Самооценка ребёнка — еще совсем недавно это выражение употреблялось скорее в отрицательном смысле. «Он что, самый умный, что ли? Слишком много о себе возомнил!» Но современные родители уже понимают всю несостоятельность авторитарной системы воспитания и осознают важность адекватной самооценки, которая закладывается у человека в раннем возрасте — в детстве.
Что такое самооценка
Итак, что же такое эта самая самооценка, и зачем она вообще нужна? На первый взгляд все ясно: это то самое мнение, которое сформировано у человека о самом себе, кем он ощущает себя в пространстве и обществе. На самом деле понятие самооценки довольно широко, и оно влияет практически на все сферы жизни человека. Это та отправная точка, с которой начинается идентичность во всех сферах жизни.
Когда самооценка уже сформирована, объективные факторы мало на что могут повлиять. Специалист будет блестяще выполнять свои задачи, но при этом его постоянно будет преследовать страх увольнения и штрафных санкций, если в душе он уверен в собственной несостоятельности. А уверенность эта могла возникнуть, например, в раннем возрасте, когда ему с трудом давалось чтение. Проблема давно решена, но самооценка осталась, и она продолжает влиять на поведение и общение. И наоборот, человек может быть сколь угодно несостоятельным, но, если он уверен в собственном превосходстве, то на неудачи он будет смотреть, как на досадные совпадения.
Как ребёнок формирует самооценку
Формируется самооценка в детстве. Изначально ребёнок появляется на свет вообще лишенный всяких оценок. Он есть у себя один, ему не с чем сравнивать, потому отправная точка его вселенной — только он сам. Позже, пока длится ранний возраст, в этом мире появятся мама с папой, а также другие близкие родственники. Но они будут проходить по категории «другие» — с ними ребёнок себя сравнивать не будет.
Место для сравнений и оценок появится, когда расширится социальная жизнь ребёнка. Он будет осваивать навыки и умения, постепенно станет общаться со сверстниками и другими взрослыми. Он сможет соотнести себя с другими людьми, начнет понимать чужие поступки и мотивации.
Но самое главное — это, конечно, активное влияние взрослых, в первую очередь родителей. Объясняя ребёнку нормы поведения в социуме, им сложно будет воздержаться от оценок «плохой-хороший» в отношении поступков. А в раннем возрасте ребёнку не менее сложно отделить «ты совершаешь плохой поступок» от «ты плохой», эти понятия и взрослые не всегда могут разделять. Так из первых обсуждений поведения у ребёнка вырисовывается первоначальное представление о том, что он из себя представляет и насколько это хорошо.
Мнение взрослых еще в течение долгого времени будет определяющим для малыша. Ведь родители — самые значимые взрослые для него, маленький ребёнок абсолютно от них зависим в раннем возрасте. Он сам не может ни прокормить себя, ни обеспечить свою безопасность, потому природа наделила его абсолютным доверием к матери и отцу. Именно поэтому поначалу их слова не ставятся под сомнение. Но пройдет время, и естественное любопытство, а также накопленный жизненный опыт будут вносить коррективы в картину мира, продиктованную родителями. В жизни ребёнка появятся другие значимые люди — воспитатель в детском саду, учитель в школе, друзья. Так, по крупицам в единое целое будет складываться общая самооценка ребёнка — его мнение о себе, созданное на основе реакций, которые он видит от окружающих его людей.
Проблемы родом из раннего возраста
Таким образом, получается, что самооценка — это только психологический инструмент, помогающий ребёнку сориентироваться в окружающем пространстве и социуме. Но любой инструмент может приносить пользу только тогда, когда он находится в исправном состоянии. Если самооценка у ребёнка была сформирована некорректно, то его ожидает немало конфликтов и некомфортных ситуаций.
Первые признаки проблемы родители могут заметить, когда ребёнок начнет особенно интенсивно общаться, и от него требуются сложные виды деятельности. Обычно это происходит в период подготовки к школе и в первых классах начальной школы. Нервная система ребёнка в это время подвергается серьезным нагрузкам, от него ожидается активная интеллектуальная деятельность, что не предусмотрено в таком количестве естественной программой развития, заложенной природой. К тому же современные родители именно в этом возрасте записывают ребёнка различные кружки и секции, вводя таким образом в его жизнь еще один социум с его особенностями общения и функционирования. Естественно, все психологические огрехи, которые успели накопиться за более раннее детство и пока были незаметны, тут вылезут наружу.
Когда самооценка некорректна
Некорректная оценка может иметь как знак плюс, так и знак минус. Проявления довольно очевидны. При необоснованно завышенной самооценке ребёнок не признает авторитетов и правил, так как он сам для себя мера всего лучшего и правильного. Вместе с тем ему с трудом удается пережить поражения, например в игре, или недостаточную похвалу окружающих — это воспринимается, как личное оскорбление, ребёнок требует изменить ситуацию. Понятно, что общение при таких условиях мало приятно для окружающих, дети не рвутся становиться друзьями такого ребёнка, учителя и воспитатели только получают больше поводов его критиковать, а сам ребёнок страдает.
Ребёнок с заниженной самооценкой сам поспешит себя обвинить во всем, в чем можно и нельзя. Он уверен изначально в том, что он не достоин дружбы, не может качественно выполнить задания, не заслуживает хорошего к себе отношения. Когда в его жизни случаются опровергающие такую оценку факты, они считаются случайными и ничего не меняют. Такая жизнь очень тяжела даже для взрослого, не говоря уже о маленьком ребёнке.
Как могут помочь родители
Что здесь могут сделать взрослые? Всякое патологическое состояние проще предотвратить, чем компенсировать потом. Здоровое отношение к себе и окружающему миру у ребёнка формируется, если изначально он растет в непротиворечивом мире с понятными правилами. Родители не должны противоречить сами себе, объясняя ребёнку, как поступать хорошо, а как плохо. Также изначально нужно провести жесткую грань между поступками и самим ребёнком: его поведение не есть он сам, это только его часть, причем часть, которую легко можно изменить по своему желанию. Так любой неправильный поступок не будет оборачиваться катастрофой, а станет только поводом для выводов и коррекции поведения.
Чрезвычайно важна уверенность в безусловной родительской любви. Это взрослый человек может обходиться только уверенностью в себе, а в детстве ребёнку необходима опора на родительское принятие. Этой главной психологической особенностью отличается ранний возраст — малыш не имеет достаточно эмоционального опыта, ему должны предоставить свои ресурсы родители.
Именно поэтому очень важно, чтобы взрослые как можно чаще говорили о своей любви к детям и разными способами ее проявляли. Родители должны это делать и когда сердятся, чтобы ребёнок был уверен, что его любят, даже когда он неправ. Это даст силы стремиться исправлять упущения. Детство пройдет, и его недочеты тоже, а эмоциональный опыт останется на всю жизнь.