Антибиотики стали самыми популярными лекарствами: судя по опросам, они хранятся в аптечках у 97-процентов россиян. Советы от специалистов о том, как следует правильно принимать антибиотики — в нашем новом расследовании.
Сражение человечества с микробами не прекращается ни на секунду, и эта битва, в которой антибиотики — наше главное оружие, стала величайшей мировой войной. Противника можно увидеть лишь в микроскоп, но ему нет числа.
Биологи подсчитали, что в каждом человеке обитают примерно четыре килограмма различных микроорганизмов. Конечно, абсолютное большинство из них приносит нам пользу, но сегодня речь пойдёт о врагах.
Холера, брюшной тиф, сибирская язва, туберкулёз, малярия, чума, сифилис и прочие болезни, вызванные различными опасными бактериями выкосили людей гораздо больше, чем пушки — страшные эпидемии ещё в недавнем в прошлом опустошали города и страны. В европейских городах на площадях до сих пор стоят «чумные столбы» — памятники погибшим от «мора» землякам. Перелом в сражении с микробами случился только в середине прошлого века, когда медики стали применять антибиотики. Тогда казалось, что это почти панацея, что ужасные болезни побеждены и вскоре их можно будет лечить проще, чем насморк.
Но крошечные микробы оказались весьма умными существами — они научились вырабатывать устойчивость к антибиотикам. Биологи поражаются такой прыти — за последние семьдесят лет опасные бактерии мутировали сильнее, чем за предыдущие миллиарды лет!
«Мир находится на пороге кризиса, вызванного стремительно растущей устойчивостью микробов к антибиотикам», — утверждает генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен. — «Каждый новый антибиотик в любой момент может стать бесполезным».
Как гнилая дыня армию спасла
История антибиотиков полна легенд. По одной из них, сын шотландского фермера Александр Флеминг в юности якобы вытащил тонущего в болоте Уинстона Черчилля, а в благодарность получил возможность учиться на медицинском факультете. А потом, в 1943-м году, Флеминг вновь спас Черчилля от смерти — изобретенный доктором пенициллин помог британскому премьер-министру победить болезнь. Сам Александр Флеминг называл эту историю красивой сказкой. А ещё он не любил, когда его величали «изобретателем пенициллина». Получая Нобелевскую премию, он скромно заявил, что это лекарство создала природа, а он лишь более пристально посмотрел на то, что уже заметили другие и дал пенициллину имя.
Первый антибиотик в истории человечества своему открытию обязан цепочке счастливых случайностей. Летом 1928-го года, уезжая с семьей в отпуск, доктор Флеминг оставил в лаборатории чашки с бактериальными культурами — видимо, помыть их не хватило времени. Прохладная погода способствовала росту плесени, а наступившее затем потепление вызвало бурный рост бактерий. Вернувшись из отпуска, врач с удивлением обнаружил, что в чашке с плесенью бактерии золотистого стафилококка почти погибли, хотя в других емкостях они многократно размножились. Александр Флеминг выделил из плесени вещество, которое назвал пенициллином.
Он написал об этом открытии в медицинском журнале, но вводить новый препарат в клиническую практику не спешил, считая вещество недостаточно чистым.
Поразительно, но Флеминг использовал раствор пенициллина для того, чтобы рисовать картины — он создавал свои шедевры разноцветными штаммами микробов на пропитанном питательной смесью картоне. Обмакнув кисточку в раствор пенициллина, доктор обводил контуры и бактерии не расползались. Такой вот оригинальный опыт, наглядная иллюстрация силы пенициллина.
Про первый антибиотик вспомнили, когда разразилась Вторая мировая война — в госпиталях от инфекций, вызванных попадавшими в раны микробами, солдаты умирали чаще, чем на поле боя от осколков снарядов и пуль. Пенициллин начали производить в Великобритании и в США в массовых масштабах. Флеминг и его коллеги специально не стали патентовать новое лекарство — они хотели сделать его доступным для всех.
Любопытно, что плесень, нужную для изготовления пенициллина, американские биохимики взяли с гнилой дыни, которую принесла им с рынка жительница штата Иллинойс Мэри Хант. Так что всё лекарство, которое спасло армию США, родилось из одного перезревшего плода.
Уже в 1944-м году случаи газовой гангрены у раненых американских солдат в госпиталях стали редкостью.
В СССР учёные шли своим путём, в годы войны — профессор Зинаида Виссарионовна Ермольева и её коллеги из Всесоюзного института экспериментальной медицины в 1942-м году получили пенициллин не хуже американского и британского.
«Наш пенициллин получил название крустозин ВИЭМ, он был отправлен в госпитали и спас жизнь тысячам раненым» — вспоминала сотрудница института Тамара Иосифовна Балезина. — Крустозин стал оружием Победы».
