Ежегодную Нобелевскую премию по медицине получили трое ученых: британец сэр Peter Ratcliffe и двое исследователей из США William Kaelin и Gregg Semenza, открывшие механизм приспособления живых организмов к колебаниям уровня кислорода.
Итак, теперь нам известно, что при дефиците кислорода в крови (гипоксия) увеличивается производство гормона эритропоэтина, запускающего процесс производства эритроцитов — красных кровяных телец, транспортирующих кислород по всему телу. Ген, кодирующий эритропоэтин, активируется белками HIF-1-альфа и ARNT, которые умеют связываться с ДНК и тем самым включать его. В норме HIF-1-альфа в клетках практически нет, потому что белок VHL прикрепляется к нему и запускает процесс его разборки. А чтобы VHL прикрепился к HIF-1-альфа, необходимы гидроксильные группы (-ОН).
Когда кислорода не хватает, таких групп тоже недостаточно, чтобы разобрать на запчасти HIF-1-альфа, поэтому он прикрепляется к ДНК и активирует выработку эритропоэтина, что, соответственно, увеличивает производство эритроцитов.
По словам экспертов из Нобелевского комитета, работы троих свежеиспеченных нобелевских лауреатов могут помочь в разработке методов лечения анемии, хронических язв и ран, и даже рака, а также актуальны в таких направлениях медицины, как перинатология и физическая активность человека.