Тема выполнения домашнего задания становится все более острой в последнее время. Еще 20 лет назад уникальной считалась ситуация, когда родители не выходят на работу, пока дети учатся в первом классе. А сейчас ненормальной выглядит ситуация, когда мама не контролирует исполнения уроков даже у ученика средней школы. При этом школьная система постоянно реформируется, чтобы сделать программу более удобной для усвоения. Что же происходит?
Дети в системе образования
Большинство родителей, даже из тех, кто «сидит с уроками» вместе с детьми, все равно рано или поздно произнесут фразу «дети должны делать уроки сами». Вообще-то именно таковой и задумывалась вся система школьного обучения — ведь это ребёнок учится, это он должен усваивать знания. Навыки и сведения ему объяснит учитель в школе, а домашнее задание — это способ закрепления полученного в классе материала и окончательного его усвоения. Это все — в идеале, а на практике родители чаще сталкиваются с тем, что без их помощи дети не делают уроки вовсе, а если и делают, то в голове оседает гораздо меньше знаний, чем нужно для хорошей успеваемости.
Школьная история
Такая ситуация связана со спецификой распространения школьного образования. Известно, что природа не предполагала для гармоничного развития человеческого существа никаких сидений за партами и постижения академических знаний. Соответственно, нервная система здорового ребёнка приспособлена под то, чтобы хорошо есть, набираться сил, получать от родителей информацию об окружающем мире, учиться добывать себе пищу, чтобы потом растить своих таких же детей. Но со времени выделения человека разумного прошло много времени. Человечество смогло накопить большой багаж знаний, который уже не передашь в виде баек у костра, для успешного существования в современном обществе ребёнку предстоит усвоить множество абстрактной и теоретической информации. Это большая нагрузка сама по себе.
Кроме того, обязательным школьное образование стало совсем недавно. Еще в начале 20 века было огромное количество неграмотного населения даже в больших городах, хорошим считался уровень образования в виде четырех классов. Но уже в середине прошлого столетия все дети сели за парты как минимум на восемь лет. Если раньше обучение было уделом желающих, то теперь это обязанность для всех. И интенсивность образования только набирает ход. Иностранный язык появляется в расписании не в 4 классе, как это было еще у современных родителей в их детстве, а уже во втором. Почти каждая школа имеет свою специализацию, какие-то предметы преподаются углубленно, количество часов в сетке уроков растет.
Сложности домашней работы
Все это имеет непосредственное отношение к качественному самостоятельному исполнению домашней работы — нервная система современных детей не в состоянии справиться с не свойственной для нее работой в больших количествах. Основных проблем перед родителями встает две — это академическая успеваемость и самодисциплина. С успеваемостью все понятно — детям сложно бывает усвоить материал только на основании того, что в школе говорит учитель. Даже если на уроке все было понятно, то пока прошли остальные занятия, пока ребёнок пообедал, пока дошел до дома — все напрочь выветрилось из головы. Он просто не может сообразить, и даже из учебника не всегда может получить информацию, «разжеванную» до необходимого ему уровня. Конечно, в таком случае ему может понадобиться помощь родителей. А маме с папой трудно это понять, особенно если сами они учились в школе хорошо. Увы, родители-отличники при этом забывают, что двоечники в их классе тоже были, и немало.
Проблема вторая распространена гораздо больше первой. Дети просто не могут заставить себя сесть за учебники. Это легко понять — вокруг столько соблазнов. Современный уровень развития технологий предлагает школьнику и множество каналов телевидения, и компьютерные игры, и сложные игрушки. Подростки часами могут просиживать за гаджетами, общаясь в социальных сетях. Родители в отчаянии — как же так? А чувство ответственности? Они снова вспоминают свой собственный опыт — «для нас существовало слово надо».
