Самопознание

Самопознание

Самопознание – отличительное свойство личности. Процесс самопознания человека сочетает отношение к себе и как к субъекту, познающему свои личностные особенности, и как к объекту наблюдения. Эта двойственность и уникальность процесса самопознания личности позволяет говорить о рефлексии, самонаблюдении, самоизучении, составляющих самопознание, как о действенных инструментах развития личности. MedAboutMe раскрывает способы, методики, виды тренингов самопознания во взрослом и детском возрасте.

Самопознание человека

Самопознание человека

Личность человека немыслима без наличия самосознания, восприятия себя в качестве отдельного субъекта. Начиная с формирования в возрасте трех лет образа Я, ребенок проходит через первый из череды личностных кризисов самоопределения, отделения от других людей, формирования восприятия себя как отдельного субъекта. В течение всей жизни рефлексивные процессы осознания, накопления опыта и оценка особенности жизнедеятельности, своих поступков, мыслей, намерений и личностных качеств составляют процесс самопознания человека.

В то же время психологи и философы сходятся во мнении, что самопознание человека в начале жизни почти инстинктивно, а действительное осознание есть продукт жизненного опыта. Только накопив достаточно знаний об окружающем мире и достигнув зрелого возраста, человек начинает задумываться всерьез о том, что происходит внутри, что составляет и формирует его мировоззрение. «А некоторые вообще почти никогда не размышляют» (Д. Локк).

Первое упоминание о важности процесса самопознания для развития личности принадлежит древнегреческому философу Платону, согласно легенде которого в VI веке до нашей эры среди семи мудрейших изречений, высеченных на колонне храма Аполлона Дельфийского, был и призыв «Познай самого себя».

В течение всей документированной истории существования человека вопросом важности самопознания, его целями, средствами и способами занимались философы и социологи. Важную роль в осознании влияния самоизучения занимали также восточные философские и религиозные течения, и ни одна мировая религия не обошла стороной вопрос самопознания личности человека как субъекта и объекта саморегуляции. С XX века, с появлением науки психологии, к изысканиям и размышлениям присоединились ученые-психологи, выделив структуру понятий рефлексивного и социального самопознания, изучив специфику и создав методологию процесса.

История и философия о самопознании личности

Иммануил Кант отмечал, что тот фактор, что человек «может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами». Именно благодаря пониманию, самоопределению сущности субъекта формируется личность человека, отличающая его от животных.

Необходимость самосознания человека как личности приводил и приводит к развитию многообразных философских течений, практик и направлений как в официальной науке и мировых религиях, так и в распространенных во все времена общественных увлечениях практиками и тренингами, призывающими «заглянуть в себя», «познать себя». Вне зависимости от основ и эффективности подобных практик общая цель их являлась актуальной на протяжении практически всей истории человечества – от Древней Греции и Рима до наших времен. Призывы к самопознанию личности встречаются в работах наиболее известных специалистов по философии и истории («Знаешь ли ты, что есть твоя личность?» А. Радищев).

Гегель, являюсь одним из основоположников дуализма, отмечал наличие наиболее выраженной двойственности самопознания, как процесса, в котором объект анализа, регуляции и коррекции является и субъектом, осуществляющим эти действия. Высокий уровень саморегуляции базируется на полноценном и постоянно проводимом процесса самоизучения, оценки и изменения личности в соответствии с требуемыми условиями, что является не только психологически достаточно энергозатратным процессом, но и требует максимальной честности перед собой и окружающими, а также умения разделять субъектные и объектные действия в отношении самого себя.

Самопознание личности – не только инструмент саморазвития и регуляции, но и важный фактор формирования отношений в социуме. Социальное самопознание, определение групповых, национальных различий – способ регуляции, применяемый в социальной и политической сферах управления государством.

Социальное самопознание

Социальное самопознание

Социальное самопознание предполагает оценку собственной личности через взаимоотношения с социумом. Субъект, действующий в обществе других людей, при помощи инструментов социального самопознания получает возможность воспринимать, получать ответную информацию об адекватности своих поступков, намерений, поведения от окружающих людей и корректировать свои действия.

