Многим детям нужен логопед, хотя не всегда родители понимают, когда и зачем именно. Помимо частой потребности в постановке звуков специалисты по логопедии занимаются ещё многими нарушениями речи. Они работают с задержкой речевого развития, нарушениями темпа и ритма речи, интонационными искажениями и громкостью голоса, а также работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. И для каждого случая подбираются свои методы и подходы.
Вот что используют логопеды для коррекции и как выбрать специалиста для ребёнка.
Виды логопедических подходов
Несколько видов подходов в логопедии используются в зависимости от потребностей ребёнка.
- Коррекционные методы в логопедии
Направлены на исправление определённых нарушений речи, таких как расстройства артикуляции, задержка речевого развития, нарушения голоса и темпа речи.
- Развивающие методы
Они нацелены на общее развитие речи у детей и могут включать как наработку словарного запаса и правила грамматики — использования падежей, предлогов, склонений и спряжений, а также на развитие фонематического слуха и связной речи — устной и письменной.
- Комплексные методы
Комплексные методы в работе логопеда включают сочетание коррекционных и развивающих подходов с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и его развития.
- Методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальные методики для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других особенностями развития помогают при выраженных нарушениях. В этом случае специалист адаптирует традиционные методы и применяет новые разработки.
Комплексный принцип работы с речью особенно важен при таких сложных речевых нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия и заикание.
В работе логопеда применяются два основных принципа, без которых специалист не должен начинать и продолжать коррекцию.
- Принцип дифференцированного подхода означает необходимость учёта истории нарушения речи, его симптомов, структуру речевого дефекта, а также личностные и возрастные особенности детей.
- Принцип поэтапности выражает сложность логопедического воздействия. Невозможно изолированно и резко начинать работу над одной проблемой — коррекция всегда проводится в несколько этапов, даже если речь идёт о постановке одного звука. На каждом этапе используются свои задачи, методы и приёмы и постепенный переход от более простого к более сложному.
Методы логопедической работы
Методы работы логопедов более практичны и понятны, чем принципы — при этом они также соответствуют всем правилам работы специалиста.
- Артикуляционная гимнастика
Это упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата, силы и подвижности языка, губ и челюстей.
- Дыхательная гимнастика
Правильное речевое дыхание необходимо для звукопроизношения и связной речи — и этот метод нацелен на его развитие.
- Логопедический массаж
Это массаж артикуляционных органов для улучшения их подвижности и тонуса. Применяется как при ослабленном тонусе мышц, так и при гипертонусе и спастичности.
- Пальчиковая гимнастика
Хорошо известно, что мелкая моторика тесно связана с развитием речи, и пальчиковые упражнения действительно помогают — так что не стоит пренебрегать простыми играми с малышом.
- Логоритмика
Логоритмика — метод, в основе которого лежат малышовые потешки. В логоритмике сочетаются движения, речь и мелодии — и всё это, несмотря на простоту, развивает координацию, ритм и темп речи.
- Игротерапия
Игры помогают не только развивать речь, но и социализироваться, а также укреплять эмоциональное благополучие детей.
- Мнемотехника
Те же самые методы, которые используют взрослые даже в науке: мнемотехника — это способ запоминания и воспроизведения информации. Например, цвета радуги в хорошо всем известной фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — это популярная мнемотехника для больших и маленьких. Эти методы часто помогают детям с нарушениями памяти и внимания.
- Мультимедийные технологии
В логопедии это — компьютерные программы и интерактивные игры для развития речи.
По данным зарубежных исследований, около 20% детей начинают говорить позже сверстников — а значит, как минимум каждому пятому не помешают занятия с логопедом. А учёные из НГПУ им. К. Минина, которые провели обследование в обычном детском саду, выявили задержку речевого развития у 35% детей 2-3 лет.
Как выбрать логопеда для ребёнка?
Если вы замечаете у ребёнка признаки нарушений речи или он начинает говорить позже сверстников, не откладывайте визит к специалисту. Чем раньше начнёт работать логопед, тем выше шансы на быстрое устранение проблем.
Однако не каждый специалист подойдёт: выбор — дело ответственное и тщательное. у своего ребенка какие-либо признаки речевых нарушений или задержек, не стоит откладывать поход к логопеду. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на успешное устранение проблемы. Вот что поможет вам определить, насколько хорошо логопед подходит для работы с ребёнком.
Логопед — это не просто человек, который после курсов будет учить детей правильно говорить «р» и «л». Это специалист с высшим образованием по специальности «логопедия» или «дефектология», опытом работы с детьми разного возраста и с разными типами нарушений, а также знанием современных методик и подходов к коррекции речи.
Ну и, конечно, для работы с детьми подходят доброжелательные, терпеливые и внимательные люди с любовью к маленьким пациентам.
При выборе логопеда для ребёнка обращайте внимание на ряд аспектов:
- Квалификация, образование и опыт.
Логопед должен иметь высшее образование по специальности «логопедия» или «дефектология», а также повышать квалификацию и иметь подтверждения. Не стесняйтесь спрашивать о дипломах! Опыт работы с детьми разного возраста и с разными видами нарушений речи обязателен, если проблема хоть немного сложнее простой постановки пары звуков.
- Индивидуальный подход.
Хотя есть логопедические группы в детских садах, а также работа в группе у специалиста, логопед должен учитывать особенности каждого ребёнка и создавать индивидуальные программы и планы коррекции на основе диагностики речевого статуса. Упражнения и задания должны подбираться под конкретного ребёнка — даже если он занимается со специалистом в группе.
- Коммуникативность и доброжелательность.
Оцените, насколько специалист может установить контакт с вами и ребёнком, насколько вам комфортно в его присутствии, есть ли доверительная и комфортная атмосфера. Уточните, какие способы мотивации специалист будет использовать в работе, как мотивировать ребёнка, если тот не захочет заниматься.
- Результативность и эффективность.
Хорошо, если вы сможете поговорить с родителями детей, которые уже прошли курс коррекции у этого специалиста. Идеально, если они смогут рассказать о конкретных результатах работы с примерами — что удалось достичь, как контролировался прогресс, какая была обратная связь.
- Домашние задания.
Наконец, спорный для многих родителей момент: домашние задания от логопеда. Поверьте, это очень важно: закреплять успехи, достигнутые на занятиях, придётся самостоятельно — без этого прогресс будет идти очень медленно или цель вовсе не будет достигнута. Так что домашние задания от логопеда — это правильная методика, которую нельзя отвергать.
В каких случаях нужно идти к логопеду и что вы как родитель можете заметить, читайте в статье «Нужен ли вашему малышу логопед: признаки нарушений речи».