В помощь молодым родителям сегодня создана масса приспособлений – и если часть из них по-настоящему бесценна, то немало таких вещей, которые оказываются пустой тратой денег. А есть и такие, что тормозят развитие малыша. При этом одна и та же вещь может оказаться как весьма полезной сначала, так и вредной потом. MedAboutMe составил рейтинг приспособлений, которые надо вовремя убрать.
Одноразовые подгузники
Настоящее изобретение XX века, одноразовые подгузники стали спасением для семей с младенцем в доме. Не надо больше стирать обкаканную марлю и опасаться протечек. И все мифы о вреде «памперсов» для детей – особенно мальчиков – уже опровергнуты.
Факт!
Исследованиями доказано, что одноразовые подгузники не вредят коже, не вызывают появление опрелостей и уж точно не способствуют бесплодию у мальчиков. Если говорить о последнем, то в «многослойном пироге» из влажной марли и клеенки яички подвергались воздействию повышенной температуры намного чаще.
Важно только пользоваться подгузниками правильно, что одноразовыми, что многоразовыми. У последних тоже есть немало преимуществ – о них мы рассказали в отдельной статье.
А за что же эти подгузники попали в список вредностей?
- Во-первых, они настолько удобны, что мамы нередко забывают – нежной и тонкой коже малыша почаще надо «отдыхать» и проветриваться. С марлевыми это было и так понятно, а вот с одноразовыми – не всем.
- В-вторых, и это самое важное: время приучения к горшку смещается. В среднем готовность ребёнка обходиться без подгузников приходится на 1,8-2,3 года: нервная система «дозревает» медленнее, чем 30 лет назад, когда к году-полутора уже было принято освоить горшок.
Все дело в том, что в хорошо впитывающем «попинсе» нервная система не получает сигналы раздражения. Это не хорошо и не плохо: но если не давать возможность ребёнку начать приучаться к горшку вовремя, этот процесс может затянуться очень надолго – в зарубежных странах, например, 4-5-летние дети в «памперсах» не редкость.
Вывод: подгузники хороши, если снимать их вовремя.
Соска-пустышка
В первый год жизни, пока у ребёнка еще силен сосательный рефлекс, пустышки – тоже спасение, особенно для малышей на искусственном вскармливании. Груднички тоже порой любят соски, и ничего в этом страшного нет. Если соблюдать правила безопасности:
- Вовремя заменять соску, регулярно осматривая ее на наличие трещинок, дырочек, отрывающегося края у держателя.
- Часто мыть (достаточно воды с детским моющим средством, кипятить соски не надо).
- Заменять соски по возрасту.
А вот после 8-9 месяцев сосательный рефлекс угасает, и поддерживать его уже не надо. Нужно постепенно отучать малыша от пустышки. Особенно вредно создавать явную связь «малыш расстроился – надо дать соску для успокоения», так отучаться будет сложнее.
Чем грозит позднее отучение от соски? Нет, вовсе не комментариями бабушек на лавочке, как стыдно в этом возрасте ходить с пустышкой. Длительное сосание нарушает прикус, зубной ряд смещается – а это грозит долгим лечением в будущем. Кроме того, ученые доказали, что любовь к соскам в возрасте становления речи – то есть после года – развитие этой речи серьезно замедляет. В общем, пользуйтесь соской с умом!
О том, как правильно отучать малыша от пустышек, мы написали статью с лайфхаками для родителей.
Ходунки и прыгунки
Они, конечно, развлекают ребёнка и освобождают руки родителей. Однако вредят – вне зависимости от возраста. Если ребёнок пока не может ходить сам, значит, его опорно-двигательный аппарат, мышцы, кости и связки недостаточно окрепли. И пыпаться поставить его прямо и дать прыгать или топать – значит резко повысить нагрузку на позвоночник, тазовую область и ноги. Результат – от нарушений моторных функций (малыши часто очень долго учатся держать баланс после таких приспособлений, ходят на цыпочках) и частых травм до дефектов мышц и костей.
Детские коляски и слинги
Тут все также, как и с подгузниками: до определенного возраста коляски, переноски, слинги и кенгуру – отличные помощники! Цены им нет в поддержке молодых родителей. Со слингами все даже еще интереснее: первые месяцы он ускоряет развитие малышей в сравнении с колясками. Это выяснили на примере наблюдения за африканскими племенами, где дети проводят первые годы, буквально не слезая с мамы. До полутора лет их развитие резко опережает европейских малышей, а вот затем начинается торможение.
В Институте нейрофизиологии и психологии г. Честер (Великобритания) тоже выяснили, что избыточное использования колясок и переносок создает помеху в развитии физических, социальных, когнитивных навыков. В школе такие малыши более пассивны и хуже учатся.
Телефоны, планшеты, телевизоры
То есть все, что занимает ребёнка, захватывает его внимание, но не требует взаимодействия. А ответные действия – главное условие развития. Увидеть, услышать, повторить – так учатся дети. И даже «интерактивные мультики» не способны вовлекать ребёнка так, как нужно для обучения. Чаще всего все сводится к простому повтору, но не к осмыслению, переработке новой информации и навыков и их самостоятельному воспроизведению. В этом плане даже обычные «ладушки» работают намного лучше!
Кроме того, быстрая смена картинок перегружает зрение и мозг ребёнка. И хотя на возникновение близорукости экраны не влияют – это тоже уже доказано – но вот временные спазмы, головная боль, капризы точно обеспечены.
«Развивающие» игрушки со звуком
Таких игрушек – море. И речь не о мишке, который может рассказывать сказки, а о различных панелях, машинках, куклах и «пианино», которые буквально «манипулируют» ребёнком. У них есть программа действий, которую надо выполнять, чтобы добиться результата. В итоге ребёнок ограничивается пассивным созерцанием и бесполезным для развития нажатием кнопок. В таких игрушках нет простора для фантазии, изменений роли, экспериментов – а значит, нет самого смысла игры.
Важно!
Дополнительная проблема некачественных игрушек – неправильная речь и произношение, которые копирует малыш.
Игрушки-монстры и игрушки с заданным выражением лица
Не зря старинные куклы позволяли себе максимум намек на улыбку: это открывает простор для игр ребёнка. Он может представлять себе разные эмоции куклы, мишки или солдатика в разных ситуациях, приспосабливать ее ко всем играм – что в дочки-матери, что в войну или в детский сад. Такие игры помимо развития помогают выполнять психотерапевтическую функцию, повторять ситуации, которые чем-то важны ребёнку, побеждать страхи.
Куклы тильды наиболее близки к вариантам игрушек, которые полностью одобряются специалистами. Конечно, они не всем по вкусу, но можно ориентироваться на их упрощенное выражение лица как пример.
Если игрушка создана только для одной функции – то она и будет применяться только в одной ситуации. Можно, конечно, докупать целые серии – но лучше помочь ребёнку развивать творческое начало.
Отдельный разговор – фигурки монстров. Не стоит «радовать» малыша игрушкой с нарушенными пропорциями, особенно выражающей агрессию. Это приводит к искажениям восприятия и, опять же, ограничивает развитие, так как в играх ребёнок часто отождествляет себя с игрушкой или ее близким другом.
В категорию «монстров», кстати, попали и такие распространенные куклы Барби. Они настолько далеки от правильных пропорций, что психологи уже давно бьют тревогу. Подробнее читайте в статье «Монстр-инвалид, или если бы кукла Барби была настоящей».