Социальное самопознание базируется на самонаблюдении и самоанализе. При наблюдении субъект сопоставляет свои поступки и мотивацию с принятыми целями, действиями в обществе, моделирует свой стиль общения и взаимодействия с адекватным, принятым в сообществе вариантом. Самоанализ позволяет выделять социально приемлемые и неприемлемые действия, особенности поведения, целеполагание, а также ориентироваться на общепринятые социальные ценности конкретного сообщества.

Социальное самопознание – один из видов ассимиляции человека как элемента социального взаимодействия. Социум посредством личностного общения и выражения общественного мнения дает человеку возможность получать максимальное количество обратной связи, выраженной в суждениях о поступках, намерениях, мотивации и стиле взаимодействия субъекта или группы субъектов с окружающими людьми и обстоятельствами жизни. Соотнесение своих особенностей личности с социально желаемыми и/или приемлемыми позволяет оценивать свои сильные и слабые стороны личности, отслеживать отклоняющееся, маргинальное или девиантное поведение и осуществлять профилактику. Без саморегуляции, ориентации на принятые нормы поведения невозможно построение сообщества как аккумуляции индивидов, действующих в соответствии с определенными законами и правилами.

Через интуитивные методы социального самопознания ребенок приходит к выработке необходимого для взаимодействия с другими людьми типа общения, понимая не только существующие правила поведения, но и свою роль в общественной структуре. По мере взросления роли изменяются, и необходимость подстройки субъекта под требования окружения приводит к одному из наиболее сильных возрастных кризисов – кризису подросткового периода.

Утверждение, соответствие своей позиции в обществе, оценка достигнутых результатов также является основной причиной кризисного периода среднего возраста как у мужчин, так и у женщин. Возрастной этап в 30-35 лет характеризуется соотнесением желаемых и достигнутых целей, оценке внутренней удовлетворенности от занимаемой позиции, способности не только подстраиваться под требования нескольких значимых групп ближайшего окружения, но и самостоятельно влиять на остальных людей.

Оценка прожитой части жизни, удовлетворение от ролей субъекта, финансового, социального положения и действительное значение достигнутого для личности часто входят в конфликт. У женской части населения личностный конфликт данного периода выражен слабее благодаря общепризнанной ценности семейной жизни и материнства. У мужчин кризис среднего возраста часто проявляется в конфликте ролей «свободного от обязательств» молодого человека и семейного статуса, влекущего необходимость ответственного типа поведения. Этот же возраст характеризуется оценкой своей профессиональной деятельности, карьеры, наличия достижений и их соответствия складу личности.

Данный кризисный период, базируясь на социальных аспектах взаимоотношения субъекта и общества, достаточно эффективно корректируется при владении методами социального самопознания личности и способности к принятию изменений.

Самопознание ценности жизни и экстраполяция частного на общее

Самопознание ценности жизни и экстраполяция частного на общее

Самопознание ценности жизни как явления позволяет людям сосуществовать в обществе, снижая количество конфликтов. Исторически большинство правил, законов и заповедей, влияющих на поведение человека, базировались на призывах к осознанию возможного вреда, наносимого субъектами и группами, действующими без уважения к жизни окружающих и праву на частную собственность.

Основные правила «не убий», «не укради», «моя свобода ограничивается локтем другого» основаны на страхе, ограничениях и подчинении. Однако самосознание ценности личности как субъекта позволяет развивать и интерполировать личные цели и ценности на окружающих.

Выделяют два типа ценностей, значимых достижений для субъекта:

  • внутренние: талант, способности, увлечения, действия, важные для конкретного человека;
  • внешние: социальный статус, положение в обществе, профессиональные, карьерные, финансовые достижения, а также образ семейного субъекта, материнство, отцовство, дружеские взаимоотношения. В некоторых случаях удовлетворение от роли матери и отца, партнерских отношений также относятся и к внутренним ценностям.

На типе внешних ценностей строится социальное самопознание, но ориентация исключительно на внешние достижения, без самоуважения и понимания ценности себя как личности приводит к значительным кризисам и конфликтам, когда внешняя роль не соответствует глубинным внутренним устремлениям.

