Несколько лет назад мир был потрясен признанием одной из самых известных и успешных голливудских актрис, Анджелины Джоли, об удалении ее обеих молочных желез. Пару лет назад другой известный актер, Чарли Шин, рассказал, что болен ВИЧ. Оба этих события всколыхнули общественность и привели к всплеску интереса населения к собственному здоровью. MedAboutMe разбирался, что же такое эффект знаменитости и насколько он полезен для здоровья.
Рак молочной железы: эффект Анджелины Джоли
Признание Джоли
В мае 2013 года New York Times опубликовала обращение актрисы Анджелины Джоли, в котором она сообщала, что в профилактических целях прошла процедуру двойной мастэктомии, то есть по ее желанию у нее были удалены обе молочные железы, а также в планах удаление яичников (процедура овариэктомии). Актриса объяснила, что врачи сообщили ей о 87%-ном риске развития рака груди и 50%-ной вероятности заболевания раком яичника.
Такие пугающие цифры взялись не из воздуха. Джоли является носительницей мутации гена BRCA1, что увеличивает онкориск заболевания раком молочной железы (РМЖ) до 60% и раком яичников до 15-40%. Кстати, российские ученые из онкоцентра им. Н.Н. Блохина считают, что риски еще выше. По их мнению, наличие данной мутации говорит о 80-95%-ной вероятности развития РМЖ и 27-60%-ной — рака яичников.
Что означают эти цифры? Вероятность того, что у рядовой жительницы США обнаружат рак груди, составляет примерно 12%, то есть из 100 выбранных наугад женщин лишь 12 в какой-нибудь момент своей жизни попадут к онкологу. Если же взять 100 американок с мутацией BRCA1, то из них на больничную койку отправятся 60 человек.
Еще один нюанс. Рак молочной железы бывает разный. В случае с мутацией BRCA1 высока вероятность развития особо агрессивной его формы — тройного негативного РМЖ, тяжело излечимого варианта болезни, который нередко вызывает рецидивы.
Важный момент: это ненаследуемое заболевание, то есть мутация не передается от матери к детям. И поэтому фактор наследственности рассматривается в данном случае совершенно отдельно. У Джоли от РМЖ умерла мать и тетя (сестра матери Анджелины). У первой заболевание было диагностировано в 46 лет, у второй — в 51 год. Онкология в семейной истории в 7 раз увеличивает риски заболевания.
Вот откуда взялись те самые 87%. А мастэктомия и овариэктомия снизили риск развития до менее чем 5%, то есть даже ниже среднестатистических рисков.
Реакция врачей и населения
Выступление актрисы вызвало бурную реакцию по всему миру. И врачи, и обычные люди бросились искать скрытые мотивы такого кардинального решения. На первое место, конечно, вышли финансовые интересы. Особенно популярной была версия о проплаченности Джоли компанией Myriad Genetics (MYGN), которая имеет патент на обследование по выявлению мутаций генов BRCA. Именно ее эксперты проводили анализы актрисы. На втором месте в рейтинге тех, кому это было выгодно, оказались производители силиконовых имплантов.
Но что бы не думали о мотивах Джоли обыватели, последовала и другая реакция. Актриса выступила в мае. Уже в июле того же года, по данным опроса Harris Interactive, 86% американок были в курсе медицинских подробностей ее операции. 5% из них запланировали обращение к врачу на предмет аналогичной процедуры — удалении обеих молочных желез. Исследователи экстраполировали процент участниц опроса на общую численность женского населения США и получили цифру в 6 миллионов. Конечно, в реальности такого количества операций проведено не было, но предварительная идея с определенной долей решительности высказывалась.
Согласно наблюдениям следующих трех лет, наблюдался всплеск обращений по поводу генетического тестирования на РМЖ. Анализ базы, включающей в себя 64 млн женщин в возрасте от 18 до 64 лет, показал, что в первые две недели после заявления Джоли число проведенных анализов на выявление генов BRCA выросло на 64%. И это несмотря на то, что стоимость теста в США составляет 3 тысячи долларов. Австралийские лаборатории, проводящие генетические тесты, также сообщили о росте числа обращений по поводу выявления мутаций BRCA в первый месяц после выступления актрисы: c 71 до 215. До конца 2013 года этот показатель составлял 181 обращение в месяц и 125 обращений в 2014 году.
