенку определенную долю самостоятельности, не сравнивать его с другими детьми (особенно если сравнение происходит не в его пользу) – действия, которые также помогут продуктивно преодолеть кризис.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет – завершающий кризис дошкольного возраста, который символизирует о переходе к младшему школьному возрасту. Причинами данного возрастного кризиса могут являться необходимость привыкания к новым условиям обучения и непривычному коллективу, смена уровня нагрузок и их типа. Выделяют следующие характерные признаки данного кризиса:

  • Утрата непосредственности. Она проявляется как заметное изменение поведения ребенка, которое становится искусственным, натянутым, неестественным. Причиной этому является желание показать что-то этим поведением.
  • Манерность. Кривляние, гримасы, которые 6-7летний ребенок может демонстрировать совершенно не к месту, вызывают активное неодобрение взрослых, однако он продолжает вести себя именно так.
  • Ребенок становится скрытным, если испытывает негативные эмоции, старается закрыться и не показывать этого.

Так как дети приходят в школу в разном возрасте, кризис тоже может протекать по-разному. В этом плане особое внимание стоит обратить на тех детей, которые в силу определенных причин идут в школу не вовремя. У детей, которых отправили в школу слишком рано, учебная деятельность ребенка в дошкольном возрасте насильно заменяет игровую, которая пока что является наиболее актуальной для этого конкретного ребенка, что в итоге усложняет адаптацию и усугубляет кризис. Однако и запаздывать с поступлением в школу не рекомендуется: если ребенок уже объективно готов к тому, чтобы сменить игровую деятельность на учебную, однако до сих пор не может этого сделать, он начинает чувствовать неудовлетворенность своим положением и способен проецировать негативные проявления на родителей. Кризис в этом случае проходит, когда ребенок поступает в школу.

Когда стоит обратиться к психологу

Детский психолог – эта та самая третья сторона, необходимая для решения проблемных ситуаций, которые не могут быть решены силами родителей. Возможно, что родители сами не могут понять причин резких негативных перемен с собственным ребенком, и в этом случае вмешательство психолога поможет определить, что происходит. Однако и при условии, что папа и мама понимают причину, но не могут понять, как действовать, психолог может быть полезен.

Одним из распространенных поводов обращения родителей дошкольников к психологам являются фобии – иррациональные страхи, которые мешают ребенку нормально жить. Наличие чего-то, чего боится ребенок, в этом возрасте нормально, однако интенсивность переживаний, вызываемых предметом фобии, негативно влияет на психику и требует вмешательства профессионала. Кроме того, поводом для похода к психологу вместе с дошкольником является чрезмерная агрессия, застенчивость, гиперактивность, сложности с адаптацией в школе или какое-то негативное событие (например, смерть близкого родственника), для переживания которого ребенку требуется помощь со стороны.

Развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте освоение речи переходит на новый уровень. В этот период ребенок понимает, что именно речь является наиболее эффективным инструментом социального взаимодействия и актуальна абсолютно во всех видах деятельности. Это приводит ко всестороннему развитию речи, а именно:

  • Звуковая культура.

У дошкольников интенсивно развивается фонематический слух, они обращают внимание на то, как правильно произносить звуки. Процесс фонематического развития завершается именно в этом возрасте.

  • Словарный запас.

Дошкольник не только обладает значительно большим словарным запасом по сравнению с ребенком до трех лет – эти слова обладают уже другими значениями, поскольку дети умеют обобщать и обозначать одним словом целую категорию предметов. В старшем дошкольном возрасте употребление слов становится более абстрактным.

  • Грамматический строй.

Ребенок в дошкольном возрасте усваивает склонения, спряжения, морфологическую систему языка, за счет чего учится правильно применять их.

На дошкольный период приходится этап словотворчества, когда ребенок придумывает собственные слова на основании грамматических стереотипов. Хотя словотворчество начинается еще в 2 года, оно охватывает существенную часть и в дошкольном периоде, продолжаясь примерно до 5 лет. После пятого дня рождения ребенок старается осмыслить слова на основе их созвучия, что иногда приводит к ошибочным сопоставлениям.

Если в раннем возрасте речь носит ситуативный характер, то для дошкольников характерно развитие двух других ее форм – контекстной и объяснительной. Для контекстной речи характерно раскрытие высказывания в контексте, в то время, как объяснительная форма используется для передачи сложного содержания – например, объяснения сверстнику правил новой игры. Объяснительная речь считается самой сложной речевой формой, доступной дошкольнику.

Деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра в ее сюжетно-ролевой форме. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание определенной ситуации, в которой каждый ребенок берет на себя определенную роль, как правило, копируемую с реальной взрослой жизни. В ходе игры используются предметы-заместители; если сюжетом игры становится поход в магазин, в форме денег могут выступать листья с деревьев или нарезанная бумага, а в качестве товаров – игрушки или что-то еще. Игровая деятельность ребенка в дошкольном возрасте оказывает решающее влияние на многие стороны развития ребенка: развитие воображения, умение действовать в соответствии с правилами, умение общаться с другими детьми.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте переходит на новый этап развития, поскольку еще в начале этого периода у ребенка появляется знаковая функция сознания – он начинает соотносить предмет с изображением. Ребенок начинает понимать, что изображение – это замена реального объекта, а не собственно объект. При этом стимулом к развитию изобразительной деятельности также является стремление передать смысл рисунка другому человеку, а это значит, что данный рисунок должен быть узнаваем и похож на оригинал. Изобразительная деятельность является отличным способом развития мелкой моторики.

Для дошкольника важна и такая форма деятельности, как труд, ведь именно в этом возрасте важно сформировать правильное отношение к трудовой деятельности. Если ребенок стремится что-то сделать самостоятельно, не следует мешать этому. Учите его ставить цели и находить пути, необходимые для получения желаемого результата. Несложные трудовые поручения может ставить как педагог в детском саду, так и родители дома. Обязательно требуется подвести итог выполненной работе и похвалить ребенка – так формируется его мотивация.

Обучение в дошкольном возрасте

 Обучение в дошкольном возрасте

Большинство дошкольников посещают детские сады, однако есть и дети, которые проходят домашнее обучение в дошкольном возрасте. Пока что дети имеют небольшой объем внимания, их память развита недостаточно, поэтому их занятия вне зависимости от применяемой методики в дошкольном возрасте строятся на основании данных возрастных особенностей. При этом целью занятий является не только обеспечение малышей новыми знаниями, умениями, и навыками, но и выработкой умения включаться в учебный процесс. Так как ведущим видом деятельности на данном этапе является игра, то и занятия проходят в игровой форме.

Программа дошкольного возраста

Программы дошкольного возраста, используемые в современных российских учреждениях дошкольного образования, в целом можно разделить на комплексные, рассчитанные на развитие ребенка по всем основным направлениям, и парциальные, которые рассчитаны на одно или несколько направлений. Однако полноценное развитие может быть обеспечено не только комплексной программой, но и педагогически правильным набором парциальных.

Примеры комплексных программ дошкольного возраста:

  • «Истоки», которая рассчитана не только на дошкольников, но и на детей раннего возраста.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду
  • «Радуга», отличительной особенностью которой является упор на формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.
  • «Детство»
  • «Развитие»

Среди парциальных программ можно выделить следующие направления, в рамках каждого из которых может быть достаточно большой выбор.

  1. Экологическое воспитание
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Физическое развитие и здоровье
  4. Социально-нравственное развитие.

Различные дошкольные учреждения используют в своей работе разные программы или их комбинации.

Развитие речи детей дошкольного возраста

С 3 до 7 лет развитие речи детей дошкольного возраста идет активным темпом, однако родителям не стоит пускать процесс на самотек – ведь есть методики, которые легко можно использовать и в домашних условиях. Вот некоторые из них:

  • Разговор по картинке.

Выберите красивую картинку, содержащую изображение какого-то определенного сюжета. Задавайте ребенку вопросы, которые будут побуждать его рассматривать картинку и выстраивать полные ответы. Что изображено на картинке? Когда происходит действие? Как ты думаешь, что будет дальше? Если ребенок задумался или у него возникло затруднение, помогите ему, начав предложение или указав на нужное место на картинке, от которого следует отталкиваться.

  • Потешки и колыбельные.

В дошкольном возрасте они продолжают оставаться актуальными, так как значительно обогащают словарный запас ребенка, в том числе за счет большого количества однокоренных слов.

  • «Маленький-большой».

В качестве наглядного пособия для такой игры можно использовать как специальные карточки, так и игрушки ребенка. Первоначально расскажите ребенку о том, что его задача – сравнивать размеры; к примеру, к картинке, на которой нарисованы мышь и слон, можно задать вопросы «Кто на картинке? Какого размера слон? А какая мышь? А может ли быть мышь больше слона?».

  • Загадки.

Разгадывание загадок влияет на развитие речи сразу по нескольким направлениям, а также учит размышлять абстрактно.

  • Интервью.

Сыграйте с ребенком в игру, где он будет журналистом, а вы – кем-то (известной личностью, сказочным героем), у кого нужно взять интервью для газеты. Ребенку требуется составить вопросы и поддержать диалог с вами.

