Личность

Жизнь человека в обществе оказывает значительное влияние на его личность. В то же время каждый конкретный индивид общества является одним из звеньев, которые формируют социум. Личность человека, определяющая общественную позицию и характер деятельности людей издавна волновала ученых. Так, ее изучением занимался еще 300 лет до нашей эры греческий философ Теофраст, который создал труд «Этические характеры», где описал типы людей. Также значительный вклад в развитие изучения личности внес Карл Густав Юнг, который был одним из основателей аналитической психологии, одной из основных задач которой было выявление связей и влияния общества на индивида как личность и, в то же время, личности на общество.

Личность. Понятие личности

Личность. Понятие личности

Личность – понятие, которое является довольно сложным и может рассматриваться в нескольких аспектах. На сегодняшний день не существует общепринятого определения этого качества человека, однако в основе большинстве случаев под личностью подразумевают набор характеристик или свойств конкретного индивида, характеризующие его как часть социума, обладающую собственным мнением и волей.

Понятие личности не следует путать с индивидуальностью. Так, к индивидуальности относят совокупность характеристик, принадлежащих к конкретному индивиду вне зависимости от его связи с социумом.

Понятие личности может включать как узкое, так и широкое значения. Под узким значением понимают индивида как конкретного участника общественных отношений и осознанной деятельности (нередко является синонимом «физического лица»). В то же время под широким значением личности понимают устойчивую систему сложившихся черт человека в обществе, обуславливающих на их основе отношение к индивиду.

Личность ребенка

Личность ребенка

После рождения дети встречаются с окружающим миром, который подвергается активному изучению. Развитие нервной системы происходит еще на протяжении полугода после рождения, что проявляется заменой безусловных рефлексов на более сложные. Ребенок начинает осуществлять не только простые действия (сосание молока, реакция на освещение, смех и плач), но и сложные, при которых он активно передвигается (ползает), пробует предметы на вкус. Однако, в это время ребенок, скорее, является индивидуумом, чем личностью, что обусловлено отсутствием полноценного понимания собственного «я».

Формирование личности у ребенка является сложным процессом, значительно влияющим на дальнейшую жизнь человека. Принято считать, что одним из условий для ранней реализации самоидентификации является способность к общению, которая наиболее интенсивно развивается в возрасте старше 2 лет. Это обусловлено тем, что ребенок не только получает возможность обмениваться мыслями с окружающими, но и сильно расширяет кругозор. Это непременно сказывается на изменении культуры личности.

Как правило, формирование личности у ребенка является непрерывным процессом, который полностью изменяет те или иные социальные качества даже после совершеннолетия. Тем не менее, психологи считают, что уже в 4-5 лет ребенок осознает себя самостоятельным субъектом, способным принимать отдельные решения. В дальнейшем происходит модификация и становление характеристик личности, которая сильно зависит от влияния внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относят заболевания, вызывающие нарушение тех или иных психических процессов (аутизм, шизофрения и другое). Их своевременное выявление является серьезной проблемой. Также в особую группу следует выделить негативные акцентуации характера, связанные с психопатиями, которые требуют строгого внимания со стороны родителей или специалиста, а также проведение мероприятий по корректировке поведения взрослеющего индивида.

К наиболее важным экзогенным факторам, влияющим на личность ребенка, относят:

  • отношения родителей между собой и к своим детям;
  • социальное окружение детей (круг общения, школа);
  • культура и религия.

Как правило, ребенок в дошкольном подсознательно копирует родителей и их поведение, а также взаимоотношение. В связи с этим большое значение играет поведение родителей ребенка, являющихся образцом для подражания.

Психологами выделяются ряд признаков, говорящих о том, что структура личности начинает формироваться:

  • употребление в речи личных местоимений;
  • появление способности к описанию себя (внешних и внутренних характеристиках);
  • осознавание проблем, эмоций и способность к их описанию окружающим;
  • появляются первые признаки самоконтроля – уменьшается количество детских истерик, обусловленных недовольством ребенка;
  • появление осознания «хороших» и «плохих» вещей с осознанным выбором хороших даже если плохие выглядят гораздо привлекательнее.