Осознание ценности, значимости каждой личности («пусть расцветают все цветы») приводит к более лояльному и менее ригидному восприятию отличий окружающих объектов. Концентрация на особенностях поведения малых и больших социальных групп, их преференция перед обычаями, типами поступков приводят к разделению общества, возникновению региональных, национальных конфликтов, росту насилия, девиантным и делинквентным поступкам.

Самопознание ценности своей жизни, специфики развития, образа мышления, действий, желаний – эффективный метод, позволяющий интерполировать значимость одного субъекта на повышение значимости его ближайшего окружения, а затем и социума в целом. Признание общечеловеческих ценностей, важных для каждого, способно снижать напряженность во взаимоотношениях, взаимодействии членов общества.

Путь самопознания в возрастной психологии

Путь самопознания в возрастной психологии

Вопросами самопознания занимается преимущественно гуманистическое направление психологии и педагогики. Такое явление, как самоактуализация, считается прямым следствием самопознания и необходимым условием для эффективного осуществления личностью своих истинных целей, задач и мотивов к действиям. Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического течения, отмечал, что без самопознания невозможна самореализация, личностный рост человека, являющиеся базисом для полноценной, счастливой жизни индивида.

Путь самопознания начинается в младенческом возрасте. В период от 3 до 8 месяцев грудничок начинает распознавать физические отличия себя от окружающего мира и людей в нем. Свои конечности, которыми возможно управлять, отличаются от предметов, игрушек и рук матери. Это первый шаг к самоотделению, формированию образа Я на физическом уровне. К окончанию данного периода ребенок получает представление о себе как о целостном теле с его границами и способностью к управлению.

Самоузнавание как этап пути самопознания человека не ограничивается только физическими факторами. Взрослые дополняют процесс узнавания себя знаниями о потребностях тела, начальном понимании социальных взаимоотношений, первичной информации (имя ребенка, роль, приемлемые реакции на обращенную речь и способы коммуникации).

К году ребенок научается полностью отделять себя от взрослого и начинает испытывать границы доступного отделения. В период двухлетнего возраста дети при нормальном развитии проходят этап формирования собственных нужд и попыток декларации собственных желаний.

Новообразование трех лет – Я-образ. В этот период основное требование ребенка звучит чаще всего как «Я сам!» и означает переход к речевому обозначению признаков своего Я, характеристик формирующейся личности.

Для дошкольного и младшего школьного возраста характерно (и практически обязательно для гармоничного развития личности) наличие несколько завышенной самооценки. Положительное отношение к себе позволяет ребенку формировать уверенность в себе и доверие к окружающему миру. В процессе взросления некоторая завышенность, несоответствие существующей самооценки адекватному самовосприятию корректируется именно методами самопознания.

Генезис самооценки – важная составляющая личностного роста и пути самопознания человека. Уже в младшем школьном возрасте появляется когнитивная составляющая самооценки, задействуется интеллект при формировании отношения детей к себе. Эти компоненты позволяют детям по мере взросления противостоять прямому воздействию сверстников и взрослых, создавать, строить оптимальную для субъекта Я-концепцию.

В подростковом периоде появляются начальные рефлексивные суждения, указывающие на развитие образов Я-реального и Я-идеального. Наличие рефлексии и критичности самопознания в подростковом возрасте, выраженность данных критериев прямо коррелируют с перспективами развития волевой составляющей саморегуляции поведения и личности в целом.

При дальнейшем развитии путь самопознания – условие самоактуализации и самореализации человека как индивидуума. Это достаточно непростая задача, еще Альберт Эйнштейн отмечал, что трудности изучения психических факторов несопоставимо значительнее изучения физических аспектов действительности. При раннем включении навыков самопознания в воспитание, обучение и образовательный процесс самоосознание и регулятивные функции психики поддаются тренировке, создавая базис для успешного развития человека как субъекта, управляющего своей жизнью.

Процесс самопознания

Процесс самопознания

Процесс самопознания по утверждению ученых и философов, длится всю жизнь. По мере изменения внешних обстоятельств, внутренних характеристик меняется отношение субъекта, его способы самовыражения и виды самореализации.

В процессе самопознан