Современный житель мегаполиса — человек мобильный и активный, считающий не денежные знаки, а количество свободных минут. Для него термин «быть здоровым» тождественен «быть модным». В среднем около 1000 сообщений в день падают в зону его внимания посредством мессенджеров, электронной почты, звонков, смс-уведомлений. Глаза перестали быть просто органом чувств и зрения, ответственным за светоощущение и распознание цвета предметов, они стали персональным прибором считывания и анализа данных. Как результат, около 20 млн. российских граждан страдают различными офтальмологическими заболеваниями. Особую группу представляют люди с диагнозом «миопия», иначе — близорукость.
Глаза боятся. Как болезнь 21 века — миопия — захватывает новые территории
С каждым годом численность близоруких людей увеличивается в разы. Эволюция модифицирует человека в том направлении, которое целесообразно в данный момент развития. Мы перестали охотиться на мамонтов и сели за мониторы. Как следствие, природа посчитала, что близорукость — наиболее подходящая оптика для данного характера жизни и работы индивида.
При близорукости человек плохо видит далеко расположенные предметы, а предметы вблизи — относительно хорошо.
По данным исследования специалистов из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) и сингапурского Института исследования зрения, к 2050 году каждый второй житель Земли будет носителем диагноза «близорукость» (это 49,8% от общей численности населения Земли согласно расчетам ООН, к середине века на планете будет жить 9 725 147 994 человек).
Группа риска. Близорукости все равно — богатый пациент или бедный
Для каждой возрастной группы характерен свой превалирующий спектр заболеваний.
В первую очередь такое глазное заболевание, как миопия настигает представителей бизнес-сегмента. И предпосылки кроются не столько в генетических, сколько в антропогенных факторах.
Профессиональная деятельность у большинства смещается на близкое короткофокусное расстояние с редкой сменой фокусировки. Бизнесмен 21 века похож на супермена — все происходит на пределе возможностей и возможного. Он уделяет много времени внешности и здоровью: диагностика, спорт, правильное питание, здоровый сон, отказ от алкоголя и табака. Но парадокс в том, что порой доходящее до абсурда следование ЗОЖ не спасают даже сверхчеловека от симптомов болезни. 70% заболевание определяет генетика и лишь 30% — вредные привычки и окружающая среда. Если наследственно недуг не переходит из поколения в поколение, то действуя в жестких ритмах своей среды: цейтнот, стрессы, эмоциональное выгорание и срывы — высока вероятность проявления симптомов миопии.
Провоцирует приобретенную миопию беспрерывная работа за монитором, чтение электронных книг при слабом освещении, ночные компьютерные игры, просмотр телевизора — при работе в таком режиме и положении происходит гипертрофия ресничной мышцы, нарушается процесс ее расслабления, что и приводит к последствиям, когда, всматриваясь в даль мы не можем сфокусироваться на изображении. Многие пользователи гаджетов знают, что подсветка, создаваемая мобильными телефонами, как правило, намного ярче, чем электронные книги. Такая особенность самостоятельно излучать свет характерна для TFT-дисплеев, что негативно отражается на зрении.
К причинам развития такого заболевания, как миопия, относят также нехватку витаминов и микроэлементов, патологическое состояние и травмы глазного яблока.
Бизнес тоже страдает от миопии
Конечно, такая статистика и тенденция не могут пройти мимо профессионального сообщества. И проблемой близорукости, граничащей со слепотой, в Европе занимаются уже давно. В России темпы изучения и решения проблемы не такие быстрые. Что обуславливает столь печальную ситуацию в секторе государственной медицины: когда офтальмолог при диагностировании миопии отправляет пациента в салон оптики на подбор очков или линз.
Но частной медицине не все равно. Если произвести несложную калькуляцию, то граждане с уровнем дохода выше среднего, кто испытывает дискомфорт со зрением, не находя прогрессивных технологий лечения в России, едут за решением в Европу, где в 65 лет видеть своими глазами — считается нормой. Тем самым чек на трансфер, лечение, стационар, реабилитацию в клинике достигает порой многомилионной цифры. Но бизнесмен может позволить, т.к. на кону его здоровье, а значит прибыль предприятия. Он руководствуется правилом: иметь деньги и иметь плохое зрение, все равно что иметь деньги и иметь плохие зубы.
Но что делать гражданам, кому не по карману зарубежное лечение, а проблему устранять нужно, так как сегодня быть «не в форме» с учетом законопроекта о повышении пенсионного возраста — непозволительная роскошь.
Если собрать аналитику, то 36 % россиян носят очки или контактные линзы, а 28 % родителей утверждают, что их дети уже используют средства коррекции зрения; каждый четвертый работник компании носит очки или линзы, а значит вхож в группу риска.
Человек в очках без патологических изменений глаза с медицинской точки зрения считается «здоровым человеком», но он просто носит очки.
Большинство же людей отказываются от ношения очков, считая это недостаточно эстетическим средством коррекции. Очки совершенно неудобны для людей, кто занимается бегом, плаванием, горными лыжами. Такая категория граждан приходит к офтальмологу, чтобы выполнить лазерную коррекцию зрения и не зависеть от очков, линз и природных факторов (погодных условий).
