Детский церебральный паралич (ДЦП) известен давно. Римский император Клавдий имел некоторые дефекты с речью и необычную походку, что не мешало ему быть мудрым правителем и талантливым военачальником. И это не единичный случай, из-за эстетики в отношении к властителям не было принято упоминать о необъяснимом недуге. Конечно, маленькие пациенты с тяжелой формой заболевания умирали во младенчестве, могли выжить только дети с легкой формой болезни. И если в Европе начале ХХ-го века врачи только приступили к исследованию этих патологий и стали проводить медицинские и научные наблюдения за людьми со странными недугами, то в Китае благодаря традиционной Восточной медицине немощных больных буквально ставили на ноги.
Путем наблюдений медики установили, что ДЦП — заболевание центральной нервной системы, имеющее множество спастических и гиперкинетических форм, которые никогда не бывают похожи друг на друга. Особенность данного заболевания состоит в том, что при родах или после родов повреждается часть мозга, отвечающая за двигательные функции организма, но интеллект при этом почти всегда остается сохранным. С какого возраста лучше приступать к реабилитации детей с ДЦП? Как правильно ее проводить? И какие методики существуют? MedAboutMe попробует разобраться в данных вопросах и дать вам верные советы.
Правда и мифы о ДЦП
Как уже было сказано, существует много различных форм ДЦП, но ни одна не похожа на другую. Чтобы ребёнок в дальнейшем мог приспособиться к жизни, с ним надо заниматься и физически, и развивать его умственные способности. И причем, с самого раннего детства, с того момента, как установили диагноз. Чем раньше родители начинают заниматься реабилитацией ребёнка, тем больше шансов, что он станет самостоятельным. При этом родители должны понимать, что победить полностью ДЦП, увы, медицина пока не в силах. Но при определенных условиях можно добиться больших результатов. Действительно уникальными можно признать достижения китайских медиков, которые с помощью многовекового опыта умеют при раннем обнаружении ДЦП проводить реабилитацию, после которой пациент к совершеннолетию становится практически здоров. Заболевание, при котором сильно поврежден головной мозг и нервная система человека, при запущенной форме вылечить невозможно, разве что совсем легкие, еле заметные формы.
Но успех даже при тяжелых случаях зависит от родителей, родных и близких. Вера, надежда и желание — все это порой творит чудеса в медицине, как бы это странно не звучало. При этом родителям не стоит строить иллюзий, нужно просто набраться сил и вместе с ребёнком маленькими шагами двигаться в сторону заветной мечты. Главная же цель добиться того, чтобы ребёнок был приспособлен к самостоятельной жизни, пусть даже на коляске, и общению со сверстниками. И чтобы он был развит интеллектуально, чтобы с ним было интересно общаться.
Хитрости, существенно облегчающие жизнь больного с ДЦП
Известны две подгруппы ДЦП — спастическая и гиперкинетическая.
При спастической форме мышцы человека (ребёнка), когда он делает какое-либо движение, очень сильно напряжены, из-за чего он не может нормально двигаться. При гиперкинезах, когда человек пытается взять какой-то предмет, либо встать, возникают непроизвольные, резкие движения, мешающие контролировать его тело и конечности. Это происходит из-за того, что мозг, а вернее сказать, поврежденные нервные клетки отдают неправильные импульсы, а получающая их нервная система тоже повреждена. И до мышц эти импульсы доходят рывками, не плавно, что создает гиперкинезы.
Но с ними можно научиться жить, справляться самим, если знать небольшие хитрости.
Путем ежедневных упражнений можно со временем заставить здоровые клетки головного мозга, которые находятся вокруг поврежденных, взять на себя их функцию. На это может уйти не один месяц, но результат обязательно будет. Спастика (напряжение мышц) ослабевает, когда человек делает движения, не задумываясь о них, просто делает и все. А гиперкинезы частично уходят, если, допустим, брать яблоко со стола не по воздуху, а ведя рукой по столу, т. е. прижимая руку к поверхности. Также можно прижимать к стене, кровати, к собственной ноге, или беря рукой руку. Главное, чтобы рука была прижата к поверхности. И еще, что немаловажно при этом, надо научиться ровно, правильно дышать при любом движении.
С ребёнком, больным ДЦП, можно и нужно начинать заниматься с младенчества, где-то с 6-7 месяцев, когда активно идет формирование двигательных функций в мозге и ЦНС. При этом ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, необходимо найти квалифицированного специалиста — невропатолога, который подскажет родителям наиболее действенный метод реабилитации для их ребёнка, а также центр, где этот метод практикуют. И чаще всего в таких центрах организованы курсы для родителей, помогающие освоить все навыки помощи и реабилитации больных с ДЦП.
Какой метод адаптации ДЦП лучше выбрать?