Тут стоит вспомнить о трех фактах. Во-первых, лет 30-40 назад было еще не так много развлечений, а значит, не было лишних соблазнов. Если ребёнок был не очень кампанейским и не пропадал часами на улице, то вариантом проведения свободного времени было только чтение, а значит, учиться было уже проще. И во-вторых, детская психология и педагогика тогда были не настолько ориентированы на ребёнка. «Ты должен» звучало очень часто, поэтому ничего удивительного, что чувство долга уже очень сильно довлело даже над первоклассником. Ну и в-третьих, более очевидна была связь хорошего образования и успешности в жизни. Папа Васи инженер, у него есть машина, а папа Пети рабочий без высшего образования, и у Пети только самые простые игрушки. Сейчас же высшее образование есть практически у всех, даже у рабочих, и наличие диплома вовсе не означает успешность в жизни. Не стоит вспоминать свое прошлое, оно не имеет никакого отношения к настоящему современных детей.
Родители могут помочь
Что же остается родителям? Увы, похоже, в современном обществе придется забыть о том, что качественное образование уровня 21 века дети могут получить полностью самостоятельно. Исключения редки, и это скорее везение, чем результат каких-либо педагогических усилий. Если не устраивает тот факт, что ребёнок в семье будет расти тихим троечником, в после девятого класса отправится получать профессию, то придется участвовать в его обучении активно, а это в первую очередь означает контроль выполнения домашнего задания.
Самую большую роль будет играть организация — для многих детей этого уже будет достаточно, чтобы успешно учиться в школе. Нужно создать ребёнку условия, в которых он сможет полностью посвятить себя урокам и ни на что не отвлекаться. Ему нужен будет удобный стол и стул, при использовании которых не заболит спина и не испортится зрение. Конечно, в комнате, где дети будут делать уроки, не должно быть включенных телевизоров, компьютеров и радиоприемников. Полную тишину создавать не надо, но спокойную обстановку родители должны обеспечить.
Самое главное — свести к минимуму попытки ребёнка увильнуть от выполнения заданий. Дети должны понять — домашнюю работу все равно придется сделать, причем хорошо. Не надо отпрашиваться попить водички десятый раз, не надо медитировать полчаса на настольную лампу — это только затягивает весь процесс, в итоге придется потратить больше времени. А ведь его бы можно было провести весело, когда будет закончена работа. Хитрости в виде спрятанных в ящике стола игрушек и гаджетов не сработают — родители заметят и уберут их на время выполнения домашней работы. В случае некачественного выполнения задания придется сделать работу над ошибками. Зачем так усложнять себе жизнь? Если такой контроль осуществлять каждый день, через какое-то время подобный режим занятий станет естественным для ребёнка и он привыкнет делать все сам.
Эти трудные подростки
Очень часто родители сталкиваются с проблемой самостоятельного приготовления домашнего задания, когда описанный выше этап уже успешно пройден, и дети стали подростками. Ученик начальной школы успешно и быстро справлялся с домашней работой, но вот он перешел в пятый класс, и как будто все вернулось в прошлое. У него появились проблемы с успеваемостью, его снова невозможно загнать за уроки, да и просто общаться стало сложно. На каждое слово звучит противоречие в ответ, и хорошо, если не в грубой форме.
Как можно было догадаться, здесь имеют место два фактора. Первый — это изменение привычной системы обучения. В начальной школе дети находились под опекой одной учительницы, в средней подростки сами ходят по разным кабинетам, от них требуется больше собранности и организованности для этого. В расписании появляется больше уроков, прибавляются учебные дисциплины. Все это оказывает лишнюю нагрузку на нервную систему. А ее подтачивает второй фактор — переходный возраст. Подростки переживают гормональную перестройку, организм штормит и ребёнок сам толком не может разобраться в своих реакциях и приоритетах. Где уж тут часами просиживать за уроками!
Родители должны снова проявить выдержку и терпение. Это еще один период, когда детям нужна помощь. Да, в прошлом году удавалось справляться с учебой самостоятельно, а теперь нужна направляющая рука. И при этом еще придется объяснить самому подростку, почему родители снова будут контролировать его домашнюю работу, и не дадут ему «скоро все сделать самому». И возможно, ответить на вопрос «ты что, мне не доверяешь?!» Это очень сложно. А кто сказал, что растить детей успешными будет просто?