Также на то, как будет развиваться личность ребенка оказывает время, которое родители проводят с ним. Так, недостаток внимания, а также объяснения ребенку, как себя вести в той или иной ситуации, могут негативно сказываться на характеристиках личности, приводя к тем или иным расстройствам. Большое значение имеет то, в какой манере родители общаются с ребенком. Так, излишне суровый, упрекающий тон, а также регулярные наказания оказывают существенное отрицательное влияние на ребенка. В то же время полное отсутствие внимания к ребенку и предоставление его самому себе может не только замедлить его социализацию, но и позволить укрепиться негативным чертам характера или поведения.

Социальное окружение оказывает влияние на любую личность, так как его наличие является одним из условий ее реализации. В детском возрасте социальное окружение ребенка, кроме родителей также представлено сверстниками и взрослыми (как правило, няни, родственники, воспитатели детского сада, учителя и соседи). И сверстники и взрослые в равной степени оказывают большое влияние на развитие личности, в связи с этим родителям следует внимательно следить окружение ребенка. Так, желательно ограничить на ребенка влияние компаний, в которых подростки злоупотребляют курением, алкоголем, а также совершают хулиганские поступки.

В то же время следует избегать излишней опеки, так как это может не только стать тяжелым негативным моментом в жизни ребенка, но и привести в дальнейшем к проблемам с психикой. Также, при запрете чего-то без разъяснения причины дети могут поступать наперекор родителям, что иногда становится причиной гораздо более серьезных проблем. Так, известно огромное количество случаев, когда на фоне непонимания и неучтения родителями желаний их детей, последние уходили из дома или применяли к себе меры травматического воздействия.

Достаточно эффективным методом, позволяющим совершенствовать культуру личности, является создание интереса у ребенка к различным секциям и кружкам, а также чтению книг и изучению иностранных языков. Это не только позволяет расширить кругозор ребенка и улучшить его когнитивные способности, но и повысить физическую выносливость, а также уровень здоровья. Кроме того, регулярное посещение различных секций позволяет дисциплинировать ребенка, а также снижает количество времени, которое он будет проводить за компьютерными играми.

В то же время достаточно часто родители переоценивают или не учитывают интересы ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не интересно. Это становится причиной роста недопонимания, стресса у детей, учащения ссор между родителями и детьми, ухудшения успеваемости ребенка в школе. Таким образом, при выборе того или иного увлечения, следует прислушиваться к мнению ребенка, так как это также способствует становлению личности благодаря опробованию таких качеств, как самостоятельность, выбор и самоанализ.

Родители должны поощрять чтение ребенка, так как оно не только является источником моделей поведения, но и является одним из наиболее эффективных способов, способствующих увеличению кругозора и эрудированности.

В подростковом возрасте дети подвержены влиянию огромного количества соблазнов, в числе которых наиболее часто оказываются сигареты, алкоголь, а нередко и наркотические средства. Роль личности и уровня ее развития играет в таких ситуациях большое значение, так как позволяет преодолеть себя и отказаться от отрицательных вещей. Кроме того, родители заранее должны обсудить с детьми отрицательное влияние этих соблазнов на дальнейшую жизнь. Однако, в это время большинство детей на фоне изменения гормонального фона, что связано с половым созреванием, являются эмоциональными личностями, что приводит к опрометчивым поступкам.

Отдельно следует выделить теорию формирования личности Зигмунда Фрейда, согласно которой он выделил 5 стадий. В основе их выделения наибольшая роль уделялась влиянию либидо, которая определяется энергией, вызванной врожденным желанием человека получать удовольствие от своего тела.

В соответствии с теорией Зигмунда Фрейда, выделяют стадии процесса созревания личности:

  • оральную (от рождения до 1,5 лет) длится на протяжении периода грудью;
  • анальную (от 1,5 до 3 лет) в этом периоде происходит приучение ребенка к горшку и обучение контролю за выделительной функцией кишечника;
  • фаллическую (от 3 до 6 лет) в этом периоде происходит осмысление половых различий и появление интереса к противоположному полу;
  • латентную (от 6 до 12 лет) в этом периоде на первый план выходит социализация личности, в то время как инстинкты отступают;
  • генитальную (от 12 до 16 лет) в этом периоде, совпадающим с периодом полового созревания, происходит становление личности.

