В 2014 году страховые медицинские организации получили еще один механизм контроля реализации пациентами своего права на выбор медицинской организации, в частности для прохождения лечения в стационарных медицинских организациях.
Данный механизм позволит улучшить доступность медицинской помощи в установленные законодательством сроки.
«Недавно вышел Приказ Минздрава № 859ан «О внесении изменений в правила ОМС», где страховым медицинским организациям предоставлена возможность сопровождения граждан по факту госпитализации.
То есть, у страховых организаций будет список всех свободных мест.
Они должны будут сообщить об этих возможностях в поликлинику. Застрахованное лицо выбирает стационар. Если он выбирает больницу, где ему не могут оказать медицинскую помощь по причине отсутствия мест, то тогда поликлиника информирует его о том, где ему смогут обеспечить плановую госпитализацию.
При назначении лечения в стационаре поликлиника должна предоставить пациенту список больниц, в которых имеются свободные места, и он имеет право выбирать из этого списка», – говорит Баклашова.
Сейчас каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбора медицинской организации по своему усмотрению и может прикрепиться к той поликлинике, которая ему удобна по фактическому месту проживания, независимо от места регистрации. «Медицинская организация может отказать только в том случае, если у нее уже достаточный уровень прикрепленного населения, – комментирует ситуацию Марина Баклашова, – количество прикрепленного населения регламентируется документами Минздрава».
По мнению представителей ФОМС, знание пациентами своих прав – один из аспектов открытости работы системы ОМC и один из видов обеспечения прав застрахованных. Наиболее заинтересован в защищенности человека он сам. А, как известно, «информирован – значит защищен».
Поэтому усилия организаций, работающих в системе обязательного страхования, направлены на повышение информированности пациентов и обеспечения его прав на получение бесплатной медицинской помощи.
Одной из новых моделей работы с населением становится работа представителей страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС непосредственно в медицинских организациях. Там сотрудники фондов проводят консультативные приемы граждан по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи в системе ОМС.
Цель работы таких представительств – консультирование и оперативное предотвращение нарушения прав граждан, которые возникают непосредственно в процессе оказания медицинской помощи. Работа консультантов способствует своевременному решению проблем, устранению социальной напряженности среди населения и, как следствие, снижению количества жалоб.
«Сегодня по России «институты представительств» работают уже в 2938 медицинских учреждениях в 78 субъектах РФ», – говорит Марина Баклашова.
В некоторых регионах, например, в Нижнем Новгороде, созданы «мобильные представительства».
«Туда, где возникает много вопросов, мы отправляем своих представителей», – комментирует ситуацию Елена Хлабутина, руководитель ТФОМС Нижегородской области.
По статистическим данным, приведенным Е. Хлабутиной, мобильные представительства становятся все более популярными у населения: только за последние 9 месяцев количество обращений выросло с 2918 человек до 3826. Из этого можно сделать вывод – население пока недостаточно информировано, и потребность в информации существует.
Работа мобильных представительств может получить активное развитие в других регионах страны.
Их создание будет только способствовать решению проблем в процессе организации медицинской помощи, а также и снижению количества жалоб от пациентов.
По данным ФОМС, в целом общее количество обоснованных жалоб за последние годы снизилось на 30 %.
При этом, отмечается рост обращений граждан за разъяснениями по порядку получения медицинской помощи.
Марина Баклашова отмечает, что уменьшение жалоб на взимание денежных средств за последние пять лет на 10%. «Если пациентам предлагают оплатить какую-нибудь помощь, они знают, что сразу нужно обратиться в страховую компанию (или в мобильное представительство, как в Нижнем Новгороде), и страховая компания (или мобильное представительство) решит эту проблему», – подчёркивает также Елена Хлабутина.
Защита прав застрахованных, обеспечение качества и доступности медицинской помощи – основные задачи организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Пациент же, по мнению органов власти, также должен нести ответственность за состояние своего здоровья.