  • Скороговорки.

Отлично подойдут для развития дикции. Не торопите ребенка, если у него не получается проговорить сложную скороговорку – нужно просто потренироваться.

Это далеко не все методики для развития речи дошкольников, однако все вышеперечисленное является универсальными способами. Если же вам кажется, что ваш ребенок испытывает проблемы с развитием речи, в этом возрасте уже целесообразно посетить логопеда для диагностики и получения рекомендаций.

Дошкольный возраст: методики развития

Дошкольный возраст: методики развития

На основании изучения психологии детей дошкольного возраста разными педагогами в различное время были созданы многие методики, ориентированные на те или иные аспекты развития детей. Представляем вашему вниманию наиболее распространенные методики развития дошкольников, которые по сей день являются актуальными:

  • Методика раннего развития Никитиных.

Основана на системе развивающих игр, которые построены на использовании головоломок разной степени сложности. В играх необходимо участвовать и детям, и родителям; в зависимости от уровня развития ребенка ему предлагается головоломка подходящей сложности.

  • Методика Зайцева

Методика Зайцева предполагает использование специальных пособий для ускоренного обучения дошкольников чтению и счету. В первую очередь это всем известные кубики Зайцева, которые представляют собой пособия разного размера, на сторонах которых обозначены так называемые склады, считающиеся в данной методике основной единицей строения языка.

  • Методика Монтессори.

Предполагает создание специальной развивающей среды для ребенка, поэтому требует использования большого количества специальных пособий. Эта обучающая среда разделена на большое количество зон с разной спецификой, в которых ребенок занимается в тот момент, когда ему этого хочется.

  • Методика Домана.

Концепция рзвивающей методики по Гленну Доману строится на том, что возраст до 6 лет включительно – самое время для того, чтобы воспитать гения. Обучение детей дошкольного возраста по системе Домана строится вокруг основного наглядного пособия – карточек, представляющих способ воздействия на органы восприятия.

  • Вальдорфская педагогика.

Предполагает реализацию творческого потенциала детей, при этом избегается активное воздействие на мыслительные процессы. Данная школа активно против раннего интеллектуального развития, считая, что это негативно воздействует на эмоциональный потенциал ребенка, поэтому многие современные педагоги и родители относятся к данной концепции критично.

Существуют и другие методики развития для детей дошкольного возраста, при этом однозначно рекомендованных среди них нет. Родителям стоит ознакомиться с выбранными методиками подробнее для того, чтобы решить, подходит ли какая-то из них их ребенку.

Домашнее обучение детей дошкольного возраста

Домашнее обучение детей дошкольного возраста

Чтобы организовать домашнее обучение детей дошкольного возраста, необходимо в первую очередь уяснить основные направления, по которым проходит подготовка ребенка к школе. К этим направлениям относятся:

  • Развитие мелкой моторики и подготовка к письму.

Для этого подойдут специализированные развивающие пособия или использовать обычный пластилин, ведь лепка тоже развивает мелкую моторику. К старшему возрасту можно уже готовиться писать буквы, используя прописи.

  • Развитие речи.

Учите с самого начала с ребенком различные легкие стихи, потешки – и вы увидите, с каким удовольствием он будет заниматься. Используйте упражнения артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата и улучшения произношения звуков.

  • Обучение детей дошкольного возраста основам работы с числами.

Приобретите пособия для обучения математике, счетные палочки, кубики, так как в этом возрасте наглядность очень важна для правильного восприятия чисел и действий с ними. Однако некоторые специалисты не советуют обучать детей до 4-5 лет числам, счету, чтению или письму.

  • Рисование.

Здесь все просто – ребенку понадобится альбом и то, что он будет использовать для рисования. Для детей младшего дошкольного возраста больше подойдут цветные карандаши, а в дальнейшем можно научить ребенка работе с красками.

  • Окружающий мир.

Картинки и книжки с самыми разными животными и фруктами, подкрепленные вашими рассказами о том, что это за зверь и какие его особенности, помогут значительно расширить кругозор малыша.

Помните, что особенности детей дошкольного возраста таковы, что они еще не могут выдерживать урок полноценной длительности, так что каждое занятие должно длиться не более 25 минут. Однако дети в этом возрасте не только быстро утомляются, но и быстро восстанавливаются, так что 10-минутного перерыва будет вполне достаточно. В три года таких мини-уроков должно быть не более 3 в день, затем количество можно будет увеличить до 4.

