По статистике, 15-40% детей имеют сложности с обучением в школе, и у многих из них проблемы возникают с математикой. Иногда причина кроется в неправильной организации учебного процесса, порой сложности появляются из-за конфликта с учителем. Но в 3-6% случаев виной всему не лень или неорганизованность школьника и даже не квалификация педагога, а нарушение в работе нервной системы под названием дискалькулия. Почему дети и взрослые не могут считать — в статье MedAboutMe.
Что такое дискалькулия
Дискалькулия — это термин, объединяющий различные нарушения понимания и подсчета чисел. При этом состоянии человек не узнает цифры зрительно или на слух, не понимает, что такое число, не может складывать, вычитать или производить другие действия с числами.
Дискалькулия, как правило, выявляется в младшем школьном возрасте. Уже в первом-втором классе родители замечают, что ребенку тяжело дается математика. Школьник не воспринимает числа, не может выполнить порой простейшие действия — даже если очень старается и занимается с репетиторами. Но это бесполезно — так устроен его головной мозг: он просто не может считать.
В последние годы, когда в моду вошли практики раннего развития детей, дискалькулия зачастую выявляется еще в дошкольном возрасте — на том этапе, когда ребенок начинает заниматься на подготовительных курсах перед школой или в центрах развития. Редко, но бывает и наоборот, когда дискалькулию обнаруживают уже у подростка. Как правило, в этих случаях симптомы стерты.
У взрослых людей дискалькулия может быть вторичной, возникающей после травм, инфекций и иных состояний. В этом случае человек до заболевания считает нормально, а после — не может справиться с цифрами.
Почему человек не может считать
Дискалькулия возникает при поражении коры головного мозга. Чаще всего это проблемы со стороны теменной доли мозга. Но нередко выявляются нарушения и в других отделах — лобной или затылочной доле. Иногда дискалькулия сочетается с другими заболеваниями нервной системы.
Вот самые частые причины развития дискалькулии:
- Перинатальное поражение нервной системы. Это самая частая причина развития дискалькулии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Негативные воздействия в период внутриутробного развития приводят к нарушению кровотока в различных отделах мозга — и создают условия для развития подобных нарушений.
- Нарушение кровотока в мозговых сосудах. Например, после перенесенного инсульта у взрослых нередко выявляется дискалькулия.
- Дегенеративные заболевания нервной системы. Дискалькулия нередко сопровождает деменцию, болезнь Альцгеймера и др.
- Черепно-мозговые травмы. Ушибы головного мозга с образованием кровоподтеков, а также сотрясения могут стать причиной дискалькулии.
- Инфекции. Вирусные и бактериальные менингиты и энцефалиты часто приводят к нарушению способности воспринимать цифры.
- Опухоли головного мозга. При сдавлении отделов мозга растущей опухолью могут быть самые разнообразные очаговые нарушения — в том числе и дискалькулия.
- Интоксикация. Прием токсических веществ может привести к необратимым повреждениям отдельных зон мозга и нарушить восприятие цифр.
- Аномалии развития мозга. При пороках развития дискалькулия чаще выявляется в детстве и сочетается с другими нарушениями.
- Генетические заболевания. В этом случае дискалькулию также диагностируют рано, и она редко остается единственным симптомом.
Какой бывает дискалькулия
По механизму возникновения дискалькулия бывает:
- Первичная — при поражении счетного центра в теменной доле мозга.
- Вторичная — при поражении других зон коры, так или иначе участвующих в счете.
Вторичная в свою очередь делится на несколько разновидностей:
- Оптическая — когда человек не может прочитать цифры. Возникает при сбое в работе затылочной части коры.
- Акустико-мнестическая — когда человек не воспринимает цифры на слух и не запоминает их. Появляется при нарушениях в височной доле коры и сочетается с ухудшением или потерей памяти.
- Сенсорная — человек также не способен к слуховому восприятию цифр. Возникает при поражении височной доли мозга. Сочетается с нарушениями речи.
- Лобная — когда человек знает цифры, но не может производить операции с числами. Возникает при нарушении в работе лобной доли мозга. Сочетается с другими нарушениями.
Как распознать нарушения счета
При первичной дискалькулии человек не понимает, что это вообще такое — число. Например, он не видит разницы между 132 и 123, не способен различать и сравнивать числа между собой, не может выполнять даже простейшие арифметические действия. Как правило, у него возникают и другие проблемы. При такой патологии человек часто не различает «лево» и «право», не может сориентироваться в пространстве.
При вторичной дискалькулии, как правило, симптоматика гораздо обширнее. Человек не может распознать и назвать число, путается в арифметических действиях, не способен запомнить числа на слух и др. Как правило, становятся заметными признаки поражения и других долей мозга. Тогда у больного нарушается речь, могут быть провалы в памяти, трудности при выполнении некоторых действий.
Что делать
При подозрении на дискалькулию нужно обратиться к специалисту и пройти обследование:
- Осмотр невролога. У детей также проводят оценку нервно-психического развития — нужно понять, соответствует ли оно возрасту.
- Осмотр психиатра. Иногда дискалькулия сопутствует психиатрическим заболеваниям.
- Арифметическое тестирование. С помощью этого обследования врач может выявить форму дискалькулии, выставить точный диагноз.
- МРТ головного мозга. С помощью этого обследования можно выявить очаговые нарушения, которые способны привести к такой патологии.
При подтверждении диагноза лечение назначает врач-невролог. Применяются препараты, которые улучшают мозговой кровоток, влияют на обмен веществ, улучшают внимание, память и мышление. Прогноз будет зависеть от причины развития дискалькулии, сопутствующей патологии и иных факторов.
Использованы фотоматериалы Unsplash