Личность

Автор — врач психолог
Демянчук Ирина Викторовна
Статью проверил кандидат психологических наук, доцент
Степанченко Ольга Юрьевна

Жизнь человека в обществе оказывает значительное влияние на его личность. В то же время каждый конкретный индивид общества является одним из звеньев, которые формируют социум. Личность человека, определяющая общественную позицию и характер деятельности людей издавна волновала ученых. Так, ее изучением занимался еще 300 лет до нашей эры греческий философ Теофраст, который создал труд «Этические характеры», где описал типы людей. Также значительный вклад в развитие изучения личности внес Карл Густав Юнг, который был одним из основателей аналитической психологии, одной из основных задач которой было выявление связей и влияния общества на индивида как личность и, в то же время, личности на общество.

Личность. Понятие личности

Личность. Понятие личности

Личность – понятие, которое является довольно сложным и может рассматриваться в нескольких аспектах. На сегодняшний день не существует общепринятого определения этого качества человека, однако в основе большинстве случаев под личностью подразумевают набор характеристик или свойств конкретного индивида, характеризующие его как часть социума, обладающую собственным мнением и волей.

Понятие личности не следует путать с индивидуальностью. Так, к индивидуальности относят совокупность характеристик, принадлежащих к конкретному индивиду вне зависимости от его связи с социумом.

Понятие личности может включать как узкое, так и широкое значения. Под узким значением понимают индивида как конкретного участника общественных отношений и осознанной деятельности (нередко является синонимом «физического лица»). В то же время под широким значением личности понимают устойчивую систему сложившихся черт человека в обществе, обуславливающих на их основе отношение к индивиду.

Личность ребёнка

Личность ребёнка

После рождения дети встречаются с окружающим миром, который подвергается активному изучению. Развитие нервной системы происходит еще на протяжении полугода после рождения, что проявляется заменой безусловных рефлексов на более сложные. Ребёнок начинает осуществлять не только простые действия (сосание молока, реакция на освещение, смех и плач), но и сложные, при которых он активно передвигается (ползает), пробует предметы на вкус. Однако, в это время ребёнок, скорее, является индивидуумом, чем личностью, что обусловлено отсутствием полноценного понимания собственного «я».

Формирование личности у ребёнка является сложным процессом, значительно влияющим на дальнейшую жизнь человека. Принято считать, что одним из условий для ранней реализации самоидентификации является способность к общению, которая наиболее интенсивно развивается в возрасте старше 2 лет. Это обусловлено тем, что ребёнок не только получает возможность обмениваться мыслями с окружающими, но и сильно расширяет кругозор. Это непременно сказывается на изменении культуры личности.

Как правило, формирование личности у ребёнка является непрерывным процессом, который полностью изменяет те или иные социальные качества даже после совершеннолетия. Тем не менее, психологи считают, что уже в 4-5 лет ребёнок осознает себя самостоятельным субъектом, способным принимать отдельные решения. В дальнейшем происходит модификация и становление характеристик личности, которая сильно зависит от влияния внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относят заболевания, вызывающие нарушение тех или иных психических процессов (аутизм, шизофрения и другое). Их своевременное выявление является серьезной проблемой. Также в особую группу следует выделить негативные акцентуации характера, связанные с психопатиями, которые требуют строгого внимания со стороны родителей или специалиста, а также проведение мероприятий по корректировке поведения взрослеющего индивида.

К наиболее важным экзогенным факторам, влияющим на личность ребёнка, относят:

  • отношения родителей между собой и к своим детям;
  • социальное окружение детей (круг общения, школа);
  • культура и религия.

Как правило, ребёнок в дошкольном подсознательно копирует родителей и их поведение, а также взаимоотношение. В связи с этим большое значение играет поведение родителей ребёнка, являющихся образцом для подражания.

Психологами выделяются ряд признаков, говорящих о том, что структура личности начинает формироваться:

  • употребление в речи личных местоимений;
  • появление способности к описанию себя (внешних и внутренних характеристиках);
  • осознавание проблем, эмоций и способность к их описанию окружающим;
  • появляются первые признаки самоконтроля – уменьшается количество детских истерик, обусловленных недовольством ребёнка;
  • появление осознания «хороших» и «плохих» вещей с осознанным выбором хороших даже если плохие выглядят гораздо привлекательнее.

Также на то, как будет развиваться личность ребёнка оказывает время, которое родители проводят с ним. Так, недостаток внимания, а также объяснения ребёнку, как себя вести в той или иной ситуации, могут негативно сказываться на характеристиках личности, приводя к тем или иным расстройствам. Большое значение имеет то, в какой манере родители общаются с ребёнком. Так, излишне суровый, упрекающий тон, а также регулярные наказания оказывают существенное отрицательное влияние на ребёнка. В то же время полное отсутствие внимания к ребёнку и предоставление его самому себе может не только замедлить его социализацию, но и позволить укрепиться негативным чертам характера или поведения.

