Все родители с нетерпением ждут и замечают, когда малыш впервые начинает улыбаться, четко произносит «мама» или делает первый шаг. Когда ребёнок в первый раз сам садится на горшок, идет в детский сад, а потом впервые остается там без рыданий на прощание. Но есть и множество других значимых событий в жизни детей, которые легко можно пропустить — а они являются более значимыми, чем может показаться. MedAboutMe предлагает родителям список из двенадцати важных моментов и объясняет, что они означают в процессе развития ребёнка.
Грудные дети и важные моменты их развития
3 месяца: развитие чувства юмора
В течение первых месяцев жизни ребёнок — это сосущее, пачкающее подгузники и спящее существо, порой страдающее от колик и невнимания. Постепенно развиваясь, малыш начинает улыбаться и гулить, но в период от 3 до 6 месяцев груднички начинают дозревать до чувства юмора и смеются над тем, что кажется им смешным.
Мозг младенца начинает учиться обрабатывать информацию значительно быстрее, чем в период новорожденности. Кроха начинает реагировать на смешные рожицы, «угрозы» проглотить и хихикает в ответ на поцелуи в живот и пяточки.
После полугодия чувство юмора становится более утонченным: ребёнок смеется над походкой, как у пингвинчика, использование игрушек не по назначению. Так, можно вызвать бурное хихиканье, положив плюшевого мишку себе на голову или в самом деле падать при прочтении стишка «идет бычок, качается». Поощряйте и создавайте такие моменты. Смех вместе с ребёнком в этом возрасте помогает формировать зарождающиеся социальные навыки общения и взаимодействия.
Реакция на звуки: 4-5 месяцев
Дети начинают распознавать голоса родителей, особенно мамин, еще во время внутриутробного развития. Но в районе 4-5 месяцев младенцы начинают не просто узнавать, а пытаться активно двигаться в сторону маминого голоса и других интересных звуков.
Этот период знаменуется созреванием центров слуха в головном мозге, что позволяет грудничку определять, откуда исходят шумы, и двигаться в сторону нужного. Это хорошее время для особого материнского голоса — женщины используют этот прием неосознанно, повышая тональность и удлиняя гласные при обращении к малышам. Такое специфическое произношение является оптимальным для научения детей речи, и мамы точно знают, как надо говорить!
Копирование мимики: 6-8 месяцев
Улыбка — это, как правило, первая «рожица», которую малыш учится строить примерно в возрасте 6 недель. Но вот к 8 месяцам ребёнок уже вполне может подражать взрослому, надувая щеки или складывая губы кружочком. Примерно в этом же возрасте дети могут начать подражать родителям в их привычном выражении лица: радостном, печальном, сердитом, депрессивном. Так, если взрослые выглядят веселыми, дети, скорее всего, тоже будут радостно улыбаться.
Речевое развитие ребёнка: гуление и слоги от 6 до 10 месяцев
Вокализации — это ключевой этап в развитии умения разговаривать. Гуление и слоги — те блоки, на которых базируется речь. Появление многочисленных вокализаций, интонирования, слогов «бабаба», «нанана» и т. п. показывает, что развитие ребёнка достигает стадии управления звукопроизношением и попыток общаться. Лепет прогрессирует, становится более сложным, по интонациям напоминает настоящую речь, с паузами и изменением тональности.
Поддержите своего малыша, заводите разговоры, спрашивайте и слушайте «ответы», комментируйте их, даже если смысл и непонятен. Такие предречевые тренировки помогают усвоить схему речи и особенности произношения.
Этапы развития малышей
Появление прилагательных: 18-24 месяца
Если раньше собака была собакой, а мячик — мячиком, то теперь наступает момент использования прилагательных. Большой красный мячик и белая пушистая собака означают, что ребёнок не только видит объект и помнит его название, но и замечает, чем схожие предметы отличаются друг от друга.
Поощряйте использовать описания предметов, произносите больше прилагательных, это увеличивает словарный запас и развивает наблюдательность и умение систематизировать объекты.