Если же человек не меняет оптику своего глаза, не обращается за коррекцией, отказывается от ношения очков и линз, при этом весь мир видит расплывчатым как на картинах импрессиониста, то такое отношение к гигиене зрения будет однозначно отражаться на его профессиональной деятельности, на качестве его работы, поскольку часть визуальной информации он недополучает, а другую часть получает с искажением.
Следовательно, из-за проблем со зрением у специалиста к вечеру снижается острота зрения, внимание, усидчивость. Он быстро устает, концентрация на срочной задаче падает. При этом работодатель по Трудовому кодексу обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работнику в соответствии с требованиями охраны труда, т.е. он несет ответственность за состояние сотрудника на рабочем месте и за его здоровье.
Бизнесу не выгодно вкладывать в сотрудника, который в силу симптомов миопии не может качественно выполнять свою работу, поскольку видит предметы немного меньше, чем они есть на самом деле. Фактор наличия здорового зрения играет важную роль при трудоустройстве.
Конечно, экономика в целом страдает от этого недуга, по экспертным оценкам, ежегодные потери продуктивности глобальной экономики составляют $269 млрд.
Есть отдельные секторы экономики и сферы бизнеса, для которых высокая острота зрения — необходимое условие. Люди, которые работают в силовых структурах, водители, пилоты, спортсмены или же те, кто занимается контактными видами спорта. Для них коррекционное средство как очки — неприемлемо. Также бизнесмен должен максимально использовать свои зрительные возможности, он должен видеть все. Для него зрение — максимальный источник информации.
Как частная медицина в России решает проблему здоровья глаз
До сих пор неизвестны причины близорукости за исключением генетических изменений в соединительной ткани глаза, поэтому воздействовать на генном уровне врачи, к сожалению, не могут. Возможно изменить геометрию глаза, но из длинного близорукого глаза сделать короткий глаз невозможно.
Однако высокоэффективное решение было найдено в фентосекундной методике коррекции зрения SMILE, технологию которой российские врачи позаимствовали у коллег из Австрии и Германии. Первые операции по этому методу были выполнены в 2007 году, с этого времени методикой SMILE прооперировано около 1,5 млн людей, и количество пациентов увеличивается в геометрической прогрессии.
Выполняется методика с помощью определенного типа дорогостоящей лазерной установки со сложной конструкцией. Сегодня только одна компания в мире смогла создать такую систему оптики и подачи лазерного луча. Лазер выполняет 3D-моделирование в толще роговицы, позволяет хирургу провести коррекцию через маленький вход 2 мм, не повреждая поверхностные структуры глаза. Это настоящий прогресс. Поскольку коррекция происходит именно в том слое, который нас интересует. Вся процедура коррекции занимает от 20 до 25 секунд — очень быстрая и абсолютно безболезненная. Все происходит под контролем хирурга. Есть несколько видеокамер, которые позволяют наблюдать за всей картинкой в толще роговицы. Хирург с помощью специального инструмента проглаживает слой внутри роговицы, называемой лентикулой, и посредством тонкого пинцета через вход в 2 мм способен удалить эту лентикулу. Период реабилитации после такой коррекции крайне мал. На следующий день пациент полностью возвращается к своей обычной жизни, обязанностям, планам и задачам. Он может идти в бассейн, заниматься спортом, лететь в командировку.
Для выполнения этой технологии требуется очень опытный хирург и лазерная установка, которых в стране можно сосчитать по пальцам. Микрохирург должен знать все режимы работы лазера, чтобы каждая манипуляция была выполнена феноменально. Лазерная коррекция зрения меняет форму только передней поверхности — роговицы, делая ее более плоской для того, чтобы изменить фокусировку и сместить точку фокусировки на сетчатку для получения четкого изображения.
Сегодня за коррекцией по технологии SMILE обращаются пациенты со всего мира: прилетают из США, Австралии, Южной Кореи.
Лазерная коррекция зрения не входит в зону покрытия ОМС, в любых лечебных учреждениях способ коррекции будет являться платной услугой. Если сравнивать стоимость метода SMILE в России с европейской стоимостью с учетом использования общих стандартов с немецкими коллегами, то в нашей стране коррекция на оба глаза составит менее 3 000 евро. В Европе такая же операция выйдет в районе 5 500 евро, а в Великобритании данная методика обойдется уже в 8 000 тысяч фунтов.
В ближайшее время медицина может предложить человечеству коррекционные высокотехнологичные способы с быстрой реабилитацией с гарантированным функциональным результатом. Пациенты хорошо понимают, что работа с биологическими тканями — это не кусочек металла вырезать. Глаз — это часть мозга. И моделировать роговицу таким образом, чтобы свет, проходящей через нее, попадал на сетчатку — сложная и высокоточная работа.
Удастся ли спасти человечество от близорукости, конечно, это вопрос больше к генной инженерии. Сегодня врачи общаются со специалистами, которые уже научились выполнять 3D-печать роговицы, они подбирают специальные чернила, знают, каким образом ведет себя напечатанный матрикс в роговице. Тем не менее скорость развития научных исследований и развития технологий — это не годы, а десятилетия. В ближайшие три десятка лет не придумают что-то нового, что могло бы кардинально изменить форму глазного яблока или как-то повлиять на близорукость. Сегодня есть возможность сделать коррекцию и видеть долгие годы ясно и четко без искажений.