Социальное окружение оказывает влияние на любую личность, так как его наличие является одним из условий ее реализации. В детском возрасте социальное окружение ребёнка, кроме родителей также представлено сверстниками и взрослыми (как правило, няни, родственники, воспитатели детского сада, учителя и соседи). И сверстники и взрослые в равной степени оказывают большое влияние на развитие личности, в связи с этим родителям следует внимательно следить окружение ребёнка. Так, желательно ограничить на ребёнка влияние компаний, в которых подростки злоупотребляют курением, алкоголем, а также совершают хулиганские поступки.

В то же время следует избегать излишней опеки, так как это может не только стать тяжелым негативным моментом в жизни ребёнка, но и привести в дальнейшем к проблемам с психикой. Также, при запрете чего-то без разъяснения причины дети могут поступать наперекор родителям, что иногда становится причиной гораздо более серьезных проблем. Так, известно огромное количество случаев, когда на фоне непонимания и неучтения родителями желаний их детей, последние уходили из дома или применяли к себе меры травматического воздействия.

Достаточно эффективным методом, позволяющим совершенствовать культуру личности, является создание интереса у ребёнка к различным секциям и кружкам, а также чтению книг и изучению иностранных языков. Это не только позволяет расширить кругозор ребёнка и улучшить его когнитивные способности, но и повысить физическую выносливость, а также уровень здоровья. Кроме того, регулярное посещение различных секций позволяет дисциплинировать ребёнка, а также снижает количество времени, которое он будет проводить за компьютерными играми.

В то же время достаточно часто родители переоценивают или не учитывают интересы ребёнка, заставляя его заниматься тем, что ему не интересно. Это становится причиной роста недопонимания, стресса у детей, учащения ссор между родителями и детьми, ухудшения успеваемости ребёнка в школе. Таким образом, при выборе того или иного увлечения, следует прислушиваться к мнению ребёнка, так как это также способствует становлению личности благодаря опробованию таких качеств, как самостоятельность, выбор и самоанализ.

Родители должны поощрять чтение ребёнка, так как оно не только является источником моделей поведения, но и является одним из наиболее эффективных способов, способствующих увеличению кругозора и эрудированности.

В подростковом возрасте дети подвержены влиянию огромного количества соблазнов, в числе которых наиболее часто оказываются сигареты, алкоголь, а нередко и наркотические средства. Роль личности и уровня ее развития играет в таких ситуациях большое значение, так как позволяет преодолеть себя и отказаться от отрицательных вещей. Кроме того, родители заранее должны обсудить с детьми отрицательное влияние этих соблазнов на дальнейшую жизнь. Однако, в это время большинство детей на фоне изменения гормонального фона, что связано с половым созреванием, являются эмоциональными личностями, что приводит к опрометчивым поступкам.

Отдельно следует выделить теорию формирования личности Зигмунда Фрейда, согласно которой он выделил 5 стадий. В основе их выделения наибольшая роль уделялась влиянию либидо, которая определяется энергией, вызванной врожденным желанием человека получать удовольствие от своего тела.

В соответствии с теорией Зигмунда Фрейда, выделяют стадии процесса созревания личности:

  • оральную (от рождения до 1,5 лет) длится на протяжении периода грудью;
  • анальную (от 1,5 до 3 лет) в этом периоде происходит приучение ребёнка к горшку и обучение контролю за выделительной функцией кишечника;
  • фаллическую (от 3 до 6 лет) в этом периоде происходит осмысление половых различий и появление интереса к противоположному полу;
  • латентную (от 6 до 12 лет) в этом периоде на первый план выходит социализация личности, в то время как инстинкты отступают;
  • генитальную (от 12 до 16 лет) в этом периоде, совпадающим с периодом полового созревания, происходит становление личности.

Согласно теории Зигмунда Фрейда, нарушение протекания той или иной стадии, а также влияние внешних социальных условий, могут влиять на концентрацию энергии либидо в определенной области, к которым относят глаза, уши, рот, анус, молочные железы и половые органы. Таким образом, его теория подразумевает, что психологические особенности личности имеют биологическую основу.

Личность взрослого

Личность взрослого

Период жизни от 18 до 65 лет принято делить на две части – до 30 лет (молодость) и после 30 лет (зрелость).

Во время молодости происходит смена большого количества событий в жизни любого человека. Особенно наиболее ярко выражена смена социального статуса личности. Так, вчерашние школьники получают высшее образование, идут в армию или получают работу. При этом те люди, которые еще вчера были полностью зависимы от родителей, начинают осваивать новые социальные роли – в семье и профессиональной деятельности. Это не может не сказаться на личности взрослого человека, так как она непрерывно связана с общественной жизнью индивида. В этом время также возникает острая потребность в выборе жизненных приоритетов, поиске себя во взрослой жизни.