Согласно теории Зигмунда Фрейда, нарушение протекания той или иной стадии, а также влияние внешних социальных условий, могут влиять на концентрацию энергии либидо в определенной области, к которым относят глаза, уши, рот, анус, молочные железы и половые органы. Таким образом, его теория подразумевает, что психологические особенности личности имеют биологическую основу.

Личность взрослого

Период жизни от 18 до 65 лет принято делить на две части – до 30 лет (молодость) и после 30 лет (зрелость).

Во время молодости происходит смена большого количества событий в жизни любого человека. Особенно наиболее ярко выражена смена социального статуса личности. Так, вчерашние школьники получают высшее образование, идут в армию или получают работу. При этом те люди, которые еще вчера были полностью зависимы от родителей, начинают осваивать новые социальные роли – в семье и профессиональной деятельности. Это не может не сказаться на личности взрослого человека, так как она непрерывно связана с общественной жизнью индивида. В этом время также возникает острая потребность в выборе жизненных приоритетов, поиске себя во взрослой жизни.

Для большинства молодых людей мужского пола местом, где происходит переосмысление жизненных ценностей и формируется ориентация на определенные цели, является армия. В этом месте отсутствие привычной обстановки и строгая система подчинения заставляют человека ценить собственные свободу и время.

Семья также непременно сказывается на социальных чертах личности, так как возникает потребность не только в ее материальной поддержке детей, но и освоении роли родителей, что является серьезной ответственностью. Семья в развитии личности играет роль своеобразного вектора, который потенцирует духовное развитие и переосмысление жизненных ценностей у любой личности. Также возникает потребность в привыкании к новым изменениям в жизни и совместному проживанию с супругом или супругой. Как правило, нередко невозможность освоить новые роли и привыкнуть к семейной жизни становится причиной распада молодой семьи. Также значительное влияние на это оказывают такие неблагоприятные факторы, как отсутствие собственного жилья, низкий заработок, вредные привычки одного из супругов и другие неблагоприятные социальные факторы.

Профессиональная деятельность личности играет роль одного из векторов дальнейшего карьерного и социального развития. Так, именно желание хорошо зарабатывать приводит человека, желающего заниматься интеллектуальным трудом, к получению высшего образования и расширению кругозора, освоению новых навыков и присвоению новой социальной роли (адвоката, юриста, судьи и других специалистов). При этом гораздо большее влияние на профессиональное развитие оказывают когнитивные характеристики, чем социальные. В то же время, в большинстве случаев, именно успешность в профессиональной деятельности позволяет человеку удовлетворять потребности (духовные и физические), что говорит о самореализации.

В возрасте 30 лет у людей, как правило, происходит изменение представлений о жизни. Это вызвано тем, что человек оглядывается на пройденный путь и видит, что даже если в жизни у него все благополучно (и в семье, и в работе), то личность не является достаточно совершенной. Ряд отечественных психологов считает, что это становится причиной самоанализа и критического пересмотра собственной личности.

Также нередко у людей появляется проблема потери смысла жизни. Это обусловлено существованием в течение какого-то времени в узких рамках (когда в семье, работе и хобби не происходит никаких изменений). В какой-то степени поиск смысла жизни может косвенно говорить о переходе молодости к зрелости.

Принято считать, что зрелость является порой расцвета личности, когда имеется возможность максимальной реализации жизненного потенциала с успехами в профессиональной и личной сферах жизни. В отличие от молодости, в этом периоде не осуществляется поиск чего-то нового (интересной работы, спутника жизни), а скорее происходит реализация себя в том или ином занятии. О зрелости говорит осознавание себя и своих возможностей с избавлением от максимализма, характерного для периода молодости. Иногда, в возрасте старше 50 лет в профессиональной деятельности людей начинают преобладать черты консерватизма и ригидности, что проявляется подсознательным нежеланием изменения чего-либо.

Некоторые люди переживают кризис 40 лет, что связано с переосмыслением человеком прожитой жизни и несоответствием ожидаемого в молодости реалиям. В связи с этим обостряются семейные отношения, могут быть проблемы в профессиональной деятельности. В таких ситуациях возможно изменение ряда качеств личности, что может приводить к созданию новой семьи или смене места работы.

Личность пожилого

С возрастом непременно меняется личность, социальная и психологическая ее части. Это обусловлено рядом изменений как в социуме по от