Дети нашего времени чуть ли не с пеленок становятся заложниками цифровых технологий. Даже еще не научившись читать, они легко осваивают компьютер. Родителей это приводит в замешательство — как бы не потерять ребёнка где-то в виртуальном мире.
Компьютер в жизни детей: польза или вред?
Компьютерная зависимость чаще всего появляется у детей в возрасте 10-16 лет. И здесь нет ничего удивительного — в этом виновато неустойчивое психоэмоциональное здоровье детей. Но проблема еще и в том, что возраст поклонников Интернета молодеет и все чаще на компьютерные игры «подсаживаются» учащиеся младших классов и даже дошкольники.
Безусловно, компьютер — вещь полезная. Многие ученики используют его в процессе занятий. В настоящее время даже задание на дом иногда присылают на электронную почту, не говоря уже о ведении электронных журналов и дневников. Но при всем этом в большей степени дети используют компьютерную технику для игры. Причем играют больше мальчики, потому как азарт и стремление к победе — истинно мужские черты характера. И примерно каждый четвертый малыш признается, что ему очень сложно заставить себя закрыть игру. А это, как утверждают психологи, уже тревожный симптом. Ведь избавиться от этого вида зависимости, как и от любого другого, порой бывает очень сложно.
Почему ребёнка привлекают компьютерные игры?
Почему детей так привлекает виртуальный мир? Почему футболу и настольным играм они предпочитают компьютерные? Это происходит потому, что в виртуальном мире они могут все — драться, стрелять, даже самостоятельно придумывать сюжет, а также устанавливать правила. Здесь ребёнок может быть крутым и отважным, и никто не узнает, что в действительности он трусит. И даже если его «убьют» — можно «воскреснуть», потому что впереди целых шесть жизней.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что такие игры — это, прежде всего, занятия для детей нерешительных, а также не уверенных в себе, которым трудно взаимодействовать с окружающим миром. Если подросток в школе не имеет авторитета, если к его мнению не прислушиваются ни ровесники, ни взрослые — игра становится возможностью самоутвердиться. Кроме того, усаживаясь перед монитором, малыш забывает о неприятностях в семье или школе, о сложностях в общении с ровесниками, даже о невыученных уроках. Столкнувшись с проблемами в реальной жизни, дети прячутся в виртуальной, где чувствуют себя в безопасности.
Только «виртуальные побеги» не могут помочь решить имеющиеся проблемы — двойки не исправляются, дружба с одноклассниками не получается, а недовольство родителей еще усиливается. И что делают дети? Вместо того, чтобы бороться с трудностями и налаживать взаимодействие с настоящим миром, они снова погружаются в пучину Интернета. Соответственно, такие занятия для детей не способствуют развитию его личности. Главной целью (а порой и единственной) становится прохождение очередного уровня игры либо ее победный финал. А потом начало новой…
Влияние вредной привычки на здоровье детей
Многие игры создавались для взрослых. Следовательно, особенности психологического здоровья детей в процессе их написания никто не учитывал. А если обратить внимание на те моменты, что там постоянно кого-нибудь убивают, то становится ясно, почему дети после подобных игрушек становятся агрессивными. Более того, сами дети считают свое поведение нормальным, потому что их любимые персонажи ведут себя точно так же. И чем чаще ребёнок играет, тем сильнее становится его агрессия к окружающим.
Создатели игр в попытке оградить детей от своей продукции, в которой есть насилие, предупреждают, что она предназначена только для взрослых. Однако азарт у маленьких геймеров от этого только растет и можно даже не сомневаться, что они отыщут способ заполучить запрещенную игру.
По утверждению психологов, наиболее опасными играми, влияющими на психологическое здоровье детей, являются ролевые, играют в которые преимущественно подростки. Дети до такой степени привыкают к образу своего героя, что начинают видеть мир его глазами. А если ребёнок играет онлайн, то он может придумывать собственных персонажей и устанавливать свои условия, которые потом переносит в окружающий мир.
Зависимость появляется не лишь от компьютерных игр, но и от самого Интернета. Дети могут часами сидеть в социальных сетях, общаться на всевозможных чатах, а также форумах. В результате виртуальный способ общения постепенно вытесняет реальный. Вместо того, чтобы выстраивать отношения с настоящими людьми, дети строчат сообщения виртуальным, зачастую даже не представляя, как те выглядят. А в действительности общительная «семиклассница» способна оказаться не зрелым мужчиной, развлекающимся подобным образом. А еще хуже — это может оказаться человек с нарушениями психики, что представляет угрозу для жизни ребёнка. Вредная привычка к компьютерным играм влечет за собой и прочие проблемы — искривление позвоночника, снижение зрения.
Как развивается зависимость?
Как мы уже говорили, зависимость может появиться от Интернета. И все же в большинстве случаев причиной ее развития становятся именно игры. И это происходит не сразу.
- Первая ступень — простое любопытство. Начиная новую игру, дети увлекаются — им нравится сюжет, оформление, спецэффекты, реалистичные изображения. На этом уровне подобное увлечение не представляет особой опасности. Дети играют не систематически, а время от времени, параллельно занимаясь другими делами — бегают во дворе, общаются со сверстниками.
- На второй ступени стоит увлечение. Дети до такой степени увлекаются, что начинают играть постоянно. У них развивается игровая потребность, которая может быть настолько сильной, что если у ребёнка отобрать ноутбук силой, он пойдет туда, где может продолжить свое занятие — к товарищу либо интернет-кафе. Такое поведение должно вызвать беспокойство у родителей.
- Третья ступень — это уже зависимость. Маленький геймер все больше погружается в виртуальный мир, практически отказываясь от взаимодействия с настоящим. Он может общаться с приятелями, но, как правило, такими же фанатами компьютерных игр. Меняется характер подростка — он становится беспокойным, вспыльчивым, агрессивным. Если дело обстоит подобным образом, решать проблему желательно уже со специалистом.
Занятия для детей, которые помогут в борьбе с зависимостью
Помочь ребёнку избавиться от зависимости можно лишь при условии позитивного сотрудничества и уважения личности. Специалисты предлагают такие действия:
- Играть вместе с ребёнком. Да, вы не ослышались — нужно играть в его игру и пояснять, что в ней интересно, а что выглядит глупо. Такое поведение покажет ребёнку, что его понимают и даст возможность дальнейшего взаимодействия.
- Попросить ребёнка вести учет времени, потраченного на игры. Возможно, он сам не замечал, сколько времени тратит, и будет удивлен результатом.
- Рассказать, как можно было воспользоваться временем, потраченным на игры, — записаться в секцию и освоить, например, карате или научиться плавать. И то, и другое позволило бы подростку укрепить авторитет среди сверстников.
- Организовать занятия для детей на природе, пригласив его друзей.
- Поощрять самостоятельную деятельность детей и не забывать хвалить за достигнутые (пусть и небольшие) успехи.
Родители должны с самого начала помогать ребёнку сформировать культуру общения с компьютером. Показывать, что кроме вредных игр и социальных сетей еще есть обучающие программы, развивающие занятия и так далее. Цель взрослых — помочь ребёнку сформировать адекватное отношение к Интернету и сделать его жизнь интересной. Тогда виртуальные развлечения не смогут с ней соревноваться.