Для большинства молодых людей мужского пола местом, где происходит переосмысление жизненных ценностей и формируется ориентация на определенные цели, является армия. В этом месте отсутствие привычной обстановки и строгая система подчинения заставляют человека ценить собственные свободу и время.

Семья также непременно сказывается на социальных чертах личности, так как возникает потребность не только в ее материальной поддержке детей, но и освоении роли родителей, что является серьезной ответственностью. Семья в развитии личности играет роль своеобразного вектора, который потенцирует духовное развитие и переосмысление жизненных ценностей у любой личности. Также возникает потребность в привыкании к новым изменениям в жизни и совместному проживанию с супругом или супругой. Как правило, нередко невозможность освоить новые роли и привыкнуть к семейной жизни становится причиной распада молодой семьи. Также значительное влияние на это оказывают такие неблагоприятные факторы, как отсутствие собственного жилья, низкий заработок, вредные привычки одного из супругов и другие неблагоприятные социальные факторы.

Профессиональная деятельность личности играет роль одного из векторов дальнейшего карьерного и социального развития. Так, именно желание хорошо зарабатывать приводит человека, желающего заниматься интеллектуальным трудом, к получению высшего образования и расширению кругозора, освоению новых навыков и присвоению новой социальной роли (адвоката, юриста, судьи и других специалистов). При этом гораздо большее влияние на профессиональное развитие оказывают когнитивные характеристики, чем социальные. В то же время, в большинстве случаев, именно успешность в профессиональной деятельности позволяет человеку удовлетворять потребности (духовные и физические), что говорит о самореализации.

В возрасте 30 лет у людей, как правило, происходит изменение представлений о жизни. Это вызвано тем, что человек оглядывается на пройденный путь и видит, что даже если в жизни у него все благополучно (и в семье, и в работе), то личность не является достаточно совершенной. Ряд отечественных психологов считает, что это становится причиной самоанализа и критического пересмотра собственной личности.

Также нередко у людей появляется проблема потери смысла жизни. Это обусловлено существованием в течение какого-то времени в узких рамках (когда в семье, работе и хобби не происходит никаких изменений). В какой-то степени поиск смысла жизни может косвенно говорить о переходе молодости к зрелости.

Принято считать, что зрелость является порой расцвета личности, когда имеется возможность максимальной реализации жизненного потенциала с успехами в профессиональной и личной сферах жизни. В отличие от молодости, в этом периоде не осуществляется поиск чего-то нового (интересной работы, спутника жизни), а скорее происходит реализация себя в том или ином занятии. О зрелости говорит осознавание себя и своих возможностей с избавлением от максимализма, характерного для периода молодости. Иногда, в возрасте старше 50 лет в профессиональной деятельности людей начинают преобладать черты консерватизма и ригидности, что проявляется подсознательным нежеланием изменения чего-либо.

Некоторые люди переживают кризис 40 лет, что связано с переосмыслением человеком прожитой жизни и несоответствием ожидаемого в молодости реалиям. В связи с этим обостряются семейные отношения, могут быть проблемы в профессиональной деятельности. В таких ситуациях возможно изменение ряда качеств личности, что может приводить к созданию новой семьи или смене места работы.

Личность пожилого

Личность пожилого

С возрастом непременно меняется личность, социальная и психологическая ее части. Это обусловлено рядом изменений как в социуме по отношению к индивиду, так и внутренними переменами. Э.Эриксоном считалось, что старость является очередной стадией, на которой происходит развитие личности и она либо становится целостной, либо осознавание окончания жизни становится причиной переживаний.

Так, в первую очередь, у большинства людей в возрасте старше 65 лет меняется окружение и род ежедневной деятельности. Это непременно сказывается на личности, так как снижается не только количество, но и качество общения. Это обусловлено увеличением разрыва между личностными особенностями молодых и пожилых людей. Нередко люди с возрастом предпочитают затворничество общению с более молодым поколением, что обусловлено боязнью быть непонятыми. Нарастание переживаний иногда приводит к суициду наряду с такими факторами, как финансовая необеспеченность и страх умереть в одиночестве.

В соответствии с особенностями поведения, ученый Фердинанд Гизе предложил выделять следующие типы личности для пожилых людей (стариков):

  • негативиста – отрицающего признаки старения;
  • экстравертированного – признающего наступление старости через изучение изменения социального окружения этого человека;
  • интровертированного – остро переживающего процесс старения, что сочетается с оживлением интереса к воспоминанию прошлого и ослаблением эмоций.

Однако, пожилой возраст также сопровождается изменениями органического характера, затрагивающими как центральную нервную систему, так и ряд других органов. Поражение центральной нервной системы при инсультах как ишемического, так и не ишемического характера нередко сопровождается летальными исходами. Если же человек выживает, в большинстве случаев отмечается утрата той или иной функции, что может сказаться на качествах личности как напрямую (при изменении когнитивных процессов), так и косвенно (стресс при развитии инвалидности).

