Детство современных детей принципиально иное. Прежде всего, каждый день они получают гораздо больше информации, чем их родители. Они меньше играют во дворах, предпочитая общаться со сверстниками при помощи социальных сетей и посещают больше всевозможных кружков и секций. Требования к современным детям гораздо выше, а школьная программа — сложнее. Взрослые считают их более возбудимыми и гиперактивными, потому что темп жизни по сравнению с 1980-ми и 1990-ми годами существенно вырос. Одним из наиболее актуальных вопросов для родителей и педагогов остается вопрос о приучении ребёнка к чтению книг.
Отличие детства современных детей от детства родителей
Многие атрибуты детства, характерные для предыдущих поколений, сегодня ушли в прошлое. Например, сегодня уже редко можно встретить девочек, играющих в «резиночки» или мальчиков, играющих в «казаки-разбойники». Примечательный и одновременно для кого-то грустный факт — у современных детей практически нет разбитых коленок. Но у них есть множество внеклассных занятий в кружках и секциях, которые поколение родителей не могли себе даже представить.
По мнению одних педагогов и психологов, у современных детей нет детства, поскольку родители слишком озабочены их ранним всесторонним развитием. Иностранным языкам нередко начинают обучать, когда малышу нет и года. А к моменту, когда он идет в школу, количество внеклассных занятий возрастает и к ним прибавляется школьная программа.
Другие специалисты считают, что детство слишком затягивается, поскольку современные дети, лишенные игр во дворах и живого общения, не привыкают к самостоятельности и слишком поздно взрослеют. Кроме того, родители решают за них слишком многое — какие кружки посещать, с кем общаться, и в результате у них просто не остается свободы выбора.
И взрослые, и дети теряются в быстро меняющемся мире. Уже сегодня психологи и карьерные консультанты говорят о невозможности воспитывать их по старым традиционным моделям, потому что неизвестно, какие навыки будут востребованы, когда они вырастут и будут получать профессию. Но одно остается важным — необходимость развивать критическое мышление и учить ориентироваться в возрастающем потоке информации.
Влияние чтения на развитие ребёнка
Родители и педагоги часто задаются вопросом — есть ли в современном детстве место для чтения книг? Ведь дети предпочитают мультики и компьютерные игры, и, на первый взгляд, книжки кажутся им гораздо менее интересными.
Тем не менее, полки книжных магазинов не пустеют, а выбор детской книжной продукции растет, вопреки распространенному мнению, что современные дети не любят читать. Чтение всегда играло серьезную роль в развитии ребёнка. Но любовь к нему появлялась там, где любили читать родители, бабушки и дедушки.
Какую пользу приносит чтение книг:
- расширяет кругозор и представление об окружающем мире;
- развивает образное и логическое мышление;
- расширяет словарный запас и развивает способность составлять предложения;
- способствует лучшему усвоению родного языка.
Даже самое раннее развитие ребёнка не обходится без чтения книг. Для малышей в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет хорошо подойдут сказки, потешки, прибаутки. Начиная с 3-5 лет можно читать литературные сказки и задавать вопросы о героях, их характерах и поступках. Таким образом, ребёнок развивает логическое мышление, больше узнает о людях, животных и окружающем мире.
Обучать детей чтению необходимо еще до того, как они пойдут в школу. К сожалению, времени на изучение букваря сегодня значительно меньше, поэтому лучше учить читать примерно за год до начала освоения школьной программы. Спешка в изучении букв — не лучшее решение, поскольку ребёнок может переживать и нервничать, если его слишком торопить.
Несмотря на обилие визуального контента, окружающего современных детей, он не может развить логическое и образное мышление в той мере, в которой это делает чтение книг.
Нужно ли прививать современному ребёнку любовь к чтению?
Любовь к чтению книг не возникает сама по себе. Чтобы детям нравилось читать, необходимо, чтобы читали взрослые. Отличным вариантом совместного времяпрепровождения будет семейное чтение вслух вместо просмотра телевизора или компьютера. Ну, а сказка на ночь прекрасно налаживает контакт между детьми и родителями.
Чтение ни в коем случае не должно навязываться насильно. Если родители считают, что гармоничное развитие ребёнка невозможно без чтения книг, то некоторые рекомендации помогут им это сделать ненавязчиво и эффективно.
Что следует делать:
- вносить в процесс чтения элемент игры. Одно из хороших решений активно использовалось еще во времена, когда дети с удовольствием слушали радиопередачи или смотрели популярную телепрограмму «В гостях у сказки». Им предлагалось нарисовать героев любимых книг. Также можно вылепить персонажа из пластилина или по-другому представить его в виде объёмной фигуры;
- не навязывать свои литературные предпочтения. Дети имеют право читать то, что нравится им;
- не заставлять дочитывать книги до конца. Здесь можно применить «правило 50 страниц» — если после их прочтения интерес к книге не развивается, то лучше отложить ее и вернуться к ней позже;
- не ставить условия и не «покупать» чтение книг. Данный подход точно не привьет любовь к чтению, поскольку носит манипулятивный характер;
- читать вместе с детьми. Маленькие дети копируют поведение родителей, поэтому они непременно полюбят книги, если читать их с увлечением.
Поскольку первые представления об окружающем мире приходит из родного дома, то в семьях, где взрослые много читают, интерес к чтению у детей возникнет обязательно. И понятия «заставлять» или «приучать» перестанут быть актуальными. Книга станет одним из самых любимых и самых лучших способов досуга для детей, несмотря на обилие смартфонов, планшетов и мультфильмов. Ведь визуальный контент обладает совершенно иной структурой и по-другому воздействует на психику — часто не самым лучшим образом. Основными задачами книги по-прежнему остаются развитие мышление и умение ориентироваться в потоке информации, которое так необходимо детям.