Самооценка ребенка и оценки в школе

Статью проверил эксперт
Голубев Михаил Аркадьевич
Рубрики

Школьные оценки — как много они значат в жизни современного ребенка! Система образования уже начинается даже не с первого класса: практически все дети сейчас посещают подготовительные занятия уже в возрасте пяти-шести лет, а многие при этом записываются в какие-либо детские кружки. Одним из самых распространенных вопросов при знакомстве становится: «А как ты учишься?» И нередко именно по этой информации и выносится первоначальная оценка человека.

Детство на оценку

Детство на оценку

Слово «оценка» довольно часто сейчас употребляется и в прямом, и в противоположном смысле одновременно. Оно происходит от глагола «оценивать». Но что же оценивают учитель, сам ученик, его родители и друзья?

Школьный педагог смотрит только на знания и навыки, которые может продемонстрировать ребенок. Отметка за контрольную или домашнюю работу — это показатель того, насколько в этой работе видны усвоенные знания по теме. Отдельным баллом может идти оценка аккуратности и внимательности, так как развитие этих навыков также входит в учебный план, пусть и на дополнительных условиях. Учитель может снижать или не снижать оценку за небрежность и однотипные ошибки — это его личный выбор.

Но и сам ребенок, и множество окружающих его людей почему-то оценку школьных знаний переносят на личность самого ребенка. Получается: ты хорошо учишься, значит, ты сам хороший, а если ты плохой ученик — значит, ты ни на что не годишься...

Это происходит потому, что школа занимает очень большое место в жизни современного ребенка. Родители нового поколения вынесли для себя вывод о важности качественного образования для успешной реализации в жизни, и вот ребенок уже с детсадовского возраста слушает о том, что хорошо учиться сейчас важнее всего.

Подготовка к школе иногда начинается даже не за два года до поступления в первый класс, а с гораздо более раннего возраста. Английский для самых маленьких, математика для малышей, изучение слогов, как только ребенок начнет говорить, — все это распространенные ныне детские кружки. Детство не должно проходить впустую — оно должно работать на завтрашнее будущее. Естественно, к школьному периоду ребенок приходит с мантрой «хорошо учиться — это самое главное в моей жизни». Ну а показателем хорошей учебы и являются школьные оценки.

Что для ребенка главное

В стремлении к качественному образованию и хорошей успеваемости нет ничего плохого, если только ребенок, родители и учитель не перегибают палку. Успешность в учебе в определенной степени характеризует человеческие качества ученика, однако это только часть жизни, а не исчерпывающая характеристика. Даже высшее образование вовсе не гарантирует успешности в работе и тем более счастья в жизни, а ведь именно к этому в глубине души стремится каждый. Какой смысл в обилии дипломов, престижности работы и даже богатстве, если радости от них нет?

Безусловно, понятна логика: получу хорошее образование, значит, смогу устроиться на высокооплачиваемую работу и буду иметь ресурсы, которые помогут мне получить то, что нужно для счастья. Но ведь эта цепочка может быть разорвана в любом месте в любой момент. Не всегда высшее образование гарантирует работу с хорошим доходом; иногда для получения желанной вакансии более необходимы такие навыки, как предприимчивость, коммуникабельность, творческое начало. А их на оценку не сдашь. Да и кроме того, как можно предугадать, в какой именно области и каким образом будет через двадцать лет реализовываться специалист, которому на данный момент нет и десяти лет, и он вздыхает над двойкой по математике? Что будет означать эта двойка через двадцать лет?

Кстати, очень может быть, что с таких вот неудач и начнется развитие навыков, которые помогут ученику успешно реализоваться во взрослой жизни. Если ребенок будет воспринимать плохую отметку не как приговор себе, а как сигнал о пробеле в знаниях, который необходимо устранить, — это позволит ему четко определить цель для работы и максимально эффективно к ней стремиться. Подобный анализ ситуации и мотивированность на исправление недочетов являются весьма ценными качествами для сотрудника в любой области. Но чтобы они смогли развиться, родители и учитель должны помочь ребенку увидеть в оценке только начало новой стратегии поведения, а не оценку его как человека: ты и тут не справился. Отметка должна быть стимулом к действию, а не занижать самооценку ребенку: двоечник, а все туда же, не положено тебе никаких радостей жизни, это только для отличников.