Также процессам, изменяющим личность, относят гормональные сдвиги (как правило, связанные с угасанием репродуктивной функции у мужчин и женщин), а также поражения мозга на фоне атеросклероза, что проявляется изменением поведения и ряда личностных черт.

Хотя, в многочисленных исследованиях, проведенных американскими учеными, было отмечено, что на особенности изменения личности оказывают огромное влияние полученное образование и род профессиональной деятельности. Так, у лиц интеллектуального труда, имеющих законченное высшее образование, не только наблюдалось сохранение когнитивных способностей в течение длительного времени, но и отмечалось гораздо меньшее изменение личностных черт по сравнению с людьми, имеющими среднее профессиональное образование.

Типы личности

В соответствии с выделяемыми чертами индивида, можно выделить несколько классификаций разных типов личности.

Так, Карл Юнг предложил делить людей на два типа – экстравертов и интровертов.

В то же время многие люди ежедневно пользуются более примитивным разделением личностей на:

  • друзей и врагов;
  • своих и чужих;
  • умных и глупых.

Также существенный вклад в выделение типов был внесен Гиппократом, который выделил 4 основных вида темперамента, оказывающих существенное влияние на поведение личности, а также и ее социальный и психологический отпечатки в социуме.

На основе работ Леонгарда также были выделены акцентуированные личности.

Социальная личность и ее структура

Социальная личность и ее структура

В какой-то степени, личность – социальная характеристика человека, реализация которой происходит в процессе его общения и совместной деятельности с другими членами общества. Как правило, личность индивида оставляет целостное впечатление, однако это является результатом тесного переплетения ряда индивидуальных черт.

Структура личности определяется сочетанием ряда черт, формирующих определенный личностный склад. К этим чертам относят:

  • способности человека;
  • темперамент;
  • характер;
  • направленность.

Под способностями понимают психофизиологическую основу структуры личности, так как именно эта черта человека определяет возможность человека заимствовать и усваивать знания, умения и навыки. Наличие тех или иных способностей не подразумевает знаний или умений, однако она влияет на приобретение нового опыта и формирование цельного образа, который отражается при взаимодействии личности с социумом. Следует отметить, что с возрастом возможно снижение или утрата способностей, однако уже приобретенные умения и навыки остаются.

Под темпераментом понимают сочетание обусловленных природой динамических реакций психики. Его первые проявления наблюдаются уже в некоторых ситуациях при поведении ребёнка и характеризуются изменением:

  • силы психических процессов;
  • скорости развития психических;
  • лабильности подвижности психических процессов;
  • выносливости психики;
  • преобладающего эмоционального фона.

Для темперамента характерно постоянство и в связи с чем целенаправленное воспитание этой черты личности практически невозможно.

В структуре личности характер занимает далеко не самое последнее место и является полностью приобретенной в процессе жизненного опыта системой типичных для конкретного человека способов поведения. Как правило, развитие характера личности происходит в рамках темперамента и способностей при воздействии факторов окружающей среды.

Наиболее важными чертами характера, формирующими общий облик, являются:

  • целостность;
  • твердость;
  • устойчивость;
  • пластичность.

Направленность характеризуется совокупностью мотивов, определяющих развитие личности в условиях конкретной окружающей обстановки. Так, к направленности относят установки, убеждение, склонности и интересы. Именно благодаря этой черте личности формируются векторы ее развития. Считается, что направленность обусловлена окружающей обстановкой и является сугубо приобретенной чертой личности.

На социальные качества личности также оказывает влияние сознание, которое характеризуется наличием собственного «я». Особенно следует уделить внимание самооценке, являющейся результатом самостоятельного субъективного самоанализа индивида.

Так, завышенная самооценка приводит к попыткам занять доминирующие позиции в социальной группе, что раздражает остальных участников социума и не заканчивается успехом. В то же время пониженная самооценка становится причиной пассивного отношения к жизни и отсутствию попыток использования своего потенциала. Самооценка поддается коррекции и сильно зависит от сложившейся ситуации.

Психологическая характеристика личности и влияние на темперамент

Психологическая характеристика личности и влияние на темперамент

Психологическая характеристика личности сказываются на поведении индивидуума в социуме и характеризует изменение протекания психических процессов в зависимости от условий окружающей обстановки. В соответствии с характером этих изменений, можно выделить два основных направления их развития:

  • ориентированность на внешний или внутренний мир;
  • способность к контролю эмоций.

