В России наконец начал решаться вопрос с поставками незарегистрированных психотропных препаратов. Причиной ускорения решения Минздрава стали уголовные дела, которые грозили родителям больных детей за попытки самостоятельно купить нужные медикаменты за рубежом. MedAboutMe рассказывает, как получить лекарство для ребёнка, которое ему советует врач, но в аптеках его нет и быть не может из-за отсутствия регистрации в РФ.
За посылку с лекарством – под суд
Проблема незарегистрированных лекарств существовала давно. Если раньше серьезные сильнодействующие препараты тайком привозили в страну знакомые или специальные (хотя и неофициальные) курьеры по рецептам российских или зарубежных врачей, то теперь наличие в посылке или чемодане незарегистрированного лекарства может привести к уголовному делу.
Такие правила направлены на борьбу с наркооборотом. Но они же влияют на жизнь больных.
Прошлым летом стали широко известны два прецедента с посылками, содержащими противосудорожные препараты. В обоих случаях к ответственности привлекли матерей, а пострадали больные дети.
Елена Боголюбова, москвичка, мама неизлечимо больного мальчика с эпилепсией, пыталась решить проблему с лекарствами сама. Врач-эпилептолог назначил сыну Фризиум (действующее вещество – клобазам), аналогов которого в России нет. Лена заказала препарат через интернет, а при получении посылки ее задержали представители таможенной службы, отдела по борьбе с контрабандой наркотиков.
После семичасового допроса и изъятия посылки с «большим количеством психотропных препаратов» в доме был проведен обыск, забрали системный блок от компьютера и возбудили уголовное дело по факту контрабанды. После вмешательства Нюты Федермессер, основательницы благотворительного фонда помощи хосписа, Елену отпустили. Позже информацию об уголовном деле опровергли.
У 10-летнего Миши Боголюбова – неизлечимое генетическое заболевание, болезнь Баттена. Изъятие посылки с препаратами для него критично. Мама говорит, что все зарегистрированные в РФ лекарства уже пробовали, и ни одно не помогает. Если завтра у ребёнка начнутся судороги, останавливать приступ будет нечем.
Это не первый случай задержания на почте. После широкого освещения первого подобного случая в июле 2019, когда лекарства не дошли до умирающего ребёнка, стали массово появляться сообщения о родителях, которые месяцами и годами пытаются доказать, что посылки с лекарствами нужны детям, а не наркоманам.
Незаменимые препараты
Спектр противосудорожных лекарств в России довольно широк, неужели надо действительно идти на риск и заказывать психотропные медикаменты из-за рубежа? Почему нельзя подобрать средство из доступных в аптеках?
Согласно обзорному исследованию за 10 лет, около трети пациентов с эпилепсией имеют форму болезни, при которой препараты либо вызывают серьезные побочные эффекты, либо практически (а то и полностью) не помогают. Клобазам в такой группе пациентов показывает высокую эффективность, помогая купировать приступы более чем половине больных.
На прошедшей конференции в Минздраве невролог-эпилептолог Василий Генералов объяснил ситуацию с клобазамом. Этот препарат выпускается в форме, не имеющей аналогов. Он действует мягко и не подавляет нервную систему, известен многие годы и используется в более чем сотне стран совершенно официально. Он же еще и очень дешев в сравнении с другими противосудорожными, и спектр применения весьма широк. Препараты на основе клобазама назначают младенцам, беременным, детям любого возраста и взрослым для купирования различных видов судорожной активности мозга.
Тактика подбора препаратов для лечения такова: лекарство должно быть, во-первых, эффективно, во-вторых, хорошо переноситься. Если приступы не купируются, то лекарство отменяется. Если прием препарата сопровождается нежелательными явлениями – заторможенностью, перевозбуждением, нарушением поведения, различных функций – его тоже отменяют.
Если лекарство эффективно и хорошо переносится, пациенты с эпилепсией вынуждены принимать его постоянно, годами.
Такой подбор вариантов лечения – очень кропотливая работа. Практически не случается такого, чтобы пациенту подходили все препараты. Так что поверьте, те, кто вынужден покупать лекарства за рубежом, уже опробовали все варианты терапии, которая была доступна в российских аптеках или выписывалась бесплатно.
Лет 10 назад врачи назначали незарегистрированные препараты в крайне редких случаях. Но в последние годы количество пациентов с тяжелой формой эпилепсии нарастает, особенно часто она встречается в раннем детском возрасте. Миша Боголюбов вынужден принимать такой «запрещенный» препарат больше 6-ти лет. И если до начала этой терапии у него было 2 эпилептических приступа в месяц, то за последние годы они единичны. Благодаря лекарству он – совершенно обычный ребёнок. Без него состояние может моментально ухудшиться.
Если в курсе подходящего препарата наступает перерыв, начинаются рецидивы приступов, развиваются эпилептические статусы, требующие реанимации. Еще одно последствие – срыв ремиссии. Даже если лекарство после перерыва опять начать принимать, оно уже не будет так эффективно. И тогда придется искать другой медикамент, а разрешенных для детей все меньше даже среди тех, которые не продаются в России.
Иная ситуация с необходимыми лекарствами, аналоги которых зарегистрированы в России.
К примеру, старинный препарат аминалон, который продается у нас под тем же торговым названием, был изобретен в Японии и поступал оттуда на рынок РФ под маркой Гаммалон.
Хотя в основе препаратов одна и та же гамма-аминомасляная кислота, но решающую роль играет степень очистки и особенности производства. При недостаточно высоких фармтехнологиях препарат не проходит гематоэнцефалитический барьер в нужной концентрации и не достигает основной цели, тканей головного мозга.
После прекращения продаж пациенты оказались перед сложным выбором: принимать намного менее эффективное, но доступное лекарство или пытаться полулегально завозить, закупать через кого-то медикамент в Японии. И хотя в составе аминалона запрещенных компонентов нет, приобретение импортного препарата связано с довольно большими сложностями, от поиска посредника и переплаты до отсутствия гарантий, сроков и поставки вообще.
Незарегистрированные препараты: их уже можно получить официально
Минздрав уже решает острый вопрос с лекарствами. Позавчера была закуплена первая партия клобазама для детей. Рассчитывается количество нужных незарегистрированных лекарств для детей по всей России.
С клобазамом проблема уже на финальной стадии решения: препарат стал появляться по приказу Минздрава в Москве с этой недели, в регионах – как только будет доставлен из Москвы.
На очереди – ректальная форма диазепама, неинъекционный фенобарбитал, медозалам.
Для пациентов старше 18 лет пока быстрого решения нет. Однако по некоторым данным в России клобазам будет зарегистрирован уже в конце этого года, а в конце следующего планируется собственное производство диазепама в микроклизмах.
Уже создана инструкция для получения препаратов для детей из Москвы, активно готовится документ для детей из регионов. Что надо делать?
Родитель или законные представители ребёнка лично обращаются к администратору детской городской клиники, к которой прикреплен ребёнок, предоставляет медицинскую документацию. Дальше медучреждение подготавливает документы и направляет ребёнка с фармакорезистентной эпилепсией или эпилептическим синдромом в один из центров, указанных в инструкции. Дальше возможен этап уточнения диагноза и комплексного обследования по плановой госпитализации в одном из перечисленных центров.
При наличии нужных документов ребёнка обеспечат клобазамом на 3 месяца.
По всем вопросам о документах для получения незарегистрированного препарата, препятствиях и ошибках надо обращаться на региональные «горячие линии» Минздрава. Информационную поддержку и сбор данных по другим нужным препаратам осуществляет благотворительный хоспис «Дом с маяком».