Триумф и разочарование
После Второй мировой войны пенициллин и другие антибиотики начали триумфальное шествие по больницам на всех континентах. Новые лекарства пригодились не только в медицине, но и в сельском хозяйстве. Выяснилось, что антибиотики не только лечат птиц и животных, они помогают им быстрее набирать вес. Антибактериальные препараты стали применять настолько широко, что сам Флеминг пришёл в ужас. Он предупреждал, что бактерии способны вырабатывать устойчивость к антибиотикам, что применять их следует с большой осторожностью, лишь когда жизнь идёт о жизни и смерти.
Его коллега и соавтор Говард Флори, тоже получивший Нобелевскую премию за пенициллин, настаивал на том, что этот препарат нельзя продавать в аптеках так же свободно, как аспирин.
Но «отцов пенициллина» не очень-то слушали. Фармацевты были полны радужных планов — мол, новые поколения антибиотиков будут ещё сильнее, мощнее.
Антибактериальные препараты действительно творили чудеса — излечивали больных, которые прежде казались безнадёжными.
В России в городе Задонске стоит «памятник пенициллину». Его на свои деньги построил местный врач Юрий Седов, кандидат ветеринарных наук. Мне довелось встретится с этим замечательным доктором.
«Историки подсчитали — пенициллин спас двести миллионов человеческих жизней, — рассказывал мне Юрий Дмитриевич, показывая памятник — огромную ампулу на пьедестале. — И в медицине, и в ветеринарии этот препарат произвёл настоящую революцию. Конечно, антибактериальные препараты нужно применять разумно, только по назначению врача. Иначе беды не миновать».
В 2001-м году, когда Седов открывал памятник пенициллину, проблема ризистентности (то есть нечувствительности) к антибиотикам не казалась такой глобальной.
Сейчас медики считают её проблемой номер один. Президент Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии доктор медицинских наук Роман Козлов на состоявшемся в нынешнем году международном конгрессе назвал стремительно растущую ризистентность к антибиотикам «мировой угрозой».
«В последние годы во всём мире отмечается значительный рост устойчивости возбудителей внебольничных и нозокомиальных (госпитальных) инфекций к антимикробным препаратам, — отмечает Роман Сергеевич Козлов. – Возникновение антимикробной резистентности является естественным биологическим ответом на использование антимикробных препаратов, способствующее отбору, выживанию и размножению резистентных штаммов микроорганизмов.
Резистентность имеет огромное социально-экономическое значение и в развитых странах мира рассматривается как угроза национальной безопасности».
В войне с бактериями врачи вынуждены применять всё новые и новые силы — описание всех известных антибиотиков, применяемых в медицине, составит толстый том.
Классификация: каждому — своё
Антибиотики — это очень большая семья препаратов, которую учёные классифицируют по химической структуре. Проще, говоря, как у людей — по близкому или дальнему родству. А ещё — по происхождению — природные (то есть созданные из плесневых грибов, растений, тканей животных, рыб и прочих природных субстанций), полусинтестические (структура природного препарата изменена в процессе производства) и синтетические (созданы химическим путём).
Кроме того, антибиотики делят на две группы по способу их воздействия на микроорганизмы: бактерицидные антибиотики вызывают гибель микробов, бактериостатические — препятствуют их размножению. Кстати, воюют с микроорганизмами антибиотики разными методами: препятствуют синтезу нуклеиновых кислот микробов или мешают синтезу клеточной стенки бактерий, нарушают синтез белков, или же блокируют функции дыхательных ферментов.
Антибиотики делят по направлению их действия — антибактериальные, противогрибковые и противоопухолевые. Ну, и ещё по спектру воздействия на виды микроорганизмов — широкого или узкого (широкие — выметают почти всё подряд, а узкие — выборочно, они не подавляют полезную микрофлору).
В выборе нужного для лечения антибиотика лучше всего довериться врачу, среди множества антибактериальных препаратов доктор назначит именно тот, который подходит конкретному пациенту.
Вот список классификации антибиотиков по группам — ещё один аргумент в пользу того, что ориентироваться в семье антибиотиков неспециалисту сейчас очень сложно:
- Производные пенициллина: бензилпенициллин, метициллин, нафциллин, карбпенициллин и тикарциллин, мециллам и азлоциллин.
- Цефалоспорины — ближайшие родственники пенициллинов. Их уже несколько поколений — последние цефтолозан, цефтопиброл.
- Макролиды: азитромицин, ровамицин, джозамицин. Они считаются одними из самых безопасных антибактериальных препаратов, их назначают даже беременным. Азалиды и кетолиды — разновидности макролидов, имеющие отличия в структуре активных молекул.
- Аминогликозиды: гентамицин, амикацин, канамицин.
- Тетрациклины: тетрациклин, доксициклин, миноциклин.
- Фторхинолоны — синтетические препараты, делятся на первое поколение (пефлоксацин, ципрофлоксацин, норфлоксацин) и второе (левофлоксацин, моксифлоксацин). Используются чаще всего для лечения инфекций ЛОР-органов и дыхательных путей.
