Влияние информационных технологий на здравоохранение – данная тема сегодня обсуждается везде и всюду. Ей посвящаются встречи, статьи, научные работы. Кому-то стремительный прогресс в данной отрасли пришелся по душе, кому-то нет, однако отрицать то, что такие инновации существуют и стремительно развиваются, было бы глупо.
А вот к чему это может привести – вопрос уже не столь однозначный. Как можно судить по результатам различных тематических мероприятий (ярким примером которых может послужить прошедшая в сентябре открытая встреча «IT в медицине: тенденции и перспективы»), мнения экспертов в этом вопросе ощутимо разнятся.
Да что там у экспертов, даже внутри нашей команды дебаты на эту тему не утихают по сей день. Поэтому в преддверии форума инноваций 2015 г. мы решили основательно разобраться в данном вопросе и провели опрос среди врачей и IT-специалистов, занимающих ведущие позиции в своей отрасли. И вот, что у нас получилось:
Александр Антипов
Руководитель направления цифрового здравоохранения ГК «ФОРС»:
На мой взгляд, онлайн-консультации могут стать прекрасным дополнением стандартного визита к врачу. С их помощью пациент может не только получить больше теоретической информации, как говорится, «не отходя от кассы», но также вести электронный дневник, куда информация будет заноситься ежедневно. Благодаря дистанционному мониторингу людям не придется терять драгоценные часы своей жизни в бесконечных очередях. Достаточно будет сдать анализы в ближайшей лаборатории (а какие-то измерения, например, давления, провести дома) и отправить врачу, чтобы тот назначил или скорректировал лечение. Согласитесь, эти данные будут куда более информативны, чем поспешный 10-15-минутный осмотр, который мы имеем на сегодня.
Что до информатизации здравоохранения в целом, то везде (не только в России) данная отрасль все плотнее переплетается с бизнесом. А любой бизнес должен быть экономическим эффективным. Грамотное применение информационных технологий является одним из ключевых драйверов в этом направлении и позволит развивать медицину в направлении 4П:
- Персоноориентированность;
- Профилактика;
- Преемственность;
- Прозрачность.
Таким образом, мы получаем не сокращение рабочих мест, а так называемый подход CONNECTED CARE (интегрированная забота), при котором формируется оптимальное число специалистов в конкретно взятых отраслях, и происходит освобождение врача от задач, не связанных с лечением.
Андраш Густи
Руководитель студии мобильной разработки «Бегемот-Бегемот»:
Онлайн-консультации могут стать неплохим дополнением обычного визита к врачу, но выступить в качестве его полноценной альтернативы им не по силам. В особо серьезных ситуациях врачу, все равно, необходимо будет лично обследовать пациента, дабы не ошибиться с диагнозом, однако, для снижения «бумажной волокиты» данный сервис будет просто незаменим. Если же рассматривать вопрос IT-технологий в медицине глобально, то, нравится это кому или нет, в конечном итоге мы к ним и придем. Человек и так уже окружает себя умными гаджетами. Мобильные устройства, одежда, обувь, часы – все эти вещи уже сейчас могут самостоятельно диагностировать общее состояние человека (пускай и в упрощенном виде). Поэтому в развитии данного направления я лично вижу достаточно много перспектив.
Андрей Черногоров
Ведущий отечественный ИТ-разработчик информационных систем для предприятий:
Сегодня многие увлеченно говорят о преимуществах digital-медицины, забывая о том, что минусов, связанных с IT-инфраструктурой также существует немало. Сегодня одной из ключевых проблем является то, что большинство сервисов телемедицины разработаны на основе проприетарного ПО с закрытым кодом, все технические компоненты которого принадлежат западным компаниям. Иными словами, многие государственные и частные учреждения используют различные программы и сервисы, которые изначально не доступны для проверки тем, кто их установил.
Таким образом, существует риск, что кто угодно сможет получить доступ к информации (ценность которой, я думаю, осознает каждый) и использовать ее во вред лечебному заведению. В частных случаях это может выражаться, например, через разглашение врачебной тайны, в общих – через ценовые манипуляции, вынуждающие клиники переплачивать за препараты.
Александр Константинов
Генеральный директор ООО «МедКарта», основатель сервиса ONDOC.me
Медицинские сервисы<, где врачи консультируют удаленно, смогут не только решить проблему по сокращению врачей, но и станут отличной базой для создания новых рабочих мест.
На западе такие сервисы существуют уже давно. Это может быть как разовый «визит», так и регулярные консультации, в рамках которых врач посылает пациента проходить определенные обследования и периодически вносит коррективы в имеющийся курс лечения.В России же это направление только начинает зарождаться. Приживется ли оно и сможет ли оказывать ощутимое влияние на рынок, говорить пока рано. Первые результаты можно будет оценить не раньше, чем через 3-5 лет. Однако сам факт развития «mHealth» и «eHealth», уже сам по себе является положительным показателем. Эти направления не только помогают на более высоком уровне контролировать состояние здоровья человека и ход лечения, но также выступают хорошим решением для проведения научных исследований и развития здравоохранения в целом.
Марина Сафронова
Представитель Международного Ортодонтического Центра Invisalign
Консультации по интернету помогут отфильтровать второстепенные вопросы от приоритетных и не требующих отлагательств, тем самым немного разгрузив врачей. Однако, полноценную консультацию специалиста «в живую» такая практика заменить не может. Ведь для постановки правильного диагноза и назначения медикаментов требуется осмотр пациента и его личное присутствие у врача.
Сейчас существует мода на диджитал — у многих есть смартфоны, планшеты с доступом в интернет, ставшие новым средством получения информации в нашем быстро меняющемся мире. Выход здравоохранения на цифровой уровень сделает взаимодействие между специалистами и пациентами более эффективным и комфортным. Однако, не стоит забывать о надлежащей защите персональных данных пациентов в медицинских информационных системах.
Марина Спиранде
Директор по развитию Столичной Медицинской Клиники
Довольно многие сегодня приводят понятия визита к врачу и виртуальной диагностики в качестве бескомпромиссных альтернатив, однако стоит понимать, что таковыми они не являются. Онлайн-консультации могут ощутимо разгрузить врачей, избавив их от части работы, но чтобы поставить верный диагноз и назначить правильное лечение врачу так или иначе необходимо будет хотя бы раз увидеть своего пациента. В противном случае, мы рискуем получить много ошибок.