Когда ребёнок переходит в среднюю школу, в его сознании начинают происходить многие необратимые процессы. То же самое начинается и в физиологическом плане. Этот возраст обобщенно называют периодом полового созревания. У подростков формируются вторичные половые признаки, скачет уровень гормонов и хочется большей независимости от родителей и их мнения.
Зачем дети должны читать
Для того чтобы правильно настроить ребёнка к тому, что будет происходить в его организме, многие психологи советуют приобщать детей к прочтению дополнительной литературы. Конечно, сделать это не так и просто — современные подростки и так загружены домашними заданиями. Список произведений в прозе, лирике и драме для детей по школьной программе очень обширен. Однако та литература, которая будет рекомендоваться родителями, имеет одно огромное отличие от школьной.
Она может стать по-настоящему интересной юному читателю ввиду того, что он сможет ассоциировать себя с ее главным персонажем. Он будет переживать сродные ему чувства становления новой, зрелой личности. Этот метод куда более эффективен, нежели долгие рассказы о том, как родители были подростками и что делать нельзя. При чтении у ребёнка формируются свои взгляды и мнения, а главное, эмоциональная составляющая понимания процессов, происходящих в его сознании.
Что можно предложить почитать подростку
Подростковую литературу можно разделить по гендерному признаку исходя из того, в котором произведении главный персонаж — девушка, а в каком — юноша. Для мальчика подходящими книгами на этапе становления личности станет, например, шекспировский «Гамлет». Датский принц по произведению теряется между понятиями «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Он лишь в теории понимает сущность этих категорий. А на практике воспринимает их как одно неразделимое целое. По сути, именно эти ощущения и свойственны многим подрастающим детям. Подростки хотят сами, на собственном опыте прочувствовать и поставить под сомнение правила взрослых и их разделение мира и поведения на плюс или минус. Это произведение методом от обратного поможет подростку осознать некоторые основополагающие ценности жизни и мира в целом.
Хорошим примером настольной книги об успешном человеке, который манит к себе и притягателен для окружающих — это роман Лермонтова «Герой нашего времени» и его Печорин. Обе книги входят в школьную программу, однако, лучше приобщить детей к их прочтению ранее обозначенных школой сроков.
Подростковый возраст — это тот период, когда многих детей преследует чувство тотального одиночества и непонимания со стороны родителей. А кроме того, желание что-то изменить в мире на кардинальном уровне, юношеский максимализм. Все эти качества свойственны бесстрашной малютке Мери из романа американской писательницы Френсис Бернетт «Таинственный сад». Она находит заброшенный сад и ухаживает за ним, восстанавливая практически с нуля. И в итоге помогает мнительному мальчику Колину, который излечивается от своего недуга и чрезмерных капризов. И читают эту книгу не только дети. Стойкость духа и достижение цели девочкой захватывает даже опытного взрослого читателя. Для многих женщин эта книга на долгие годы стала по-настоящему настольной.
На что еще могут обратить внимание родители
Практически этанолом сильной, красивой и умной женщины для девочек является и другой излюбленный всеми персонаж — Скарлетт О`Хара. Это бесстрашная и невероятно строптивая жительница поместья Тара под американской Атлантой времен Гражданской войны в США. Гордость, своенравие, происхождение и ангельские черты лица сделали эту героиню кумиром миллионов.
Персонаж намного опередил свое время, и походит на самостоятельных и амбициозных эмансипированных женщин. Этапы ее становления от юной девушки до богатейшей леди Атланты поражает и вызывает сочувствие.
В романе досконально описано состояние юной, несколько неопытной девушки, с которым сталкивается каждая на этапе формирования личности. Влюбленность в образ парня, которого воспринимают девочки-подростки только глазами, приписывая и дополняя его внутренними качествами по своему желанию. Они редко пытаются узнать истинный характер понравившегося человека. Конечно же, такая влюбленность не приносит ничего, кроме глупого разочарования в той картинке, которую сама себе создала. Эта сюжетная линия хорошо прослеживается в течение романа и напрямую связана с образом Эшли Уилкса.
Осуждает автор романа Маргарет Митчелл и сами черты характера Скарлетт, давая понять читателю — что она не может быть безоговорочным примером для подражания. Она моментами бессердечна, чрезмерно строга, жестока, корыстна, поверхностна, склонна к драматургии. Но вместе с тем ее образ становится некой переделанной версией Золушки, которая всеми правдами и неправдами добивалась своего счастья и так бездарно его потеряла.
Специально для оптимистов другая английская писательница Александра Рипли продолжила повествование о Скарлетт в одноименном романе. Здесь героине уже около 30 лет, она богата, самодостаточна и целеустремленна. И она следует за своей любовью.
Что еще можно посоветовать для подросткового возраста
Для девочки в 6-7 классе прекрасным настольным произведением может стать коротенький, но весьма емкий рассказ Ивана Бунина из легендарного его цикла «Темные аллеи». Произведение называется «Легкое дыхание». Нужно отдать должное автору — в четырех страницах печатного текста он уместил всю историю жизни гимназистки Оли Мещерской, представив ее в форме новеллы, и безупречно передал моральное состояние девушки. Она перешла невидимую для других грань во взрослую жизнь, которая в столь юном возрасте стала для нее невероятно противным воспоминанием. Сама новелла имела достоверную основу — по материалам тогдашней газетной хроники.
Иногда родители считают, что такие произведения слишком рано предоставлять ребёнку для чтения. Но всегда стоит помнить о том, что каждое следующее поколение значительно опережает предыдущее по уровню развития. Особенно это касается романтических отношений. И будет лучше, если дети будут хоть немного подготовлены к тем открытиям, которые им принесет взрослая жизнь.