30.06.2016 Обновлено: 17.04.2020 4668

Ничего лишнего: как внедряются IT в здравоохранение России

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

В «нулевых» российское правительство с удвоенной силой заговорило об информатизации здравоохранения. Речь шла о том, что данные о пациентах нужно хранить в электронных медицинских картах (ЭМК), а все лечебно-профилактические учреждения должна связать между собой Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ). Крайним был назначен 2015 год, однако в его начале появилась новая дорожная карта Минздрава России, в которой речь идет уже о 2018-м. 

руководитель направления «ИТ в здравоохранении» компании Philips в России и СНГ Сергей ЛавановО том, почему трудно прогнозировать будущее, и «подводных камнях» информатизации здравоохранения рассказал в интервью MedAboutMe руководитель направления «ИТ в здравоохранении» компании Philips в России и СНГ Сергей Лаванов.

— Сергей, в 2013 году эксперты предсказывали, что массового внедрения IT в ежедневную деятельность медицинских работников следует ожидать не ранее 2015-2016 года. На дворе 2016, случилось ли?

— Все к этому двигалось, причем достаточно уверенно. Сейчас уровень информатизации намного выше, чем это было несколько лет назад, и в некоторых регионах уже в полной мере можно по достоинству оценить такие сервисы, как электронная медицинская карта пациента, архивы медицинских изображений и многие другие. При массовом внедрении IT медучреждения сталкивались с определёнными сложностями, например, с отсутствием стандартов электронной медицинской карты или типовых требований к медицинской информационной системе... Но надо отдать должное, Минздрав и другие ведомства решали проблемы по мере их возникновения. Требования к информационным системам и сервисам, а также дорожная карта развития ЕГИСЗ и федеральных сервисов — это именно то, чего не хватало, поскольку никто не понимал, как медицинская информационная система должна выглядеть: каким минимально необходимым функционалом она должна обладать и как она будет связана с другими системами и сервисами.

— Насколько сами медучреждения готовы к внедрению таких систем? Не встречается ли сопротивление?

— Мое личное наблюдение — в российской практике, когда шла программа модернизации и информатизации, ощущалась нехватка хороших управленцев. Не секрет, что руководители многих медицинских учреждений — прекрасные врачи и надо отдать им должное. Однако на этапе информатизации здравоохранения обнаружились пробелы в некоторых их компетенциях, начиная от выбора оптимальной медицинской информационной системы, понимания роли и значения IT, заканчивая комплексным управлением медицинского учреждения, развитием персонала и так далее. Именно недостаток управленческих навыков в области менеджмента медицинского учреждения в новых рыночных реалиях не позволяет проводить информатизацию ускоренными темпами.

У нас, например, есть отдел консультантов, цель которых помочь руководителям любого профиля посмотреть на медицинское учреждение со всех сторон, выявить какие-то «узкие места», обратить внимание руководителя на них и предложить варианты их решения, в том числе проконсультировать руководителей медицинских учреждений по стратегическому развитию.

— Вы упомянули «узкие места». А если смотреть глобально, то в чем «узкое место» информатизации здравоохранения? То есть, это власти, врачи не готовы или администрации медучреждений?

— Здесь есть несколько проблемных зон. В том числе, со стороны медицинского персонала: все привыкли работать по старинке и переломить чисто психологически подходы в работе достаточно сложно. Раньше специалисты работали с информацией на бумажных носителях, и это вполне их устраивало. В этой связи возникает законный вопрос: зачем вообще нужна информационная система? И здесь, на наш взгляд, не хватало именно правильной коммуникации со стороны главных врачей, со стороны Минздрава на уровень ниже. Информационное сопровождение проходящих изменений, их важности и необходимости — важное слагаемое успеха.

Есть другая достаточно известная проблема: посчитать экономический эффект от внедрения медицинской информационной системы крайне сложно — он будет ощутим 3-5 лет спустя. Медицинский персонал и главные врачи привыкли оперировать тем, что осязаемо, что можно прощупать, в частности, медицинским оборудованием. Когда речь идет о программном обеспечении, то все это неосязаемо. Ценообразование и то, какую выгоду такая система приносит, были не очевидны. На первых порах это отпугивало: есть нечто, что нельзя пощупать, но оно стоит существенных денег.

Решения для регионов

Решения для регионов. Источник: Philips в России и СНГ

— Информатизация выглядит, как решение для крупных больниц и крупных городов. Насколько это вообще может быть реализовано в регионах?

— Прежде, чем взять какие-то информационные технологии, нужно понять проблематику медицинского учреждения конкретного региона. Например, Республика Саха (Якутия), где есть несколько крупных городов – территория колоссально большая. Очень много населенных пунктов находятся за сотни, а может быть и тысячи километров от районных центров. В них также нужна квалифицированная медицинская помощь.

Для таких регионов решение может выглядеть следующим образом: есть фельдшерско-акушерский пункт, есть обученный персонал, у которого есть, скажем, на руках подключенный к интернету планшет с условной формой медицинской карты. И во время проведения осмотра специалист сразу же напрямую вносит в ЭМК данные. Далее эта инф