20.04.2017 2442

Моя дочка играет в машинки – это нормально?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Кажется, современные родители уже разобрались, что аргументы «не плачь, ты же мужчина» и «зачем лезешь на дерево, так девочки себя не ведут» довольно безосновательны и вредят становлению полноценной личности. Однако наши дети растут в обществе, достаточно агрессивно насаждающем соответствующее гендерным стереотипам поведение. Причем не всегда очевидно, в чем это выражается. Почему так происходит и чем опасны подобные действия, рассказывает MedAboutMe.

Из чего же сделаны эти мальчишки?

Из чего же сделаны эти мальчишки?

Эксперименты на людях, особенно на несовершеннолетних, запрещены. И уж тем более никто не согласится удовлетворять жажду научного любопытства, воспитывая своего сына, как дочь, и наоборот. Поэтому все данные, выводы и обобщения об особенностях гендерного, мужского и женского поведения, строятся на наблюдениях: за детьми, взрослыми, в среднестатистической норме и в случаях отклоняющегося развития.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что мужчины и женщины отличаются не только физически. Однако все еще сложно понять, насколько различия в поведении, выборе интересов, профессии, даже успешности обучения в школе продиктованы гендерным фактором, биологическими особенностями организма, а сколько в них социального давления. Девочки не могут быть программистами, мальчикам не пристало работать воспитателем в детском саду. Половина класса учится шить фартуки, другая половина идет сколачивать табуретку, и меняться нельзя. Чем не предвзятое отношение?

Когда мы запрещаем девочкам шуметь, а мальчикам разрешается бегать и кричать, потому что с ними труднее сладить, а «девочки так себя не ведут!» — это проявление полового шовинизма.

Когда дочка идет мыть посуду, а сыну такое и предлагать не стоит, когда мы учим пришивать пуговицу и гладить в первую очередь девочку, а от мальчика ждем, чтобы он хотя бы носки не разбрасывал — это тоже дискриминация по половому признаку. Хотя такие явления вполне можно отнести к крайностям в жизни детей, есть и более мягкие на первый взгляд поступки, разграничивающие возможности девочек и мальчиков. И они влияют на всех.

Мой сын хочет костюм Красной Шапочки

Мой сын хочет костюм Красной Шапочки

Мы устроены довольно интересно: если девочка хочет носить только джинсы, гонять по улицам с ватагой сорванцов и играть в «войнушку», то это более-менее приемлемо. Вырастет, изменится, станет женой, матерью, начнет отращивать волосы и носить длинные юбки. Так?

Если мальчику вдруг захотелось играть роль Красной Шапочки, потому что она смело идет через лес, или активной и предприимчивой Пеппи Длинный Чулок, накрасить ногти или прицепить на голову бантик, то это стыдно и в детском садике будут смеяться. Мальчикам не положено быть немужественными, что бы это не означало. Вот твой пистолет, сынок, давай учиться давать сдачи.

Личный опыт
Лилиана М.
Лилиана М.

Сын хочет пойти на праздник в костюме Красной Шапочки. Я уже пыталась ему и Волка предлагать, и охотника, и переиначить Шапочку в мальчиковый вариант, как будто «брат Красной Шапочки», отказывается и все тут.

Что делать? Ну с воспитателями я поговорю, но другие дети смеяться же будут, он в юбке и парике с косичками собирается идти? Задразнят потом (((.

Гендерные стереотипы в нас настолько прочно укоренились, что влияют на то, как мы воспринимаем действительность. Причем не просто в обыденной жизни, но и в профессиональной работе. Согласно исследованиям, к женщинам, жалующимся на боль, относятся менее благосклонно, чем к мужчинам, вплоть до меньшего количества назначения обезболивающего в клиниках. С другой стороны, мужчины более склонны «запускать» воспалительные, инфекционные процессы, потому что им «не пристало жаловаться», в том числе и врачам.

В детском периоде это выражается и в том, что детям разного пола предлагают разные игрушки, как родители, так и родственники и воспитатели. Что нести в подарок семье с девочкой? Куклу? Украшения?

Личный опыт
Наташа, мама троих детей, Швеция
Наташа, мама троих детей, Швеция

Почему в нашей коррекционной группе в детском саду, составляя список изображений, по которым мой неговорящий пока сын сможет выбрать, во что играть, сходу вспоминают только половину любимых занятий — железную дорогу, машины и кубики, и только после моего напоминания включают туда все остальное, что он реально любит: розовых пони, игрушечную кухню и кукол? Потому что мальчик!

Почему на обследовании навыков сюжетной игры по возрасту в клинике ему предлагают играть только половиной игрушек, и именно той, которая требует меньше всего этих самых навыков? Из отчета: «Намечаются небольшие навыки сюжетной игры: пускает машинки с горки, устраивает столкновения». А то, что ребеночек до и после этого угощал всех игрушечным кофе, готовил обед и кормил им куклу, которую потом раздел, укачал, уложил в люльку и укрыл одеялом, этого медсестра не заметила, потому что — см. выше — мальчик.

Подобные примеры окружают нас повсюду. Гендерные стереотипы приводят значительным дисбалансам в профессиональной сфере, и начинаются они в дошкольном детстве, когда мозг наиболее восприимчив к определениям половых различий. Ученые в США проводили ряд исследований о влиянии выпускаемых промышленностью игрушек на количество ученых степеней в точных науках и половом распределении в таких профессиях, как инженеры (только 11% женщин в США), техники, математики.

Международные исследования подтверждают: гендерные различия в точных и естественных науках, которые классически считаются «мужскими» — это побочный продукт культуры воспитания, а не биологические особенности мозга.

Американские ученые говорят о значительном влиянии «розового тренда» в игрушках. Например, девочкам в магазинах игрушек предлагают наборы «Юного химика», позволяющие создавать косметику, а мальчикам — множество более интересных составов для изменения структуры материала, его характеристик, даже можно устроить маленький взрыв.

Однако в странах Азии профессиональный дисбаланс менее выражен, хотя магазины также наполнены куклами. Местные исследователи связывают это с тем фактом, что в школах намного больше преподавателей-мужчин, нежели женщин.

Да, мальчики и девочки различаются. Однако ограничивая их возможности только потому, что «девочки так себя не ведут» и «это не мужское занятие», мы лишаем детей половины возможного будущего.