В России пока принято считать, что воспитатель дошкольников — женская профессия. К сожалению, за выполнение этой работы платят не так много, да и установки по гендерному разделению труда в обществе слишком сильны. Считается, что мужчины менее терпеливы и приспособлены к выполнению рутинной и нетворческой работы. Но мировая практика показывает, что мужчины могут вполне успешно работать не только учителями в школе, но и воспитателями в дошкольных учреждениях.
Работа мужчин-воспитателей
В течение длительного времени мужчина-няня или мужчина-воспитатель считались экзотикой. Однако, довольно часто за мальчиками из дворянских семей присматривали не няни, а «дядьки» и гувернеры. Они обучали их традиционно мужским умениям — фехтованию, стрельбе или охоте. Мужское воспитание детей предназначалось для мальчиков, девочек же поручали няням и гувернанткам-женщинам.
В США и Европе мужчины охотно идут работать в детский сад. Российские родители относятся к таким воспитателям с недоверием. Во-первых, считается, что женщины лучше справляются с малышами дошкольного возраста, и в целом, более внимательны и терпеливы. Во-вторых, многие родители опасаются нездорового физического контакта мужчины с девочками. В третьих, зарплата в государственных детских садах слишком низкая. Российский молодой мужчина, работающий воспитателем, считается обреченным на непонимание и насмешки друзей и недоверие родителей.
В отличие от работы в детском дошкольном учреждении, услуги мужчин-нянь востребованы больше и оплачиваются дороже. Мужчина, работающий с детьми в семье, может не только обучать их, но и выполнять функцию охранника. Но его основная задача — демонстрировать мальчикам образец мужского поведения, которого не хватает в отсутствии отца.
Некоторые мужчины не считают воспитание детей женской работой, и с удовольствием идут работать в дошкольное учреждение или состоятельную семью. Сами дети часто считают мужчин-педагогов веселыми и интересными. Разумеется, представители обоих полов могут уставать и подвергаться выгоранию. Но решать проблемы мужчины-педагоги могут с юмором и без излишней тревожности.
Преимущества работы мужчины в детском саду
Если в России или странах СНГ мужчина идет работать воспитателем в детский сад, это становится предметом подозрений, родительской тревожности и ожесточенных дискуссий на интернет-форумах и в социальных сетях. Многие родители, особенно матери девочек, пока еще относятся к его работе с недоверием.
Более демократичные родители считают, что «женских» или «мужских» профессий не существует, а всем приемам и методам работы с детьми любой человек может обучиться в педагогическом вузе. Искренне любить детей могут и мужчины, и женщины. Мужчина-педагог может придумывать интересные игры и развлечения, находить креативный подход к традиционным занятиям, вроде дневного сна или обеда.
Одна из основных проблем воспитания детей в российских семьях, имеющая довольно глубокие корни — отсутствие достойного внимания со стороны мужчины. Даже если отец в семье присутствует, он может не отличаться эмпатией по отношению к детям, быть слишком занятым. Во многих семьях дети и вовсе растут без мужского внимания. Поэтому педагог дошкольного учреждения может стать именно тем мужчиной, который продемонстрирует достойный пример мужского поведения мальчикам и девочкам.
Мнения родителей о мужчинах, работающих дошкольными педагогами, неоднозначны. Те, чьи дети посещают садик или начальную школу в Европе, отмечают, что в Германии или Голландии мужской уход за ребёнком — обычное явление. Отзывы о работе педагогов самые благоприятные. В России и странах СНГ оценка работы дошкольного педагога мужского пола колеблется от «как-то не очень» или «неприемлемо» до вполне одобрительных.
Мужчины-педагоги могут прекрасно справляться не только с физическими нагрузками, но и более умело разрешать конфликтные ситуации и быть более изобретательными в играх и способах проведения досуга. Мужчины вполне успешно работают школьными учителями или психологами, и ничто не мешает им работать нянями в семье или дошкольными педагогами, кроме устаревших общественных стереотипов.
Плюсы мужского воспитания детей
Принято считать, что существуют определенные различия в мужском и женском подходе к воспитанию ребёнка. Например, считается, что женщина любит в ребёнка маленького, а мужчина- взрослого, и что мужчина нацелен на результат воспитания, а женщина — на процесс. Поэтому женщинам-воспитательницам родители доверяют больше, считая их более внимательными, мягкими и заботливыми от природы.
Не только мужчины, но и многие женщины, по-прежнему считают, что обязанность мужчины — зарабатывать деньги, и не спешат доверять детей мужу, особенно, когда они маленькие. Самим мужчинам часто интереснее общаться с ребёнком, когда он уже умеет говорить, а рутинная работа по-прежнему считается женской. В российском обществе гендерные установки еще очень сильны.
Мужское воспитание для девочки является определяющим при выборе мужа. Модель поведения отца во многом определяет ее дальнейшую семейную жизнь — девушка часто подсознательно ждет, чтобы будущий муж был похож на отца. Мужское воспитание для мальчика — пример того, как необходимо вести себя с женщинами. Но это должен быть достойный для подражания образец — спокойный, уверенный в себе, умеющий адекватно разрешать конфликтные ситуации.
Дошкольный педагог-мужчина способен дать детям не только мужское воспитание, но и уверенность в себе. Мужчины менее склонны к гиперопеке, поэтому в их присутствии дети больше экспериментируют. Кроме того, мужчины меньше поддаются панике в нештатных ситуациях и относятся к ним с большей долей юмора.
То, что мужчины не идут работать в школы и сады не означает, что они в принципе лишены эмпатии и не любят детей. Недостаток мужчин в школах и дошкольных учреждениях связан не столько с низкой оплатой труда, но и с общественным мнением и устоявшимися стереотипами. Но чем больше достойных примеров будет в окружении детей, тем гармоничнее они будут развиваться. Мужчина-педагог может стать настоящим другом, наставником и достойным примером для подражания.