Статистика по мастэктомии не столь прямолинейна. По предварительным данным, в первое время после выступления Джоли среди женщин, прошедших обследование, частота проведения операции даже снизилась на 3%. То есть, больше людей прошло тест на мутацию, но среди них было выявлено много женщин с низким риском развития РМЖ, поэтому доля направлений на мастэктомию оказалась ниже. Однако в 2015 году стали поступать данные из клиник Великобритании. В клинике Genesis Breast Cancer Prevention Centre в Найтингейле с января 2014 по июнь 2015 года число профилактических двойных мастэктомий составило 83 операции. Для сравнения: за аналогичный период 2011-2012 года этот же показатель равнялся 29. Причем рост в группе женщин с мутацией BRCA составил с 17 до 31 процедуры, а в группе высокого риска, но без мутаций BRCA — с 12 до 52. Ученые указывают на отсроченный эффект: между решением пойти к врачу, анализами и операцией должно пройти время. В данном случае всплеск числа мастэктомий начался через 9 месяцев после выступления Джоли.
В 2015 году Джоли снова выступила перед публикой и объявила, что решения об удалении молочных желез и яичников должны приниматься только в индивидуальном порядке. Она объяснила, что хирургическая операция была необходима в ее случае, но может оказаться ненужной для других женщин.
Аналогичный эффект наблюдался в Великобритании, когда популярная телеведущая Джейд Гуди в 2008 году во всеуслышание объявила о том, что у нее рак шейки матки. Как и в случае Джоли, последовала вспышка интереса граждан к методам диагностики данного заболевания. По оценкам экспертов, после выступления Гуди было проведено почти полмиллиона анализов сверх обычной нормы. Надо добавить, что журналистка умерла буквально через год после того, как окружающие узнали о ее диагнозе. Это дополнительно усиливало эмоциональный эффект от ее признания.
ВИЧ-инфекция: эффект Чарли Шина
Признание Шина
В ноябре 2015 года другая звезда Голливуда, Чарли Шин в интервью на канале NBC в шоу Today Show сообщил, что он ВИЧ-инфицирован. По его словам, за 4 года после обнаружения вируса в его крови он не раз сталкивался с шантажом и вымогательством и в общей сложности заплатил 7 млн фунтов, чтобы остановить тех, кто пытался сделать эту информацию достоянием общественности. «Сегодня я хочу освободить себя из этой тюрьмы», — заявил актер.
В отличие от Джоли, которой не повезло с родственниками и генами, Чарли Шин стал сам себе фактором риска. Активное употребление алкоголя и наркотиков, передозировки кокаина с попаданием в больницу и сопутствующие неприглядные поступки — этим была наполнена его жизнь с конца 1990-х. Лишь в последние годы он взял себя в руки и вернулся в Голливуд.
Один из главных вопросов, которые задавали ему люди, услышавшие о ВИЧ: сколько человек он успел заразить? Актер уверяет, что ни одного, так как не практиковал незащищенные половые акты с тех пор, как узнал, что заражен ВИЧ. Что, правда, не мешало, по его собственному признанию, не всегда сообщать о своей болезни половым партнерам, так как искренность нередко оборачивалась шантажом.
На данный момент Чарли Шин здоров, если можно так назвать человека с ВИЧ в крови. Количество вируса столь мало, что не определяется при анализах, актер регулярно принимает все необходимые препараты и надеется прожить долгую насыщенную жизнь.
Реакция населения
Выступление актера вызвало вспышку интереса к ВИЧ-инфекции, а точнее — к методам тестирования и профилактики заболевания.
Эксперты отмечают, что за последние 1,5 десятка лет интерес к ВИЧ порядком поугас. Если в 2004 году на 1000 сообщений в СМИ приходилось 67 новостей о ВИЧ, то в 2015 году этот показатель сократился до 12 сообщений. В день интервью Шина на NBC доля упоминаний ВИЧ в новостях выросла на 265%. Google зафиксировал небывалый всплеск интереса пользователей поисковых систем к ВИЧ, а также к методам выявления вируса и профилактики заражения, особенно к презервативам.
На практике интерес вылился в удвоение продаж теста OraQuick в следующие три недели после выхода в эфир интервью с актером. По подсчетам экспертов, это в 8 раз выше, чем во Всемирный день борьбы со СПИДом, когда традиционно целая армия СМИ напоминает обывателям об опасности этого заболевания, а по всему миру проходят кампании по повышению осведомленности населения о ВИЧ.