Еще Гиппократ выделил эти направления, что легло в основу его классификации темпераментов. Так, в соответствии с направлением изменения психических реакций, он выделил:

  • экстраверта – такой человек требует постоянного взаимодействия с внешней средой и, как правило, является общительным, склонным к риску и переменам;
  • интроверта – такой человек берет энергию для жизненной активности изнутри и в меньшей мере взаимодействует с окружающим миром, являясь малообщительными, медлительными, серьезным и любящими порядок;
  • эмоционально стабильную личность – такой человек уверен в себе и способен к принятию осмысленных самостоятельных решений, уравновешен, однако не способен к глубокому сочувствию, в связи с чем это нередко принимают за черствость;
  • эмоционально неустойчивую личность – такой человек характеризуется неуверенностью, частыми переживаниями и регулярным эмоциональным напряжением.

Как правило, в большинстве случаев встречаются сочетания этих видов психической деятельности. Так, в соответствии с преобладающими динамическими проявлениями психики, выделяют следующие типы темперамента личности:

  • меланхолик;
  • холерик;
  • сангвиник;
  • флегматик.

Психологическая характеристика личности, основанная на анализе темперамента, позволяет предсказывать возможные поступки и поведение человека в той или иной ситуации. Темперамент четко прослеживается практически во всех действиях индивида, в связи с чем эта черта личности выявляется в речи, почерке, мимике и пантомимике.

И на сегодняшний день понятия о типах темперамента практически не изменились со времен античности (Гиппократа). Так, сангвинический темперамент характеризуется жизнерадостностью, флегматичный – спокойствием, холерический – раздражительностью, меланхолический – плохим настроением и грустью. Однако это достаточно общие представления и не позволяют судить о наличии того или иного темперамента. Также достаточно возможно сочетание нескольких типов темперамента.

Меланхолик

Меланхолик

Меланхолики сочетают в себе признаки как интроверта, так и неустойчивой личности.

К основным характеристикам темперамента относят наличие:

  • замкнутости;
  • негативного мышления;
  • взрывного характера;
  • угрюмости;
  • встревоженности.

При взаимодействии с окружающими меланхолик зависим от новой обстановки и знакомств, которые его настораживают. Мимика меланхолика обычно не отличается выразительностью, в связи с чем по его лицу сложно определить смену чувств и эмоций.

Холерик

Холериком называют человека, сочетающего в себе черты экстраверта и эмоционально нестабильной личности. Как правило, к основным характеристикам темперамента относят наличие:

  • обидчивости;
  • беспокойствия;
  • возбудимости;
  • импульсивности;
  • резкости;
  • активности;
  • несдержанности.

Для холерика, который с увлечением и энтузиазмом берется за новые дела, характерно быстрое истощение потенциала. У холериков довольно часто отмечаются перепады настроения, с подъемами и спадами. При общении отмечается выраженная вспыльчивость и нетерпеливость.

Сангвиник

Сангвиником называют человека, который сочетает в себе свойства как экстраверта, так и эмоционально стабильной личности. Главными чертами темперамента являются:

  • общительность;
  • доступность;
  • разговорчивость;
  • инициативность;
  • подвижность;
  • высокая производительность;
  • позитивность.

Активное взаимодействие с сангвиниками приводит к возникновению ощущения некоторой поверхностности в отношении собеседника и факторов окружающей среды.

Флегматик

Флегматиком называют человека, который имеет свойства интроверта и эмоционально стабильной личности. К основным чертам темперамента флегматика относят наличие:

  • старательности;
  • вдумчивости;
  • сдержанности;
  • миролюбия;
  • уравновешенности;
  • надежности;
  • спокойствия.

Флегматики при общении с ними проявляют себя как хорошие, внушающие доверие друзья. Кроме того, они обладают высокой выносливостью, в связи с чем успешно сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Особенности акцентуированной личности

Особенности акцентуированной личности

В отдельную группу выделяют акцентуированные типы личности. Впервые этот термин был введен Карлом Леонгардом для выделения из огромного многообразия людей с различными личностными качествами в группы на основании имеющихся общих черт. Под акцентуацией понимают ярко выраженную личностную черту.

Так, в большинстве случаев встречаются личности, имеющие те или иные индивидуальные отличия от большинства популяции. Если при этом не нарушается адаптация человека и не происходит снижения качества жизни, это состояние считается нормой. И, более того, наблюдения показывают, что человек, который обладает усредненными характеристиками и не выделяется из общей массы людей, имеет гораздо меньше шансов добиться успеха в той или иной деятельности. В то же время некоторые особенности личности дают существенное преимущество конкретному индивиду перед остальными людьми. Как правило, таких людей называют талантливыми и они нередко добиваются успеха.

В ряде случаев, при помещении акцентуированной личности в особые условия, возможно развитие патологических реакций, приводящих к дезадаптации.

Выделяют следующие акцентуированные типы личности:

  • демонстративные;
  • педантичные;
  • застревающие;
  • возбудимые;
  • интровертированные;
  • гипертимные;
  • гипотимные.

