Дети, их здоровье и благополучие являются приоритетными темами для каждого родителя. Школа, в свою очередь, первый шажок в самостоятельную жизнь. Оттого, насколько ребёнку комфортно в ее стенах, зависит успешность его развития как личности. Детям сложно полноценно сосредоточиться на уроках, если они стали объектом обид или насмешек коллектива или отдельных одноклассников. Если пустить проблему на самотек, она может вылиться в развитие комплексов, появление недоверия, озлобленности, невозможность принятия решений и ослабление силы воли. Как не просмотреть тревожные звоночки, сделать развитие ребёнка более комфортным и помочь справиться с проблемой, поговорим в статье.
Возраст детей и проблемы: как понять, что ребёнка обижают
Насмешкам может быть подвержен каждый школьник. Возраст детей не играет роли. Часто случается, что ребёнок, подверженный издевательствам, умалчивает о своих проблемах. Для того чтобы понять, что его обижают, рассмотрим несколько симптомов, указывающих на это.
- У школьника снижается успеваемость, он отказывается посещать занятия, старается найти для этого множество причин.
- На протяжении учебной недели наблюдается подавленность и депрессивное состояние, к выходным ситуация становится лучше.
- Не стоит пропускать внешние признаки: пропажа или порча вещей, синяки или покраснения, оставленные от побоев. Также может появиться бессонница, ночные кошмары, энурез, нервный тик или заикание. На уровне психосоматики ребёнок, подверженный частым стрессам, может чаще болеть.
- Также могут присутствовать косвенные признаки, например, симптомом психологических проблем в некоторых случаях может служить жалоба на головные боли и дискомфорт в области живота.
- Изменения в поведении, такие, как появление плаксивости, замкнутости, тревожности, нежелание спать по ночам в одиночку в комнате. Могут поступать и конкретные жалобы на обидчиков.
- Появление одного или нескольких признаков из списка у детей служит тревожным звоночком. Даже если ситуация не слишком серьезная, подобные изменения повод для откровенного разговора по душам.
Развитие ребёнка: стоит ли родителям вмешиваться в конфликт
Конфликты среди детей — вещь распространенная. Развитие ребёнка проходит всестороннее. На примере детсадовских и школьных конфликтных ситуаций ему приходится разбираться, как из них выходить. Чаще, путем проб и ошибок, получается находить выход самостоятельно. Какова же роль родителей в этом процессе?
Развитие и воспитание детей — их главная задача, поэтому важно быть в курсе того, что происходит с ребёнком. Нужно чувствовать ту грань, после перехода которой, следует вмешаться. Обязательно стоит разобраться в причинах происходящего и составить план собственных действий, продумать варианты разрешения проблемы и наиболее подходящие способы. Решение затяжного конфликта — задача родителя, а не ребёнка. Для неокрепшего психически «маленького человека» настоящая травля коллектива может быть слишком тяжелой ношей с неприятными последствиями.
Хорошей идеей будет обратиться к психологу. Специалист, владея всеми тонкостями течения конфликта, сможет оказать квалифицированную помощь родителям, скоординировать дальнейшие действия направить в нужное русло.
Развитие и воспитание детей: чего не стоит делать
Дети ссорятся, потом мирятся. Часто ситуация выходит из-под контроля, и требуется прямое вмешательство ответственного за происходящее — родителей. Первое, чего не следует делать в подобной ситуации — сразу же отправляться разбираться самостоятельно с обидчиками. Громкие выяснения отношений с классным руководителем или самими детьми, участвующими в конфликте, могут привести к еще большему неодобрению ребёнка-жертвы. В развитииребёнка важно позволять ему быть самостоятельным, естественно, в разумных пределах. Особенно негативно может обернуться ситуация, если родители, без ведома и одобрения чада, неприкрыто вмешиваются в ситуацию.
Также не стоит пускать все на самотек. Самоустранение из ситуации — вторая ненужная крайность. Дети должны ощущать поддержку родителей. Ребёнку важно знать, что вдруг, если ситуация выйдет из-под контроля мама и папа не оставят в беде. Нужно постараться понять суть ситуации, после чего помочь практическими советами и наставлениями.
Отдельно следует сказать о самих советах. В корне неверными будут шаблонные фразы, типа: «Нужно дать в лоб» или «Не обращай внимания». Не разобравшись полностью в ситуации, родитель таким способом либо провоцирует дальнейшее разжигание конфликта в виде драки, либо дает ребёнку понять, что такое к нему отношение — это норма.
Как родителям помочь своим детям: советы психологов
Первое, что следует сделать — разобраться в истинных масштабах «бедствия». Часто, особенно в младшем возрасте детей, они склонны преувеличивать свои обиды, чтобы их жалели. Или же наоборот — стесняются рассказать все, боясь неодобрения. В выяснении причины поможет разговор по душам. Для начала важно выяснить причину конфликта, помочь проанализировать собственное поведение и поведение оппонента. Возможно, ребёнок несколько ранее причинил вред своему обидчику, и это повлекло такую реакцию. В этом случае следует объяснить, как себя нужно было повести, но не ругать и не осуждать. Если ребёнок не сделал ничего плохого — он ни в чем не виноват, и это важно донести до него с первых же секунд.
На следующем этапе можно предложить свою помощь, не навязывая ее, выдвинуть несколько советов. Ребёнок должен чувствовать себя нужным, принятым и понятым — это задача родителя. В качестве помощи в примирении можно предложить устроить праздник, на который пригласить всех, в том числе и недоброжелателей. Особенно хорошо это действует, если возраст детей еще не превышает младшие классы. Дети отходчивы, а веселье поможет быстрее переключиться и забыть старые обиды.
Для повышения самооценки ребёнка можно отдать его в спортивную секцию, но только с согласия. В условиях тренировок он найдет новых друзей-единомышленников, почувствует себя более твердо в обществе, или просто отвлечется.
Нужно объяснить, что внешность, изъяны, бедность — не повод для издевательств и его любят таким, какой он есть. В происходящем виноваты лишь провокаторы, которые, скорее всего, пытаются выглядеть сильнее, самоутвердиться за счет другого или же прикрыть собственные комплексы и недостатки. Возможно, обидчик сам чувствует себя слабым и неполноценным, отчего и старается за счет насмешек спрятаться за других детей. Единственное, что к нему можно испытывать — чувство жалости.
Иногда игнорирование может быть полезным. Забияке важно вывести на эмоции, получить реакцию, обратить на себя внимание. Например, если у ребёнка что-то постоянно отбирают, не стоит на это реагировать. Можно вскользь бросить холодную фразу: «Надоест играться, вернешь».
Слезы — естественная реакция организма, однако показывать их публике не самая хорошая идея. Если жертва не проявляет признаков мучения — истязать ее становится неинтересно, бессмысленно.
Также стоит обратиться к классному руководителю и поставить его в известность о том, что происходит в классе и за его пределами. Полезным будет проведение беседы с классом о негативных последствиях травли, без упоминания имен и строгих выговоров. Можно показать детям фильм, который демонстрирует ограниченность и комичность преследующих ребёнка негативных героев.