Современная школьная программа с каждым годом претерпевает изменения в сторону облегчения адаптации к школьной жизни вчерашних дошкольников. Для детей почти в каждом детском садике открыты подготовительные курсы, начальная школа длится не три года, как было еще тридцать лет назад, а четыре. Дети не получают оценок, чтобы не получить сильный стресс на старте в случае неудач. Уроки на дому не приветствуются. Однако с каждым годом родители замечают, что ребёнку учиться все сложнее и сложнее. Почему так?
Дети не виноваты
В последнее время очень многие дети получают уже в первом классе рекомендацию от учителя посетить логопеда. Это связано не с тем, что увеличилось количество детей с патологиями речевого или интеллектуального развития. Просто современные логопедия и педагогика все больше разворачиваются лицом к ребёнку. Раньше ученику учитель просто ставил двойку, а родители обвиняли его в лени и глупости. Теперь педагоги понимают, что плохая успеваемость и проблемы с обучением — не вина ребёнка, а его беда. Он не может усваивать материал наравне с остальным классом иногда не потому, что мало старается, а потому что просто не может. При этом интеллект ребёнка сохранен. Просто ему нужны дополнительные специальные занятия.
В большинстве случаев проблемы вызваны нарушением в координации. Речь идет не обязательно о координации движений, хотя стойкие нарушения почерка также свидетельствуют о том, что ребёнку лучше посетить логопеда. Зрительно-моторная координация — это восприятие соотношения объектов в пространстве. Для того чтобы понять, что красный круг находится именно слева от синего квадрата, мозг должен проанализировать и правильно классифицировать эту информацию. Чтобы ребёнок по просьбе педагога нарисовал такую композицию, в сознании должно произойти множество сложных процессов: понять, что значит «слева» (не перепутать с «справа», «выше», и т. д.), что такое круг и квадрат, какая фигура в какой цвет окрашена, что именно с какой стороны находится.
Проблемы с уроками
У взрослых людей такие процессы происходят автоматически, дети без логопедических проблем также быстро приучаются к такой автоматизации. Но не всем ученикам везет, и тогда уроки становятся настоящим мучением. Первым страдает правописание. Пока нужно обводить составные части букв, ребёнок еще не испытывает проблем, от него требуется только аккуратность. Но когда крючки и кружочки понадобится объединять в буквенный знак — ребёнок начнет путать взаимное расположение разных частей. Написать длинную палочку справа или слева от кружка в букве «Р»? Мозг путает информацию, практика не дает результатов с нужной скоростью, в тетрадях снова и снова плохие отметки, уроки занимают вечность.
В чтении наблюдаются не меньшие проблемы. Ребёнок даже запомнит алфавит, он может научиться читать слоги — но все равно снова и снова он будет пытаться читать слов не с того конца или вовсе с середины. Он может путать окончания слов, пропускать буквы и целые слоги. Все в целом это делает процесс чтения не увлекательным занятием, а тяжелым изматывающим трудом при очень низкой скорости. То же самое в математике — чем плюс отличается от знака умножения, и какие действия при этом надо совершить? Выученное наизусть правило не сориентирует, как именно поступать в конкретном примере.
Как помочь ребёнку
Понятно, что при наличии таких проблем уроки будут требовать от ребёнка приложения больших усилий, и в целом успеваемость будет оставаться довольно низкой. Не удивительно, что выполнение домашнего задания не будет любимым занятием для ученика — делать уроки обычно не любят даже вполне успешные школьники. Родители не должны обвинять ребёнка в отсутствии старания — им стоит отвезти его на консультацию к логопеду. Без помощи специалиста ученик и вовсе проникнется отвращением к урокам и в самом деле перестанет стараться. Зачем, если все равно не получится, и родители будут ругать?
Важно показать ребёнку, что родители на его стороне, они понимают природу его затруднений и готовы помочь. Если имеют место серьезные системные нарушения, специалист направит ученика на комиссию, где с ним пообщаются логопед, психолог, дефектолог и нейропсихолог. Возможно, будут поставлены диагнозы «дислексия» или «дисграфия», но в любом случае родители получат от комиссии подробные рекомендации о том, как помочь с учебой в такой ситуации.
Родители должны проявить терпение
Как ни странно, но традиционная рекомендация «читать больше, решать примеров больше» здесь не сработает. Для ребёнка с логопедическими проблемами это все равно что человека на костылях учить бегать ежедневными кроссами. Зато прекрасно подойдет принцип «лучше меньше, да лучше» — у ученика должна быть каждый день хоть какая-то работы, выполненная идеально. Лучше отделить такие занятия от школьного домашнего задания и вообще не смешивать в сознании ребёнка эти два вида деятельности. Перед тем, как сесть за уроки, пусть ребёнок выполнит дополнительную задачу наилучшим образом.
Это может быть предложение или даже несколько слов, записанные под диктовку. Возможно, родители предложат решить совсем простую задачу или пару примеров. Очень важное правило — задание должно быть выполнено и оформлено красиво, аккуратно, без ошибок. Ребёнок должен приложить к этому все усилия, а родители должны постоянно контролировать рабочий процесс. Все свои действия, написание каждой буквы и цифры поначалу нужно проговаривать. Родители должны быть готовы к тому, что период «поначалу» затянется на несколько месяцев — это естественное течение отработки навыка.
Торопиться переходить к следующим стадиям развития не стоит. Смысл подобных занятий на идеальную отработку навыка состоит не в том, чтобы ребёнок отработал и освоил какую-либо задачу, а в автоматизации процесса. Ведь сами родители уже давно не думают, с какой стороны находится палочка у буквы Р и как вообще эта буква выглядит — они пишут буквы и соединения между ними автоматически.
А у ребёнка этот этап не наступает ни с буквами, ни с цифрами, так как стандартного количества повторений (примерно двадцать) для автоматизации навыка ему мало. Нужно повторять процесс гораздо большее количество раз — не меньше ста. Причем любая ошибка и помарка существенно снижает эффективность занятий — ведь в этот раз ребёнок так и не выполнил нужной работы, он опять сделал не так. Принцип «запомнит ошибку и в следующий раз сделает правильно» не срабатывает. Поэтому лучше писать одно и то же предложение очень медленно, зато правильно и красиво. Родителям бывает сложно вынести такие занятия чисто психологически, но эти усилия точно окупятся в будущем ребёнка.