Демонстративные личности отличаются ярко выраженными чертами экстраверта. Наиболее ярко выражена потребность в привлечении внимания окружающих. Характерно наличие таких качеств, как эгоцентризм и завышенная самооценка. Попытки привлечения к себе внимания с помощью яркой одежды, косметики и других методов сочетаются с инфантильностью, незрелостью суждений и отсутствию глубокой привязанности.

Педантичные личности отличаются осторожностью и нерешительностью, что вызвано боязнью столкнуться с неприятностями. В связи с этим педантичным личностям гораздо важнее избежать проблем, чем добиться успеха. У этих людей преобладает рассудительная деятельность, имеются высокие способности к точным наукам. При недоверии к окружающим, педантичные личности отличаются верностью и надежностью по отношению к близким.

Особенности застревающей личности заключаются в высокой настойчивости и склонности к различным идеям. Некоторые считают этих людей не только чрезмерно целеустремленными, но и злопамятными. Эти личности при анализе поступков других людей переносят свои эмоции (нередко негативные). Также для них характерно апеллирование нормами морали и этики, хотя они не гнушаются их попиранием. Как ни странно, но уверенность в себе в сочетании с высокой работоспособностью позволяют этим людям добиваться руководящих должностей.

Для возбудимых личностей характерно возникновение ярких эмоциональных вспышек при быстром отказе от принятых решений. Для этих людей характерны порывистость и возникновение раздражения, гнева и злобы при встрече с препятствиями. С одной стороны, эти личности за счет повышенной физической активности имеют хорошие предпосылки для занятий спортом, однако для них также характерна предрасположенность к совершению асоциальных поступков и злоупотреблению алкоголем.

Для интровертированных личностей характерно отсутствие нужды в общении с другими лицами. При излишней замкнутости этих людей, у них достаточно богатый внутренний мир, высокий интеллект и начитанность. В связи с этим они гораздо сильнее доверяют прочитанному, чем сказанному людьми. Интровертированные личности не интересуются бытовыми проблемами, что нередко проявляется неопрятностью, нежеланием готовить еду. Мышление этих людей настолько субъективно, что они практически не способны сопереживать окружающим. Однако, именно эта субъективность позволяет им абстрагироваться от окружающего мира и по-своему решать проблемы.

Для гипертимных личностей характерна постоянная высокая активность и оптимизм, что позволяет им преодолевать препятствия на своем пути. Для этих людей характерны такие черты, как щедрость, альтруизм, тяга к комфорту. Также гипертимные личности имеют большое количество интересных идей, которые они практически никогда не доводят до конца. Также эти люди чувствуют преимущество перед окружающими, что вызвано завышенной самооценкой, однако это нередко носит сугубо субъективный характер.

Гипотимные личности кардинально отличаются от гипертимных. Основными чертами этих лиц являются пессимизм и низкая самооценка. Это приводит тому, что они склонны к глубоким переживаниям по поводу своих неудач. Эти люди пассивны, что не только мешает им завести семью, но и высокое социальное положение. Даже небольшая стрессовая ситуация становится причиной ощущения подавленности и безнадежности.

Какие процессы в личности вызывает воспитание

Какие процессы в личности вызывает воспитание

Воспитание личности затрагивает те ее черты, которые поддаются модификации. Таким образом, так как к модифицируемым характеристикам личности относят характер и направленность, то именно они подвергаются наибольшему изменению в процессе воспитания.

В большинстве случаев любое воспитание включает следующие методы:

  • наказание;
  • поощрение;
  • личный пример воспитателя.

Сочетание этих методов при правильном подходе должно задавать ту направленность, как одну из черт индивида, которая развернет процессы развития личности в требуемую для достижения конкретной цели сторону. Если обучение проходит эффективно, у обучаемого повышен интерес к изучаемому материалу, что непременно улучшает процесс восприятия информации. А это, в свою очередь, играет большое значение для формирования личности, что и являлось первоначальной целью воспитания.

Интересный факт, но даже несмотря на высокую похожесть анатомического строения, ни одно живое существо на планете не затрачивает столько же усилий на воспитание своего детеныша. Это связано, в первую очередь, с большим количеством факторов, влияющих на воспитание личности человека.

Так, человека от других живых существ сильно отличает:

  • преобладание второй сигнальной системы;
  • активное поведение, направленное на изменение окружающей среды;
  • использование измененных элементов окружающей среды (орудий труда).

Огромное влияние на воспитание личности оказывает социализация, в основе которой лежит изменение индивида при активном взаимодействии с другими представителями социальной группы. При этом на личность оказывают влияние не только особенности поведения конкретных лиц, но и такие масштабные факторы, как культура, традиции, религия. Все эти части социума обязательны для того, чтобы сформировалась та или иная культура личности.

При неправильном воспитании могут быть нарушено формирование и становление личности, что иногда никак не сказывается на существовании индивида, так и способно причинять вред, снижая адаптивные возможности.

