5 главных ошибок родителей первоклассников

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Родители первоклашек переживают не меньше, а то и больше детей, идущих в первый раз в первый класс. Уже зная, что такое школа, какие сложности могут поджидать ребёнка, грызущего гранит науки, взрослые стараются помочь новенькому школьнику. И из самых лучших побуждений совершают немало ошибок, которые начинают мешать учиться, влияют на отношение к урокам, школе, на здоровье ребёнка и атмосферу в доме. MedAboutme рассказывает про самые распространенные ошибки родителей первоклассников, которые вредят и детям, и взрослым.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Ошибка №1: собирать за ребёнка портфель

Ошибка №1: собирать за ребёнка портфель

Разумеется, на начальном этапе помогать собирать школьные принадлежности надо. Это такой же навык, как одеваться и чистить зубы, и родители показывают ребёнку наиболее эффективный вариант выполнения задачи. Но помогать — не означает собирать за школьника все учебники или контролировать каждый этап. Способ «родители собирают, ребёнок смотрит и учится» не поможет, навыки отрабатываются исключительно через практику.

Как правильно? Направляйте ребёнка вопросами: «Какие уроки будут завтра? Что нужно принести на урок ИЗО? Все ли нужное лежит в пенале? Давай проверим, все ли на месте» и т. д.

Если же ради экономии времени и спокойствия взрослого постоянно собирать портфель будут родители, отдавая его ребёнку перед дверью в школу, то очень быстро это станет обязанностью родителей, а не зоной ответственности ученика. И помнить в ближайшие годы о том, что завтра на ИЗО нужен пластилин, а не краски, придется маме с папой.  

Ошибка №2: школа — чудесное и очень интересное место

Опасаясь, что ребёнок школу не полюбит и учиться ему не понравится, взрослые (и чаще всего это старшее поколение) начинают убеждать детей заранее, что в классе будет полно друзей, на уроках все очень интересно, и вообще в школу надо бежать с радостью.

На самом деле и на уроках можно заскучать, и друзья появляются не сразу и не у всех, да и ситуации могут возникать разные. Поэтому не стоит впадать в преувеличенные восторги. А вот что надо делать: обязательно слушать ребёнка, узнавать его впечатления о школе и не возмущаться, даже если он признается, что не особенно-то ему школа понравилась. Иначе коммуникационные потоки нарушатся, ребёнок решит, что его не понимают, и рассказывать будет все меньше.

Ошибка № 3: домашняя работа должна быть идеальной

Ошибка № 3: домашняя работа должна быть идеальной

Во-первых, во многих странах от домашней работы в начальной школе отказываются совсем, она — не самый эффективный способ закрепления знаний. Да и в России в первом классе выполнение «домашки» не обязательно, и рекомендуется ее делать исключительно по желанию ребёнка. Кстати, дети в первом классе воспринимают педагога как авторитета даже большего, чем родители, во всем, что касается учебы. Поэтому довольно часто первоклашки сами охотно садятся дома за учебники и тетрадки. Такое стремление стоит ценить, но принуждать к выполнению необязательного домашнего задания не надо.

А во-вторых, уж тем более не надо добиваться безошибочного выполнения упражнений и задач, заставляя ребёнка переписывать готовую работу. Отдельно потренировать чистописание или правила сложения можно, но не в принудительном порядке и не во время выполнения домашней работы. Это приводит к переутомлению, снижению мотивации к учебе и семейным конфликтам.

Ошибка №4: родители как строгие критики

В первом классе отметок не ставят, и это не случайно. Дети еще не могут отделить себя от цифры в дневнике, и «двойки» с «тройками» воспринимают как личную критику. Плохая отметка — значит, я плохой ученик и человек в целом. Если родители берут на себя функцию педагога и начинают оценивать работу ребёнка («Вот тут ты постарался на пятерку, а тут и до тройки не дотянул»), то получаются два варианта развития ситуации. Или невротизированный ребёнок будет стараться получать хорошие отметки ценой своего здоровья и искажения личностных черт, или же перестанет и пытаться, принимая себя «плохим» и «неисправимым». В обоих случаях стремление к знаниям заменяется ожиданием оценки. Поэтому чувствительным к критике первоклассникам отметки ставить не надо даже из самых лучших побуждений.

Вот подчеркивать, что сегодня получилось лучше, чем вчера, надо. Палочки ровнее, задачка решена быстрее, а буквы красивые какие стали! Не надо нацеливать ребёнка на учебу ради отметок. Мотивация «я могу и умею лучше» побуждает учиться и работает эффективнее, чем «родители любят меня за пятерки».

Ошибка №5: перегружать детей дополнительными занятиями

Ошибка №5: перегружать детей дополнительными занятиями

«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…» Такой вариант подходит только ребёнку с устоявшимся расписанием, который успевает учиться, отдыхать и умудряется иметь в запасе пару свободных часов на хобби и кружки. А в первом классе такого практически не бывает, так как времени на отдых требуется больше. Дети, которые еще вчера могли спать в «тихий час», сегодня полностью перестраивают режим, способ общения, их дни перенасыщены правилами и информацией. Даже если родителями кажется, что школьная нагрузка сейчас минимальна, особенно, если ребёнок уже умеет достойно читать и писать, это не повод нагружать первоклашку дополнительными занятиями, какими бы полезными они не были.

Первый класс — это почти целый год адаптации к школе. Сложность учебы в этот период заключается не в содержании учебников, а в необходимости привыкнуть к новому распорядку, адаптироваться к новым видам деятельности, влиться и найти свое место в новом коллективе и привыкнуть к учителям. Это довольно непростое занятие, которое во взрослом мире называется «стрессовой ситуацией». Начало школьной жизни — полноценный ежедневный стресс, требующий огромного количества и физических, и психических ресурсов. Дети — существа с несовершенной регуляцией организма и психики, и эти ресурсы истощаются у них быстрее, чем у взрослых. А значит, вместо дополнительных кружков и уроков пока что стоит побольше гулять и отдыхать. О новых занятиях можно будет подумать после новогодних каникул, если ребёнок не будет уставать от образовательного процесса и проявит желание заняться чем-то еще.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 12.09.2018 03:41, обновлено 06.08.2020 07:34
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Как помочь первокласснику сохранить здоровье?
Кардиальные боли у первоклассника, невроз или психосоматика – разберемся, когда бежать к врачу, а когда просто больше проводить времени с детьми!
Адаптация к школе: как помочь ребенку-первокласснику
Впервые отправляя свое чадо в школу, многие родители не подозревают, что впереди их может ожидать непростой период, связанный с проблемами адаптации.
Болезни детей школьного возраста
Болезни детей привязываются к ним неспроста. Первоклассник часто жалуется на головную боль, слабость, сонливость, перепады настроения. А виной всему несколько вполне объяснимых причин.
Ребенок и школа: что нельзя говорить первокласснику?
Психологический настрой ребенка на обучение зависит от того, что говорят ему родители о школе. Некоторые фразы отбивают желание учиться и настраивают на неудачу.
«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?
Для малыша, который еще недавно ходил в детский сад, поступление в школу – настоящее испытание. Как маме и папе помочь ребенку?
Как защитить первоклассника от стресса?
Школьная пора запоминается не только первым звонком и первыми уроками, но может быть омрачена стрессом. От чего бывает стресс у первоклассника и как можно защитить ребенка?