Австралийские ученые из QIMR Berghofer Medical Research Institute утверждают, что школьные программы по борьбе с буллингом чаще всего только ухудшают положение жертв.
Анализ существующих методов по предотвращению буллинга в школе показал, что жесткие дисциплинарные методы, усиленный надзор за играющими детьми, обучение сверстников жертв вмешиваться в ситуации буллинга, как правило, приводят к ухудшению положения жертв, то есть, к усилению издевательств.
Исследователи определили несколько механизмов, приводящих к увеличению страданию жертв и их виктимизации. Вмешательство сторонних наблюдателей, во-первых, лишает саму жертву прав и возможности реализовать эти права. Во-вторых, издевательства при этом усиливаются и даже провоцируются. В-третьих, жертва теряет поддержку со стороны основной массы сверстников.
Ученые объясняют, что вмешательство большого количества людей в ситуацию делают ее более публичной и наносит ущерб социальной репутации жертвы. А сверстники, которые обучены сообщать о происходящем учителю, не позволяют жертве самостоятельно справиться с проблемой, делают ее таким образом более слабой в глазах обидчика. При этом сами сверстники-помощники оценивают свои действия как повышающие их статус.
Исследователи рекомендуют избегать использовать стратегии, которые повышают степень виктимизации жертв – например, указывать на жертву на школьном собрании. Среди более действенных мер предотвращения буллинга – работа с родителями и с самими жертвами.