К нарушению воспитания могут приводить:

  • проблемы со здоровьем индивида;
  • неблагоприятное социальное окружение;
  • наследственные заболевания, характеризующиеся патологическими изменениями психики;
  • неправильная организация воспитательного процесса.

Патологическое развитие личности

Патологическое развитие личности возникает при попадании индивида в ситуации, в которых его те или иные психологические черты мешают процессам адаптации к новым условиям. Впервые это явление было описано и изучено немецким психиатром Карлом Ясперсом.

Патологические процессы развития личности отличаются от психиатрических заболеваний, которые имеют четкое начало и нарушают отлаженные механизмы адаптации, преображая и видоизменяя личность. Ключевым отличием является отсутствие первоначальной связи между чертами личности и развитием патологических изменений в личности.

Примерами ситуаций, в которых возможно патологическое изменение психологии личности, являются тюремное заключение, пребывание в концентрационном лагере, гражданская война, серьезные проблемы в семье. Также ситуацией, которая может привести к патологическому изменению личности, может быть получение инвалидности или длительно протекающее психическое заболевание.

Развитие культуры личности и ее роль в жизни современного человека

Понятие культура личности характеризует результат тесного взаимодействия внешнего (социум, условия существования) и внутреннего (духовная составляющая, знания и эмоции) миров человека. Реализация культуры личности осуществляется через поведение индивида, по которому можно судить о таких качествах, как интеллигентность, эрудированность, ориентированность в профессиональной сфере, галантность и ряд других черт, которые повышают социальное положение человека в обществе.

В зависимости от исследуемых параметров культуры личности, она классифицируется в соответствии с:

  • сферой проявления (общая и профессиональная);
  • уровнем когнитивной деятельности (при мышлении, поведении, общении);
  • родом деятельности (экономическая, политическая, правовая, религиозная и этическая).

Культура личности играет роль в присвоении статуса индивиду в той или иной социальной группе. Так, чем ближе культура личности к социальному окружению, тем более она адаптирована к существованию в нем. Также стоит отметить, что высокая культура личности (которую характеризуют высокие духовные и интеллектуальные показатели) формируется под длительного влиянием труда над собой посредством изучения и анализа большого количества информации.

Как социализация личности изменяет ее качества

Как социализация личности изменяет ее качества

Социализация личности является процессом, обеспечивающим интеграцию индивида в социальную группу, позволяющим ему стать ее частью. Это не только изменяет качества личности нового участника отношений в социальной группе, но и изменяет структуру самой группы за счет активности индивида.

Как правило, психология личности в изменяется в соответствии с потребностями социальной группы и сильно зависит от индивидуальных характеристик человека. Так, эмоционально стабильные личности с преобладанием признаков интроверта (флегматики) плохо поддаются внешним воздействиям, в то время как эмоционально неустойчивые экстраверты легко изменяются в соответствии с потребностями общества.

Социализация личности сопровождает человека на протяжении всей жизни, что связано с изменением окружения (в детстве, взрослом периоде и старости). Именно социализация делает комфортным пребывание в той или иной группе лиц. Кроме того, любой здоровый человек стремится к изменению не только себя, но и окружения, что является естественным процессом жизни. В зависимости от периода, в котором происходит этот процесс, выделяют первичную (с момента рождения до становления) и вторичную (перестройка личности во время пребывания в социуме) социализации.

Нередко индивид принимает одновременное участие в нескольких процессах социализации. Это связано с тем, что человек может быть участником нескольких социальных групп (в кругу друзей, на работе, в семье).

Выделяют следующие фазы социализации:

  • первую (когда происходит освоение социальных ценностей и норм, характерных для конкретного общества);
  • вторую (когда личность стремиться к автономности а активному воздействию на окружающих);
  • третью (когда индивид встраивается в функционирующее общество и раскрывает там свои возможности).

Чем отличаются становление и формирование личности

Формирование и становление личности являются тесно связанными понятиями. Так, под формированием понимают текущий процесс, обеспечивающий развитие личностных характеристик индивида, а также познание новых навыков и умений, итогом которого будет – становление. То есть формирование – это процесс, а становление – это результат.

Так, говорят о становлении характера, мировоззрения, индивидуальных характеристик, профессиональных способностей и мастерства. В то же время, после того, как произошло становление личности, возможны процессы ее дальнейшего развития на основе уже существующего набора индивидуальных черт.

Как изменяется психология личности инвалида

Как изменяется психология личности инвалида

На сегодняшний день, согласно докладу ВОЗ, существует более одного миллиарда инвалидов. К сожалению, существует огромное количество причин, приводящих развитию серьезных физических и психологических нарушений, существенно снижающих качество жизни. В первую очередь, причиной возникновения нарушения являются внешние травматические воздействия, а также тяжелые соматические процессы. Так как происходит значительное ограничение активности индивида, это становится причиной присвоения ему особого статуса, цель которого – максимально возможное повышение уровня жизни.