- Линкозамиды. К этой группе относятся природный антибиотик линкомицин и его производное клиндамицин.
- Карбапенемы: имипенем, меропенем, эртапенем. Это одни из самых современных и мощных антибиотиков, действующих на большое количество микроорганизмов. Применяются в особо сложных случаях.
- Полимиксины: полимиксин М и В. Узкоспециализированные препараты, используемые для лечения инфекций, вызванных синегнойной палочкой.
- Противотуберкулёзные: рифампицин, изониазид и ПАСК.
- Противогрибковые (для лечения микозов): амфотирецин В, нистатин, флюконазол.
- Противолепрозные препараты: диафенилсульфон, cолюсульфон, диуцифон. Используются для лечения проказы, которая сейчас почти искоренена.
- Антрациклиновые антибиотики: доксорубицин, карминомицин, рубомицин, акларубицин. Применяются как противоопухолевые препараты.
Бактерии-мутанты наносят ответный удар
«Нас бьют, а мы крепчаем!» — эта пословицу микробы могли бы сделать своим гимном. Получается замкнутый круг — антибиотики новых поколений становятся всё сложнее и дороже, а возбудители опасных болезней, отведав новинки на вкус, быстро мутируют так, что придуманные учёными антибактериальные препараты со временем становятся бесполезными.
«Такие обычные вещи, как ангина или царапина на коленке у ребёнка, снова станут смертельно опасны, — заявляет глава ВОЗ Маргарет Чен. — Условия для этого кризиса формировались десятилетиями. Основными причинами для него является некорректное использование антибактериальных препаратов, которые выбираются неправильно, принимаются слишком часто или слишком длительно».
Проще говоря, получается, что «недобитые» бактерии не просто учатся защищаться от антибиотиков, вырабатывая особые ферменты, но и передают эту способность своим потомкам.
Появились супер-микробы, устойчивые сразу к нескольким лекарствам, даже к новейшим карбапеменам, которые называют «антибиотиками последнего шанса».
Вышло так, например, что примерно шестнадцать процентов синегнойных палочек (этот вид бактерий вызывает госпитальные инфекции) устойчивы ко всем видам медпрепаратов.
Известный британский микробиолог Питер Хоуки недавно привел печальную цифру — в странах Евросоюза от бактериальных инфекций, устойчивых к антибиотикам, умирают 25 тысяч человек ежегодно.
«Это всемирная проблема — границ у нее нет», — считает профессор Питер Хоуки.
Микроорганизмы мутируют так быстро, что ведущие мировые фармацевтические компании не успевают создавать новые поколения антибиотиков. Ещё недавно, лет десять назад, почти каждый месяц фармацевты выпускали на рынок новые лекарства для антибактериальной терапии. А сейчас — всего три-четыре новых антибиотика в год.
«На разработку и производство нового антибиотика нужно примерно миллиард долларов, — сетует профессор Роман Козлов. — Фармацевтам невыгодно выпускать препараты, которые спустя несколько лет могут стать бесполезными».
Однако не всё так печально — финансирование исследований в области антибактериальных препаратов взяли на себя правительства многих стран. Учёные ищут новые лекарства, которые будут эффективнее всех нынешних антибиотиков и не теряют надежды.
Советы специалистов
В НИИ антимикробной химиотерапии (он действует при Смоленской государственной медакадемии), который возглавляет Роман Козлов, отметили поразительный факт — антибиотики хранятся в аптечках у 97 процентов россиян. И при этом примерно половина населения страны ошибочно считает, что антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы.
Профессор Козлов и его коллеги разработали и поместили на сайте своего НИИ советы, которые наверняка будут полезны многим пациентам. Вот их краткое изложение:
- Антибиотики эффективны только при инфекционных заболеваниях, возбудителями которых являются бактерии.
Их бесполезно применять самостоятельно при простудных заболеваниях, повышении температуры, расстройстве кишечника.
- Применять антибиотики нужно только тогда, когда врач установит диагноз инфекционного заболевания и назначит конкретный препарат.
Каждый антибиотик имеет свой спектр действия, то есть действует только на определенные чувствительные к нему микроорганизмы.
- Самолечение антибиотиками опасно, оно способствует распространению инфекций.
Самостоятельное применение антибиотиков может привести к «стиранию» признаков заболевания, и его будет очень трудно выявить. Неэффективное лечение антибиотиком может привести к хроническому течению заболеваний.
- Только врач — а не фармацевт — может определить необходимую дозу и длительность применения антибиотика.
Только врач может учесть возможные взаимодействия между препаратами и подобрать наиболее безопасный для пациента антибиотик.
- Применять антибиотики следует под наблюдением врача.
И необходимо сообщать ему о любых изменениях самочувствия на фоне лечения.
- Недопустимо принимать антибиотики с истекшим сроком годности.
Особенно осторожно следует применять антибиотики детям, беременным и кормящим женщинам.