Подготовка к школе

 Подготовка к школе

Дошкольный возраст завершается переходом ребенка на качественно новую образовательную систему – школьное обучение. Хотя в детском саду, когда идет обучение в дошкольном возрасте, ребенку уже прививают определенные навыки и готовят к школе, на родителях тоже лежит серьезная ответственность по формированию положительного отношения к учебному процессу и системе школьного образования.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к учебе

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к учебе во многом определяет успех в учебной деятельности в дальнейшем; очевидно, что даже ребенок с посредственными способностями, но большим желанием учиться, будет иметь больше шансов получать хорошие оценки, чем талантливый дошкольник, которому абсолютно не интересен ни один из предметов – таковы особенности детей дошкольного возраста. Как сформировать интерес к учебе у дошкольника? Родителям стоит придерживаться следующих правил:

  • Станьте примером положительного отношения к школе. Вы можете рассказать дошкольнику о ваших школьных годах, продемонстрировать фото и видео и другим способом заинтересовать ребенка.
  • Уделите внимание подготовке необходимых материалов к школе; выберите вместе с ребенком тетради, ранец, другие вещи, которые там потребуются.
  • Объясните ребенку, для чего нужно учиться, расскажите о том, что школа – это большие возможности для получения новых интересных знаний и развития умений. Не нужно заранее убеждать его учиться только на отлично – так вы сформируете представление о том, что учеба нужна только ради оценок.

Мотивация является наиболее сильным стимулом к учебе, и мотивационная готовность к школе как раз и состоит из положительного эмоционального отношения к ней, желания осваивать новые знания и готовности принять на себя новую социальную роль. Все это зависит исключительно от того, как будут вести диалог с ребенком родители, поэтому не стоит считать, что подготовительные курсы сделают все за вас.

Во сколько лет отдавать ребенка в школу

Во сколько лет отдавать ребенка в школу

Традиционный возраст поступления в школу – 7 лет, однако многое зависит от того, когда ребенок готов к этому. Для того, чтобы определить готовность ребенка к школе, нужно оценить три аспекта готовности к школе:

  • Личностная готовность.

Это компонент, имеющий социальную природу и отвечающий за навыки общения ребенка. Школьный класс – это новый для ребенка коллектив, в котором у него будет новая социальная роль, поэтому должно быть сформировано положительное отношение не только к новым одноклассникам, но и к школьному обучению в целом.

  • Волевая готовность.

Школа – это выполнение не только тех заданий, которые хочется, но и тех, которые не очень интересны, однако обязательны по программе. Волевая готовность также существенно влияет на произвольность поведения, умение контролировать себя в соответствии с правилами поведения на уроках, а также быть готовым к выполнению сложных заданий.

  • Интеллектуальная готовность.

Согласно исследованиям, ребенок считается интеллектуально готовым к школе в том случае, если он способен устанавливать зависимости между предметами и их функциями, проводить операции сравнения, обобщать, анализировать, делать выводы. В то же время большой словарный запас без всех вышеперечисленных умений не показывает интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Сегодня при зачислении в первый класс в большинстве школ проводится предварительное тестирование, на основании результатов которого родителям даются определенные рекомендации. Несложные занятия дома помогут лучше подготовить ребенка к школе.

Адаптация к школе

Даже если ребенок готов к школе, ему все равно предстоит пройти адаптацию к новым условиям развития и социального взаимодействия. Если ребенок спокоен, весел, легко знакомится с одноклассниками, привыкает к новому режиму дня, выполняет домашние задания, значит, его родителям не придется столкнуться с неприятными проявлениями дезадаптации.

Что такое дезадаптация в первом классе? Это постоянно уставшие дети, которые не хотят посещать школу, испытывают трудности в учебе и в целом показывают яркую негативную реакцию после того, как испытали на себе особенности нового типа обучения. Причиной этого может быть неготовность самого ребенка к школе, а также какие-то особенности дошкольного возраста, например, быстрая утомляемость. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, следует посетить детского психолога, который оценит состояние ребенка, причину дезадаптации и даст определенные рекомендации для родителей.

Дошкольный возраст – время зарождения мировоззрения ребенка и его личности, а также подготовка к более ответственной и качественно новой социальной роли – роли школьника. Родителям, чьи дети вступают в дошкольный период, только предстоит столкнуться со всеми особенностями дошкольного возраста, в том числе со сложными кризисными периодами. Не стесняйтесь обращаться к детскому психологу, если чувствуете, что не справляетесь собственными силами.

Комментарии 1 СвернутьРазвернуть
ava1
Гость
23.03.17 09:03

СПАСИБО ЗА ИНФОРМАЦИЮ.

ava1
Гость
+ =