Как правило, любое, даже незначительное ограничение возможностей ранее здорового человека является тяжелым стрессогенным фактором, который непременно отражается на психологии личности. Так, начинается процесс приспособления к новым условиям жизни, новому окружению и новой социальной роли. В большинстве случаев людям приходится отказываться от привычного образа жизни, проходить длительную реабилитацию. Если утраченная функция не восстанавливается, нередко происходит ухудшение социально-бытовых условий существования, что связано с недостаточным материальным обеспечением инвалидов.

Нередко инвалидами являются малообеспеченные и одинокие люди, что существенно затрудняет уход за ними, а также замедляет процесс адаптации. Кроме того, на фоне отсутствия достаточного внимания возможно развитие различных осложнений.

Однако, изменения в психологии личности зависят от первоначального состояния индивида. Особенно большое влияние оказывают акцентуации. Так, демонстративные личности склонны к драматизации ситуации, требуют опеки и постоянной поддержки. В то же время застревающие личности прикладывают колоссальные усилия, направленные на устранение физического дефекта. При отсутствии успеха застревающие личности подозревают окружающих в недоброжелательных мыслях, а также пишут жалобы во все инстанции. Гипертимные и гипотимные личности при развитии инвалидности тяжело переживают новые условия существования.

Тема «личность» в современной социологии

Тема «личность» является важной частью социологии, так как относится к изучаемым объектам этой науки об обществе. В зависимости от масштаба изучаемых в обществе явлений, выделяют:

  • макросоциологию (предмет изучения которой – общности, институты, организации и группы);
  • микросоциологию (предмет изучения – индивид и его взаимодействие с социумом).

Как правило, тема взаимодействия личности с окружающим его обществом на сегодняшний день представлена следующими концепциями:

  • диспозиционной структурой личности (индивид предрасположен к определенным действиям, которые определяются условиями окружающей среды);
  • я-концепцией (каждый индивид считает себя личностью, соответствующей воображаемому образу и представляющую из себя совокупность устойчивых признаков);
  • теорией ролей (согласно этой теории личность рассматривается как результат существования социума, в котором присвоение тех или иных социальных ролей формирует совокупность личностных черт индивида).

Тема «личность» в социологии также затрагивает такое понятие, как социальный статус – характеристику, позволяющую индивиду занимать то или иное положение в обществе. Однако, статус также возлагает на человека определенные обязанности, заставляя его выполнять свои функции и обязанности надлежащим образом.

В зависимости от происхождения статуса, он может быть:

  • предписанным (пол, национальность);
  • приобретенным или достигнутым (профессия, семьянин).

Разбирая тему «личность» в социологии, следует отличать понятие статуса от роли. Так, если под статусом принимают положение, то под ролью – модель поведения, которую ожидают увидеть окружающие от конкретного индивида. Как правило, действия, которые выполняются в соответствии с ролью, диктуются статусом.

Однако, при изменении статуса, также меняются и роли. Так, при потере социального статуса «родитель», человек теряет возможность ухаживать за ребёнком. Также и «водитель», после того, как у него забирают водительские права, не способен управлять транспортным средством.

Так как человек может выполнять одновременно несколько важных социальных ролей (как правило, возникает противоречие между семьей и работой), возможно развитие конфликта. В этой ситуации происходит выбор наиболее приоритетной социальной роли, что осуществляется на основе личностных ценностей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как ухаживать за проблемной кожей, склонной к акне, с помощью аптечной косметики

Советы и рекомендации экспертов по уходу за проблемной кожей склонной к появлению акне: какие аптечные средства помогут в этой борьбе
Опубликовано 21.12.2016 15:18, обновлено 08.09.2020 17:01
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Похудение по типу личности
Чтобы похудение было эффективным, стоит учесть различия в типах темперамента. Как их определить, чтобы добиться наилучшего эффекта от соблюдения диет?
Формирование личности человека
Формирования личности — это процесс развития человеческого «Я». Его механизмы могут по-разному пониматься сторонниками различных точек зрения.
Самосовершенствование личности: как побороть застенчивость?
Постоянная, честная работа над собой поможет побороть застенчивость, научиться легко завязывать отношения, стать уверенной и свободной личностью.
Психология личности: перемены к лучшему
Если вы находитесь в поисках смысла жизни и мечтаете о переменах, наши полезные советы помогут выбрать верный путь к счастью.
Тренинг личности: удовлетворенность жизнью
Задумываясь о своей жизни, человек оценивает ее с разных сторон. Как определить уровень удовлетворенности жизнью и на что опираться, чтобы каждая ее сфера была успешной?
Влияние семьи на формирование личности ребёнка
Формирование личности ребёнка во многом зависит от его близкого окружения: родителей и родных. Те нормы поведения и установки, которые будут заложены в раннем детстве, будут сопровождать его по жизни.