Правильное обращение с деньгами — один из самых главных вопросов не только для детей, но и для взрослых. В одних семьях ребёнок получает первые карманные деньги уже в 3-5 лет, в других подростки подрабатывают во время каникул, в третьих родители вообще не считают нужным давать ребёнку карманные деньги, считая, что они все равно не умеют с ними обращаться. Финансовая грамотность является одним из важных навыков жизни в обществе, поскольку главный показатель жизненного успеха — умение не только зарабатывать деньги, но и тратить их.
Важность финансовой грамотности для детей
Некоторые дети учатся обращению с финансами уже в дошкольном возрасте. В это время они начинают улавливать связь между доходами родителей и появлением у них новых игрушек или одежды. Не случайно одной из самых популярных игр остается «магазин», где аналогами денег служат импровизированные листочки бумаги или листья деревьев. Сегодня к традиционному «магазину» может добавиться какой-нибудь импровизированный «отдел закупок» или «бухгалтерия». Так дети постепенно познают взрослый мир.
Хотя деньги и являются одной из составляющих взрослого мира, не все родители осознают необходимость обучать ребёнка правильному обращению с ними. Это происходит потому что они и сами могут не уметь их тратить, или не считают нужным обсуждать финансовые вопросы при детях. Есть и другой вредный способ приучения к финансовой грамотности — денежные поощрения за хорошие отметки в школе или работу по дому. Эти методы являются ошибочными, потому что ребёнок может отказаться делать работу бесплатно или ожидать только денег, забывая об учебе.
Вопрос о карманных деньгах каждая семья решает по-своему. Некоторые взрослые считают, что детям дошкольного возраста вполне можно давать небольшие суммы денег и смотреть, как они с ними обращаются — умеют ли посчитать, приносят ли сдачу. Если доходы семьи не столь высоки, как у одноклассников, мать или отец предоставляют ребёнку конкретные цифры ежемесячных затрат, и поясняют, почему они не могут дать ему такую же сумму. Чем раньше ребёнок поймет цену денег без колебаний оценки от «презренного металла» до «деньги решают все», тем грамотнее он будет обращаться с финансами в будущем.
Что делают родители для формирования финансовой грамотности у детей?
В отношении финансовой грамотности семьи используют в воспитании детей несколько распространенных подходов. Первый подход — отказ от обсуждения финансовых вопросов при ребёнке с формулировкой «еще рано» или «вырастет — поймет». Часто, получив доступ к деньгам во взрослом возрасте, человек долго не может выработать в себе привычку тратить их грамотно. Он может начать бездумно тратить деньги или безосновательно экономить.
В авторитарных семьях отец или мать часто контролируют детские расходы. Они могут выдавать ребёнку определенную сумму, но при этом строго следят за тем, чтобы он не потратил их на «ерунду» и требуют отчета за траты. Другие, наоборот, не следят за тратами ребёнка и не объясняют, как правильно обращаться с деньгами, чтобы накопить на ту вещь, о которой он мечтает.
Другой ошибочной стратегией формирования финансовой грамотности является внушение мысли о том, что «за деньги можно все купить». Таким образом, ребёнок приучается к мыслям о вседозволенности, и в будущем может пойти на преступление ради денег. Разумеется, финансы являются одной из важнейших сторон жизни, но они не могут заменить все.
Некоторые семьи используют деньги в качестве поощрения или наказания. Например, за «тройку» в четверти школьник лишается «премии» или, наоборот, получает оплату за каждую «пятерку». Но наказывать следует за действительно серьезные проступки, а стремление к постоянному поощрению за отличную учебу может негативно повлиять на личные качества ребёнка.
Воспитание детей в духе рационального обращения с финансами часто представляет собой две крайности — или полное ограждение ребёнка от денежных вопросов или установка о всемогуществе денег и поощрение бесконтрольных трат. Знакомство дошкольника с деньгами не навредит ему, если взрослые научат его, как правильно тратить, экономить или зарабатывать.
Воспитание детей в духе правильного обращения с деньгами
Специалисты по финансам и психологии выделяют четыре стратегии выдачи карманных денег ребёнку. Первая — это выдача любой суммы по первому требованию, вторая — поощрение за хорошую учебу или работу по дому, третья — определенный объём карманных денег без условий, четвертая — выдача денег с условием ответственных трат.
Стратегия полного контроля трат взрослыми является ошибочной. Но следует обсудить с ребёнком, какие траты являются допустимыми, а какие — нет. Например, допустимо покупать учебные принадлежности или откладывать определенную сумму на покупку электронных приборов, но недопустимо тратить карманные деньги на вредные привычки — алкоголь, сигареты или наркотики. Наличие карманных денег у ребёнка или подростка дает определенную степень свободы, которой ему предстоит научиться пользоваться.
Каждый человек имеет опыт нерациональной траты денег. Даже взрослые могу совершать бездумные покупки, поэтому право на ошибку имеет и ребёнок. Поэтому вариантом решения проблемы будет выдача определенной суммы на конкретную задачу. Если ребёнок или подросток копит деньги на крупную покупку, то взрослые могут подсказать ему, где и как лучше это сделать, или выбрать более бюджетный вариант товара с нужными характеристиками.
Воспитание детей в бережном и рациональном отношении к финансам — это часть развития общей культуры отношений в социуме. Ребёнку необходимо иметь представление о доходах семьи и их связи с приобретением предметов быта, лечением, образованием или путешествиями. Получая карманные деньги с определенного возраста, он постепенно учится обращаться с ними, приобретать нужные товары в магазине, откладывать определенные суммы на крупные покупки или самостоятельно зарабатывать во время каникул. К началу взрослой жизни у него сформируются навыки правильного и рационального обращения с финансами.