Врачи считают, что, несмотря на то, что никого нельзя обязать раскрывать о себе подобную информацию, акция Чарли Шина принесла значительную пользу и дала существенный эффект в деле укрепления здоровья граждан. По оценкам экспертов, из 1,2 млн американцев, зараженных ВИЧ, каждый восьмой даже не знает о своем положительном статусе. И возможно выступление Шина стало для кого-то первым шагом к спасению жизни — своей и чужих.
Чарли Шин стал не первой «звездой», совершившей публичное признание в инфицированности ВИЧ. Американский актер Рок Хадсон – первая знаменитость, публично сообщившая о своем ВИЧ-статусе. А в ноябре 1991 года на конференции в Лондоне лидер группы Queen Фредди Меркьюри официально признался, что болен СПИДом. По его словам, целью выступления было остановить слухи и сплетни в СМИ и защитить от них своих близких. Он призвал не растаптывать людей, заразившихся ВИЧ, а помогать им, чтобы остановить распространение болезни. Также поступили музыкант группы Erasure Энди Белл, бывший министр культуры Великобритании Крис Смит, баскетболист-легенда Ирвин «Мэджик» Джонсон, россиянка и первая красавица конкурса «Мисс позитив» Светлана Изамбаева и др.
Эффект Шина оказался наиболее ярко выражен. Как-то история не сохранила понятий «эффект Меркьюри» или «эффект Изамбаевой». Объяснить такую разницу в реакции граждан можно сочетанием сразу нескольких факторов. Чарли Шин — известный актер. Полузабытый, скандальный, но это актер, которого знает весь мир.
Чем выше уровень эмпатии, сопереживания группы людей конкретному человеку, тем легче эту группу мотивировать. Всего лишь один человек, но такой как Шин, раскрывая свой ВИЧ-статус, является более убедительным, чем безымянные умершие от СПИДа или лекции лидеров общественного здравоохранения.
Надо также учитывать, что признание Шина пришлось на эпоху интернета. Не зря все исследователи эффекта Шина в первую очередь упоминают скачок запросов к Google — это самая наглядная иллюстрация интереса людей, имеющих доступ к Всемирной паутине.
Выступления «звезд», опасные для здоровья
Итак, мнение «звезд» важно для населения, люди прислушиваются к ним и с готовностью идут в указанном направлении. Но известны случаи, когда выступления знаменитостей оказывали негативный эффект для общественного здравоохранения.
Самый яркий пример — гениальный актер, любимец публики Джим Керри. Увы, Керри — противник прививок и активно поддерживает движение антивакцинаторов в США. В 2011 году The Huffington Post опубликовала его статью, в которой актер уверяет, что вакцины небезопасны, а их распространение связано исключительно с жаждой наживы фармацевтических компаний. Керри упоминает и «аутизм от прививок», и теорию о вакцинозе и в целом создает у читателя негативный образ вакцинации. Неудивительно, что ссылки и цитаты из этой статьи можно найти на форумах антипрививочников всего мира, в том числе, и в России. Скольких человек статья Керри убедила не торопиться с вакцинацией, статистика умалчивает.
- Выступления знаменитостей с шокирующими сообщениями, касающимися их здоровья, действительно влияют на умы народных масс. Этого нельзя отрицать. Они имеют больший вес, чем любая кампания государственных служб, хотя их эффект достаточно кратковременен.
- Взвешенное выступление, аргументированное и без признаков паники, может принести немалую пользу для общественного здравоохранения. Сообщение Джоли было не просто информационным поводом для обсуждения РМЖ. Актриса продемонстрировала, что есть жизнь после рака, а женщины, перенесшие мастэктомию, остаются представительницами прекрасного пола. И если интервью Шина, скорее, пугало, то обращение Джоли, напротив, было поддержкой для тех, кто столкнулся с болезнью, и предупреждением тем, кто слишком долго откладывал поход к врачу.
- В то же время надо помнить, что выступление публичного человека — это лишь его индивидуальный опыт. И повышенный интерес к теме, которую поднимает «звезда» — всего лишь повод узнать больше, и только после этого принимать собственное осознанное и обдуманное решение.
- И именно в информационном поводе основная ценность выступлений «звезд». Казалось бы, сегодня интернет наводнен данными о подавляющем большинстве заболеваний, волнующих население. Но каждый раз выступление «звезд» на тему здоровья высвечивает огромные информационные провалы в головах у граждан. Эксперты подчеркивают, что речь Джоли в 2013 году обнаружила потрясающую неосведомленность среднестатистических граждан в вопросах профилактики рака. И в этом смысле, конечно, подобные выступления нужны. Ибо кого же еще послушает население, как не своих любимцев?