Практически все родители в той или иной мере сталкиваются с плохим поведением детей. Но всегда ли вина лежит только на ребёнке? Кому в данном случае больше нужна помощь: родителям или детям? Разобраться в этом поможет портал MedAboutMe.
Столкнувшись с негативным поведением ребёнка, не надо рубить сгоряча, а следует понять причины этого явления. Вполне может оказаться, что самому взрослому необходимо скорректировать свои поступки. В статье приведены самые частые причины негативного поведения детей.
Причина № 1 — недостаток внимания со стороны родителей
Недостаток внимания со стороны родителей, пожалуй, самая частая причина плохого или неадекватного поведения ребёнка. Если ведя себя хорошо и тихо, ребёнок не получает достаточного внимания со стороны взрослых, то для него остается единственный путь — непослушание. Многие ли из нас замечают ребёнка, если он тихонечко играет в стороне, никого не дергает и не скандалит? Зато в случае неповиновения и негативного поведения отпрыска взрослые тут же откладывают все свои дела, и немедленно обращаются к нему. Для ребёнка внимание родителей необходимо ничуть не меньше, чем еда или отдых. Как исправить ситуацию? Первый шаг сделан — вы признались себе, что недостаточно уделяли своих сил и внимания ребёнку и именно в этом кроется причина его плохого поведения. Второй шаг — начните как можно активнее и дольше общаться с ребёнком. Заметьте, не проводить время, а общаться! Постепенно попробуйте придумать и ввести в распорядок жизни различные семейные традиции. Ими могут стать:
- воскресные или праздничные походы в гости, в театры, на концерты и т. д;
- посещение экскурсий согласно возрасту;
- ужины в семейном кругу с каким-нибудь сюрпризом, например, в виде десерта;
- совместные игры с обоими родителями;
- определенные занятия или игры для «маминого» и «папиного» времяпрепровождения.
Старайтесь не прекращать играть или заниматься с ребёнком под предлогом его плохого поведения, ведь ему требуется время для перестройки. Доброжелательность и спокойствие — лучшие спутники в этом случае.
Причина № 2 — проявление самостоятельности и гиперопека
Безусловно, все родители переживают за своих детей, но не все злоупотребляют чрезмерной опекой. Малыш уже в 2 года может заявить о себе: «Я сам!». И старается некоторые вещи сделать самостоятельно, только получается не всегда. Родителям в данном случае не всегда хватает терпения обучить ребёнка действовать без их помощи, им проще и быстрее все сделать за него. Здесь главное не торопиться! Не делайте за него то, что он может сделать сам. Уважайте любое проявление самостоятельности.
Причина № 3 — критика ребёнка сверх меры
Постоянная критика со стороны родителей способна развить у ребёнка комплекс неполноценности и отбить желание активно действовать. «Если взрослые всегда мною недовольны, то зачем что-то делать. Я никчемный и у меня ничего не получится» — вот такие установки могут зафиксироваться в сознании ребёнка. В этом случае страдает, прежде всего, вера в свои силы. Для исправления сложившейся ситуации понадобятся терпение и силы. Прежде всего, необходимо разрешить своему отпрыску совершать ошибки (не опасные для жизни) и проступки, помочь ему расслабиться и получить удовольствие от детских лет. Никто в мире не совершенен, а уж взрослые тем более. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, это, по меньшей мере, некорректно. Каждый индивидуален, подберите с ним занятия, раскрывающие именно его природные способности. Как сказал один школьник маме: «Не надо будущего Пушкина мучить математикой». Отмечайте любой прогресс в действии, даже незначительный. Введите девиз: сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня! Хвалите чаще ребёнка, поверьте, при желании повод всегда найдется! И если в начале у него не все будет получаться, то можно ненавязчиво подстраховать, дабы избежать неудач и закрепить положительный результат и опыт.
Причина № 4 — протест или месть
Обида, несправедливое наказание, ревность или невыполненные обещания — все это может спровоцировать детский протест. Проведите ревизию своего общения с ребёнком. Вспомните, может вы недавно не пришли на детский утренник? Уделяете больше своего внимания другому члену семьи или гостю? Или забыли купить обещанную игрушку? Дети могут среагировать плохим поведением на множество поступков взрослых, как им кажется, несправедливых. В этом случае необходимо соблюсти золотую середину. С одной стороны, объяснить свои действия (срочно вызвали на работу, закончился семейный бюджет и т. д.) и, при необходимости, извиниться, а с другой стороны — не поддаваться на провокации «хочу сейчас и все сразу» и не потакать капризам своего чада.
Основные принципы воспитания детей
Какой бы не была причина плохого поведения ребёнка, при исправлении сложившейся ситуации не ждите быстрого и положительного результата в первые дни. Воспитание детей — дело трудоемкое, но благодарное. Просто на все надо время. Продолжайте упорно придерживаться следующих принципов общения с ребёнком:
- Личный пример родителей — главный воспитатель. Дети внимательно следят за стилем вашего общения, за привычками и предпочтениями, высказываниями и поступками. Трудно требовать от ребёнка отказаться от бранных слов, если они присутствуют в лексиконе семьи.
- Ребёнок должен быть любим по праву рождения. Не ставьте условий для любви. Он может не стать вашим подобием, поскольку возможно, унаследует от своих предков совершенно другой генный набор качеств.
- Пообещал ребёнку — выполняй. Держите слово, данное детям и никогда их не обманывайте. И не важно, сколько им лет. Именно в детстве прививается верность своему обещанию и твердость слова.
- Активно общайтесь с ребёнком. Пусть это будут не только игры и занятия. Разговаривайте и обсуждайте с ребёнком планы на отпуск, на выходные, на каникулы, рассказывайте о своей работе, о впечатлениях, о встречах, спрашивайте его мнение. Именно так можно создать доверительные отношения на многие года.
- Не оспаривайте воспитательных мер второго родителя и никогда не выясняйте отношений в присутствии детей.
- Не запугивайте детей и не применяйте физического наказания! Определить рамки дозволенного поведения можно и без угроз. Запугивание детей может привести к навязчивым страхам и тревожности. Нельзя вредить психическому и физическому здоровью ребёнка.