17.02.2019 580

Причины дефектов речи у детей и пути решения проблемы

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

Заикание детей – не такое уж редкое явление. Наиболее часто оно встречается у малышей в возрастной период с двух до пяти лет. Взрослых это обычно пугает, заставляет тревожиться о будущем ребенка, переживать – сможет ли тот адаптироваться к окружающей среде, свободно контактировать со сверстниками?

Но избыточное волнение родителей, как правило, не идет на пользу их малышу и еще больше нагнетает ситуацию. В тревожном состоянии они часто совершают серьезные ошибки, которые только усугубляют положение.

Как появляются дефекты разговорной речи

При становлении речи заикание может быть частью естественного процесса, но избыточное навязчивое внимание взрослых к этой проблеме зачастую превращает его в постоянный приобретенный навык и фиксирует дефект на долгие годы.

Семья, прежде чем предпринимать какие-то конкретные шаги по преодолению этой проблемы, должна понимать, в чем ее суть. Только так у взрослых получится не навредить нормальному развитию ребенка.

При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи. И это может быть вполне естественным процессом на пути формировании определенных речевых навыков в конкретные возрастные периоды детей:

  • при первых попытках говорить предложениями – между 2-3 годами;
  • при подготовке к школе в 6-7 лет;
  • в возрасте полового созревания при гормональной ломке организма.

Проявляется заикание в эти периоды в виде повторов слогов, слов или даже целых фраз. А иногда в виде удлинения некоторых звуков, их пропуска или просто нерешительного запинания при составлении и произнесении фразы.

В большинстве случаев ребенок справляется с этими проблемами по мере развития речевого аппарата и накопления достаточного словарного запаса. Исследования психологов подтверждают, что после шести лет лишь 20% малышей нуждаются в действенной помощи для преодоления заикания. Остальные благополучно справляются с этим сами.

Почему дети начинают заикаться

Исчерпывающий ответ на этот вопрос психологи не дают. Все дети индивидуальны, и на них могут повлиять самые разные факторы. Обычно причины заикания кроются в целом комплексе различных факторов. Но ученые выделили наиболее распространенные из них.

  • Наследственность. Две трети заикающихся малышей имеют таких же родственников среди близкого окружения. В этом случае может сработать простой эффект подражания, когда ребенок начинает вольно или невольно копировать кого-то из близких.
  • Последствия ранее перенесенных инфекций.
  • Более медленный процесс развития ребенка – когда формирование речевого аппарата отстает от физического и психологического роста организма. Иногда дети просто не успевают своевременно овладеть всеми необходимыми навыками.
  • Гиперактивность. Родители часто замечают, что у слишком активного ребенка мысли опережают слова. Он гиперактивен во всем, в том числе и в составлении речевых конструкций.
  • Стрессы и психологические травмы. Заикание у детей может быть реакцией на утрату ощущения безопасности, нарушение привычного образа жизни из-за какой-то травмирующей ситуации.

Развитие ребенка может также идти с задержками из-за особенностей работы его центральной нервной системы. Взаимодействие разных зон мозга при этом еще не устоялось, что приводит к отсутствию координации между мышцами, которые принимают участие в воспроизведении звуков, слов и фраз. Часто заиканием сопровождается психологическое давление: например, принудительное формирование правши из природного левши.

Использованные источники