Детям нужна поддержка

Детям нужна поддержка

Особенно тяжело приходится детям, которые не могут хорошо учиться в силу особенностей развития. Логопедические проблемы, дислексия и дисграфия, общее переутомление — то, что было редкостью еще тридцать лет назад, сейчас мучает едва ли не каждого второго ребенка, превращая школьное детство в настоящий кошмар. Почти в каждом классе найдется ученик, которому необходима помощь дефектолога или невролога, но не всегда родители и учитель могут вовремя распознать проблему и обратиться к специалисту. В итоге время и образовательный процесс идут, а оценки все хуже и хуже, ребенку учиться все сложнее, он записывает себя в неуспевающие сам. А ему просто необходим иной подход к учебе и немного веры в себя.

Самооценка — это не просто вишенка на торте детского развития. Если она работает правильно, то это довольно мощный инструмент для ребенка, и в учебе в том числе. Ученик, уверенный в том, что его жизнь благополучна и спокойна, а сам он хороший, — это ученик, готовый работать. Он не опустит руки из-за неудачи, потому что будет знать: это не катастрофа. Не получилось сейчас — что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию? Ну-ка, за работу! С таким подходом проблемы в образовании будут устранены неизбежно. В то время как неуверенный в себе ученик каждую двойку воспринимает как еще одно подтверждение тому, что он чужой на этом празднике жизни, так зачем стараться? Все равно все будет плохо, раз он сам плохой.

Детские кружки в союзе с учителем

Школьная оценка — лишь инструмент, сигнал об уровне знаний в той или иной области. Именно так стоит относиться к успеваемости и детям, и родителям, и учителю в школе, а не заострять внимание ребенка на проблемах с обучением. Очень часто поднять самооценку, а, как следствие, и мотивацию к учебе, способны детские кружки. Довольно часто можно наблюдать такую ситуацию: родители признаются, что приходится забирать ребенка с любимых спортивных или художественных занятий, потому что тот плохо учится. В дневнике двойки, так пусть больше над уроками сидит. Это в корне неправильная стратегия.

Любой психолог подтвердит: чрезвычайно важно, чтобы у ученика была область жизни, в которой он успешен. Это может быть крепкая дружба, хобби, ну и очень часто это именно детские кружки. Отлучать ребенка от значимого способа самовыражения, который дает почувствовать себя психологически комфортно, — это очень жестоко по отношению к ребенку. Неужели кто-то думает, что лишенный радости от любимого дела ученик со всем рвением направит силы на учебу? Нет, скорее он станет только саботировать школьные задания: вам, родители, это нужно, вы и учитесь, а мне был нужен мой спорт, рисование, программирование и т. д. Подобные действия также нарушают доверительные отношения между родителями и детьми, и это уже слишком высокая плата за призрачные пятерки в дневнике.

В то время как имеющий возможность заниматься любимым делом ребенок — это человек, обладающий дополнительными ресурсами. Уверенность в себе позволяет сосредоточить больше количество сил на процессе обучения и делает выполнение того же домашнего задания более качественным. С ребенком уже можно будет договариваться: мы ценим то, что важно для тебя, но и ты в свою очередь обрати внимание на наши слова и призывы. Только взаимное уважение может лежать в основе качественного развития личности ребенка, а ведь образование — это только один из процессов этого развития.


Опубликовано 05.01.2018 12:28, обновлено 17.04.2020 18:39
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Как повысить самооценку ребенка: простые советы
Распознать заниженную самооценку ребенка и справиться с ней важно как можно раньше. Советы психолога о том, что стоит делать, чтобы самооценка ребенка повысилась.
Самооценка ребенка — это важно!
Оптимальная самооценка позволяет ребенку иметь самоуважение, сохранять чувство собственного достоинства. Как родителям ее оценить?
Как поднять самооценку ребенка
Возможно ли поднять самооценку стеснительного ребенка? Конечно. Но от родителей понадобятся эмоциональные усилия и понимание.