Воспитывая ребёнка, родители могут сталкиваться с разными трудностями. Непослушание детей, капризы, непонимание в семье — основные проблемы, с которыми взрослые часто обращаются за помощью к психологу или приводят к нему детей. Какие ошибки совершают в воспитании родители? Можно ли исправить их и как это сделать? Чем следует руководствоваться во время воспитания — строгостью или любовью?
Воспитание и любовь
Иногда мать и отец считают идею воспитания в семье самой главной. Это значит, что они готовы много времени уделять тому, чтобы учить детей, наставлять их, критиковать за плохое поведение, наказывать, чтобы они исправились или на себе ощутили результат собственных ошибок. Многие родители считают, что если не делать этого, ребёнок «отобьется от рук», вырастет эгоистом или преступником. Поэтому в таких семьях совместное времяпрепровождение членов семьи превращается в бесконечные нотации со стороны взрослых, независимо от того, совершил ребёнок проступок или нет.
Результат такой модели воспитания: со временем, дети отдалятся от матери и отца. Они устанут слушать постоянные нравоучения, которые, рождены, словно на пустом месте. Ребёнок, воспитанный в условиях постоянной критики, привыкает испытывать чувство вины и стыда и вскоре начинает верить, что с ним что-то не так. Результат такого ощущения — низкая самооценка и неуверенность в себе. Эмоционально детям очень тяжело жить в такой семье. Став подростками, они стараются поскорее отделиться от матери и отца, желают почувствовать свою самостоятельность и независимость. Иногда, следуя этому желанию, они попадают в плохую компанию, где, однако, их никто не критикует и не учит постоянно, как надо жить, не говорит о том, что они все делают неправильно. Повзрослев, они стремятся уехать от родителей — найти себе отдельное жилью или даже сменить город.
Чтобы этого не случилось, родители должны помнить, что, заниматься воспитанием — наказывать, говорить о морали, учить, что такое «хорошо» и «плохо» — нужно в ответ на проступок ребёнка, а не просто так, потому что выдалось свободное время или «Дети должны знать свое место». Если ребёнок не нарушает правила, безопасно выражает чувства, развивается, познает мир, совершает ошибки и объективно оценивает их, то не стоит «трогать» его. Воспитание — это не силовое воздействие со стороны матери и отца, а многосторонний процесс, требующий мудрости, терпения и эмпатии.
Что говорят и делают родители
Взрослые часто удивляются, почему ребёнок делает все наоборот — не так, как ему говорили старшие. На протяжении взросления, он, если сравнивать слова и поступки родителей, бессознательно отдает предпочтение второму фактору. Это значит, что ребёнок, скорее всего, будет расти агрессивным, если видит, что таким является папа и слова о том, что драться — нехорошо, не окажут воздействия.
Личный пример — один из важнейших способов воспитать ребёнка таким, каким хотят взрослые.
Капризы у ребёнка
Иногда дети ведут себя так, что заставляют взрослых чувствовать свое бессилие. Это — детские капризы. Первое поведение «Не хочу-не буду» проявляется в раннем возрасте и ребёнок, взрослея, склонен повторять его — когда идет в детский сад, школу или переживает психологическую травму.
Очень часто родители неправильно реагируют на капризное поведение — они наказывают, ругают, запрещают плакать, пытаются «сломить» ребёнка, чтобы он вел себя социально приемлемым образом, запрещают проявлять негативные чувства. Таким образом, они провоцируют усиление капризов. Как нужно реагировать?
Понять, что хочет ребёнок и то, что происходит с ним. Часто, дети капризничают не потому, что хотят сделать «назло» или обладают плохим характером, а от того, что чувствуют себя плохо — ощущают усталость, раздражительность, страх, тревогу, боль. В определенном возрасте капризное поведение проявляется как способ отстоять свою самостоятельность и проявить независимость. Здесь взрослым нужно быть терпеливыми, чтобы понять, какую потребность ребёнок пытается таким образом удовлетворить — в отдыхе, успокоении, поддержке, любви, безопасности. Нужно позволять ему выражать негативные чувства, такие как боль, страх, гнев, разочарование, однако, нужно учить делать это правильно — так, чтобы никто из окружающих не страдал от этого.
Ошибки в воспитании детей
Невозможно всегда правильно воспитывать ребёнка и не совершать ошибок. Стремление родителей к этому вызывает напряжение у всех членов семьи и отдаляет детей и взрослых друг от друга. Тогда, вместо того, чтобы стремиться к близости с детьми и находиться в ней, родители следуют своим ожиданиям, отдаляясь, при этом, от детей. Не стоит бояться ошибок в воспитании — их всегда можно исправить. Детская психика долгое время остается очень пластичной. Как только мать и отец меняют свое отношение к детям — становятся более понимающими, мягкими, признают индивидуальность ребёнка — он меняется «на глазах».
Один из периодов, когда взрослые могут исправить ошибки в воспитании — это подростковый возрасте. В детской психологии он считается вторым рождением ребёнка — в это время в нем происходят сильные изменения на физическом и психическом уровне. Поэтому данное время является благополучным для формирования стабильной самооценки, уверенности, общительности, близости в семье.
Когда дети взрослеют
Ребёнок, воспитываясь в семье, растет, меняется и не всегда, мать и отец правильно относятся к этому важному процессу. В детской и подростковой психологии считается необходимым условием полноценного развития ребёнка умение родителей отпускать его от себя, когда для этого наступает время. Часто взрослым трудно это сделать — они тревожатся, что ребёнок не справится без их помощи, не сумеет защитить себя, сопротивляются его чрезмерной активности, пугаются независимости суждений. Дети не вырастут самостоятельными, если вовремя «не отделятся». Поэтому, взрослым нужно дать ребёнку возможность в трехлетнем возрасте прожить кризис взросления, когда он пытается все делать сам, а в подростковом — ощутить свою индивидуальность. Не стоит в это время «ломать» его, пытаться сделать из него того, кем он не является. Четко установленные границы, понимание и поддержка — главные принципы прохождения возрастных кризисов взросления детей и отношения к ним в семье.