Родители первоклашек переживают не меньше, а то и больше детей, идущих в первый раз в первый класс. Уже зная, что такое школа, какие сложности могут поджидать ребёнка, грызущего гранит науки, взрослые стараются помочь новенькому школьнику. И из самых лучших побуждений совершают немало ошибок, которые начинают мешать учиться, влияют на отношение к урокам, школе, на здоровье ребёнка и атмосферу в доме. MedAboutme рассказывает про самые распространенные ошибки родителей первоклассников, которые вредят и детям, и взрослым.
Ошибка №1: собирать за ребёнка портфель
Разумеется, на начальном этапе помогать собирать школьные принадлежности надо. Это такой же навык, как одеваться и чистить зубы, и родители показывают ребёнку наиболее эффективный вариант выполнения задачи. Но помогать — не означает собирать за школьника все учебники или контролировать каждый этап. Способ «родители собирают, ребёнок смотрит и учится» не поможет, навыки отрабатываются исключительно через практику.
Как правильно? Направляйте ребёнка вопросами: «Какие уроки будут завтра? Что нужно принести на урок ИЗО? Все ли нужное лежит в пенале? Давай проверим, все ли на месте» и т. д.
Если же ради экономии времени и спокойствия взрослого постоянно собирать портфель будут родители, отдавая его ребёнку перед дверью в школу, то очень быстро это станет обязанностью родителей, а не зоной ответственности ученика. И помнить в ближайшие годы о том, что завтра на ИЗО нужен пластилин, а не краски, придется маме с папой.
Ошибка №2: школа — чудесное и очень интересное место
Опасаясь, что ребёнок школу не полюбит и учиться ему не понравится, взрослые (и чаще всего это старшее поколение) начинают убеждать детей заранее, что в классе будет полно друзей, на уроках все очень интересно, и вообще в школу надо бежать с радостью.
На самом деле и на уроках можно заскучать, и друзья появляются не сразу и не у всех, да и ситуации могут возникать разные. Поэтому не стоит впадать в преувеличенные восторги. А вот что надо делать: обязательно слушать ребёнка, узнавать его впечатления о школе и не возмущаться, даже если он признается, что не особенно-то ему школа понравилась. Иначе коммуникационные потоки нарушатся, ребёнок решит, что его не понимают, и рассказывать будет все меньше.
Ошибка № 3: домашняя работа должна быть идеальной
Во-первых, во многих странах от домашней работы в начальной школе отказываются совсем, она — не самый эффективный способ закрепления знаний. Да и в России в первом классе выполнение «домашки» не обязательно, и рекомендуется ее делать исключительно по желанию ребёнка. Кстати, дети в первом классе воспринимают педагога как авторитета даже большего, чем родители, во всем, что касается учебы. Поэтому довольно часто первоклашки сами охотно садятся дома за учебники и тетрадки. Такое стремление стоит ценить, но принуждать к выполнению необязательного домашнего задания не надо.
А во-вторых, уж тем более не надо добиваться безошибочного выполнения упражнений и задач, заставляя ребёнка переписывать готовую работу. Отдельно потренировать чистописание или правила сложения можно, но не в принудительном порядке и не во время выполнения домашней работы. Это приводит к переутомлению, снижению мотивации к учебе и семейным конфликтам.
Ошибка №4: родители как строгие критики
В первом классе отметок не ставят, и это не случайно. Дети еще не могут отделить себя от цифры в дневнике, и «двойки» с «тройками» воспринимают как личную критику. Плохая отметка — значит, я плохой ученик и человек в целом. Если родители берут на себя функцию педагога и начинают оценивать работу ребёнка («Вот тут ты постарался на пятерку, а тут и до тройки не дотянул»), то получаются два варианта развития ситуации. Или невротизированный ребёнок будет стараться получать хорошие отметки ценой своего здоровья и искажения личностных черт, или же перестанет и пытаться, принимая себя «плохим» и «неисправимым». В обоих случаях стремление к знаниям заменяется ожиданием оценки. Поэтому чувствительным к критике первоклассникам отметки ставить не надо даже из самых лучших побуждений.
Вот подчеркивать, что сегодня получилось лучше, чем вчера, надо. Палочки ровнее, задачка решена быстрее, а буквы красивые какие стали! Не надо нацеливать ребёнка на учебу ради отметок. Мотивация «я могу и умею лучше» побуждает учиться и работает эффективнее, чем «родители любят меня за пятерки».
Ошибка №5: перегружать детей дополнительными занятиями
«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…» Такой вариант подходит только ребёнку с устоявшимся расписанием, который успевает учиться, отдыхать и умудряется иметь в запасе пару свободных часов на хобби и кружки. А в первом классе такого практически не бывает, так как времени на отдых требуется больше. Дети, которые еще вчера могли спать в «тихий час», сегодня полностью перестраивают режим, способ общения, их дни перенасыщены правилами и информацией. Даже если родителями кажется, что школьная нагрузка сейчас минимальна, особенно, если ребёнок уже умеет достойно читать и писать, это не повод нагружать первоклашку дополнительными занятиями, какими бы полезными они не были.
Первый класс — это почти целый год адаптации к школе. Сложность учебы в этот период заключается не в содержании учебников, а в необходимости привыкнуть к новому распорядку, адаптироваться к новым видам деятельности, влиться и найти свое место в новом коллективе и привыкнуть к учителям. Это довольно непростое занятие, которое во взрослом мире называется «стрессовой ситуацией». Начало школьной жизни — полноценный ежедневный стресс, требующий огромного количества и физических, и психических ресурсов. Дети — существа с несовершенной регуляцией организма и психики, и эти ресурсы истощаются у них быстрее, чем у взрослых. А значит, вместо дополнительных кружков и уроков пока что стоит побольше гулять и отдыхать. О новых занятиях можно будет подумать после новогодних каникул, если ребёнок не будет уставать от образовательного процесса и проявит желание заняться чем-то еще.