Сейчас в Москве, да и по всей России, существуют центры лечения и реабилитации детей с ДЦП, практикующие различные методики, лекарства и вспомогательные средства, специальные костюмы, обувь, оборудование. Многие обещают вылечить ДЦП, готовые на все родители «покупаются» на эту уловку. И когда оказывается, что вылечить дитя невозможно, приходит разочарование. Но время, желание и стремление главные союзники родителей, в борьбе за здоровье малыша. При этом важно оценивать реальные возможности отечественной медицины.
Метод кондуктивной педагогики
Более продвинутая и проверенная многими поколениями, детьми и взрослыми с ДЦП, из разных стран мира — это методика кондуктивного воспитания, разработанная венгерским профессором Анреашом Пёте в первой половине ХХ-го века. Профессор Пёте еще в молодом возрасте задумался над тем, как помочь реабилитироваться людям с поражением ЦНС, потому что его отец страдал болезнью Паркинсона. Долгие годы он разрабатывал свою методику, применяя ее на пациентах.
Суть этой методики в том, что нервная система человека с заболеваниями ЦНС, несмотря на поражения, имеет скрытые резервы, которые могут взять на себя все функции больных клеток головного мозга и нервной системы, заставив их работать путем ежедневной гимнастики, индивидуально подобранной для каждого пациента. С детьми, считал Пёте, надо заниматься не только физическим, но и умственным развитием, все должно быть в комплексе. Только так можно адаптировать ребёнка, или взрослого человека с ДЦП к самостоятельной жизни в обществе.
Существенное отличие от западного мышления, где общество подстраивается под нужды инвалидов, состоит в том, что методика Андреаша Пёте, наоборот, реабилитирует и адаптирует больных с ДЦП к жизни в обществе, обучая их всем необходимым навыкам. Метод кондуктивной педагогики позволяет из всех детей с ДЦП адаптироваться к жизни и учиться в нормальной школе более 80%. Центры, разделенные по возрастным категориям, работающие по данному методу, есть не только в Будапеште, существуют филиалы центра в странах Европы, Азии и Америки. В Институт кондуктивной педагогики им. А. Пёте приезжают учиться методисты со всего мира.
Такой центр есть и в Москве. Туда принимают детей от полугода на начальный этап массажа и гимнастики, но основная работа начинается с 2 лет. Для каждого ребёнка подбирается индивидуальная программа упражнений, соответствующая его физическому и умственному развитию, занятия проводятся как в группах, так и индивидуально. Все занятия проводятся в игровой форме. Занятия состоят из двигательных упражнений на координацию движений, упражнений по крупной и мелкой моторике и комплекса дыхательных упражнений, когда каждое движение проговаривается вслух. Курс длится до двух-трех месяцев. На протяжении его родители учатся заниматься и помогать своему чаду, чтобы потом заниматься с чадом самостоятельно и закреплять полученные навыки.
Реабилитация детей с ДЦП может длиться от 3 лет и дольше, это зависит от степени поражения ЦНС, возраста ребёнка, когда с ним начали заниматься, и его умственных способностей, а также от настроя самих родителей. Чем старше ребёнок, тем дольше потребуется времени для обретения жизненных навыков. Однако радоваться нужно любому, пусть даже маленькому успеху, ведь для ребёнка доброе слово родных и близких очень важно, значит, есть ради чего двигаться дальше.
Метод лечения ДЦП профессора Козявкина
Метод лечения детского церебрального паралича профессора Козявкина основан на снятии напряжения с позвоночника. Метод соединяет коррекцию позвоночного столба с мультимодальным комплексом иных мероприятий. Во время этого метода дети проходят курс рефлексотерапии, массажа, осваивают ЛФК, ритмическую гимнастику, апитерапию (пчелолечение) и механотерапию. Надо сказать, что коррекция позвоночника и эти мероприятия помогают достичь определенных результатов. Биодинамическая коррекция дозволяет сформировать у ребёнка правильные движения. В итоге данные совместные комплексы занятий значительно поднимают жизненную планку ребёнка и его круга общения.
Еще в Москве есть и другие реабилитационные центры, где практикуют занятия по методике Войта, Бобат-терапии в нагрузочных костюмах, получившие название «Адель» и «Гравистат»,а также в пневмокостюме «Атлант». Но они не всем помогают, да и пока не имеют окончательных результатов научных исследований.
Цель
Есть вашему ребёнку поставлен диагноз ДЦП, не нужно думать, что это конец. Да, жизнь приготовила вам нелегкие испытания, но только вы сможете помочь ему адаптироваться в этом сложном мире. И именно ваше желание и стремление залог успеха продолжительной реабилитации вашего малыша. Важно бороться недугом по всем фронтам — заниматься комплексно, и физическим, и умственным развитием, водить на массаж, ЛФК, плавание и иппотерапию. Вполне возможно, что он будет учиться в нормальной школе, по общеобразовательной программе и в дальнейшем станет полноценным, самостоятельным членом общества. Главное, никогда не отчаиваться и верить в лучшее!