Снимание подгузника: от 18 до 24 месяцев
Да, это не тот момент, о котором захочется написать в истории семьи. Но он также важен, и все дети делают это. Во-первых, это забавно и легко достижимо. Малыш может сам снять подгузник и статься голышом. Во-вторых, в познавательной активности присутствует и изучение связи причины и следствия: «я снял подгузник, мама побежала за мной, вот веселье!».
Ну а в-третьих, примерно в это же время дозревают функции, сообщающие малышу о дискомфорте пребывания в мокром подгузнике, и это знак, что кое-кто готов уже приучаться использовать горшок.
Забота о другом: 2-3 года
Это исключительно милая картинка: малыш, утешающий расстроенного друга. Дети в этом возрасте начинают проявлять альтруистические чувства и потихоньку понимать отличие себя от других людей. Цените и развивайте подобные проявления, моделируя ситуации («Мишка упал, давай его пожалеем») и читая соответствующие детские книжки.
Одна нога на ступеньке: от 2,5 до 3 лет
Однажды при подъеме или спуске о лестнице вы замечаете, что ребёнок не наступает, как прежде, на каждую ступеньку двумя ногами, а ходит, как взрослый. Это значит, что крупная моторика совершила «рывок» в развитии баланса между верхней и нижней частями тела. Развивайте умение балансировать, покажите, как можно прыгать на одной ноге или ходить по линиям и бордюрам.
Развитие ребёнка-дошкольника
Воспоминания о прошлых событиях: от 3 до 4 лет
Воспоминания ребёнка в этом возрасте в основном связаны с сильными эмоциями, хорошими и плохими: как Дед Мороз приходил прямо в дом или испугала собака на улице. Способность вспоминать означает, что дошкольник развивает понятие последовательности событий и и сохраняет воспоминания, важные для обучения в будущем.
Конечно, поначалу все вспоминается нечетко и складывается в категорию «вчера». Помогайте развитию ребёнка, комментируя и восполняя пробелы в памяти: «Верно, а еще перед приходом Деда Мороза мы слепили снеговика во дворе», рассматривайте фотографии и подарки, укрепляя память.
Первая маленькая ложь: от 3 до 5 лет
Конечно, мало кто захочет развивать качества, способствующие лживости. Но сама способность показывает, что ребёнок достиг нового уровня рассуждений: он осознает, что потенциально может влиять на исход событий своими словами.
Большинство первых опытов маленьких врунишек связаны с попыткой избежать наказания: «Это не я съел конфеты» или «Он сам первый ударил!». Не стоит читать лекции о неприемлемом поведении, дошколята больше реагируют на действия, чем на слова. Объясните, что врать плохо, и это повлечет за собой такие итоги, как лишение привилегий, игрушки или тайм-аут в играх и общении.
Повторение ритма музыки: около 4-х лет
В этом возрасте дети научаются хлопать в ладоши в соответствии с ритмическим рисунком любимой мелодии. Это важно, так как свидетельствует о способности сосредоточиться, сконцентрироваться на цели и услышать общую ритмическую мелодию. А еще показывает неплохую координацию движений.
Помогайте ребёнку услышать разные ритмы в других песнях, прохлопывать, простукивать их, использовать трещетки, бубен, дудочку. Это не просто развитие слуха, это основы и речи, и арифметики.
Самостоятельное одевание: от 3 до 5 лет
Младший дошкольник пытается стать независимым и начинает одеваться сам. О чем это говорит?
Чтобы полноценно одеваться, нужны хорошо развитые моторные навыки и чувство равновесия. В три года малыш может натягивать на себя штаны и футболки, а вот пуговицы, молнии и липучки осваиваются, как правило, не раньше 4-х. Помогайте малышу отстаивать свою независимость и развиваться физически, предлагайте несколько простых штанишек и футболок, и набирайтесь терпения, если он точно решил, что сегодня оденется сам.